Главные вкладки

    Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.
    план-конспект на тему

    Кривцова Ирина Евгеньевна

    Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Итоговое занятие по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе.

    Тема: Приключения в Школе Волшебников

    Программное содержание:

    -закрепить умение детей проводить звуковой анализ слов, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

    - закрепить умение делить слова на слоги, определять количество слогов, место ударения в слове.

    - закрепить умение подбирать синонимы, антонимы, изменять прилагательные по родам и числам, образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

    - закрепить умение составлять короткий рассказ по картинкам, устанавливая последовательность событий.

    - закрепить понятия: звук, слово, предложение; уметь составлять предложения и делить его на слова, называя их по порядку.

    - развивать потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками, знаниями.

    - развивать логическое мышление, воображение, речь, память.

    - формировать мотивационную готовность ребенка к школе.

    Методические приемы:

    - метод словесной передачи и слухового восприятия (стихи, вопросы, считалки, викторины, загадки, музыкальные вставки).

    - метод наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, игрушки, дидактическая игра).

    - технологии управления интеллектуального развития старших дошкольников (использование схем).

    - здоровьесберегающая технология (формирование правильного речевого дыхания).

    - создание ситуации занимательности, познавательной игры.

    - методика «расскажи стихи руками».

    - элементы ТРИЗа.

    - методы контроля и самоконтроля.


                      Ход непосредственно-образовательной деятельности:

    Дети заходят под песню «Учат в школе», встают в круг.

    Логопед загадывает загадку:

    -«Кто лениться не привык, тот хороший …»

    -А вы, ребята, хотите стать учениками?

    -А для чего?

    -Осенью вы пойдете в настоящую школу, а сегодня я приглашаю вас в сказочную Школу Волшебников, где пройдут уроки волшебства со сказочными переменками. Хотите?

    -У каждой школы есть своя эмблема, чтобы узнать, что изображено на эмблеме Школы Волшебников, отгадайте загадку:

    «Золотое яблочко по небу катается, всем-всем улыбается,

    а улыбки-то лучи очень-очень горячи».  (Солнце)

    Подбор синонимов.

    -Правильно.  Эмблема ШВ – Солнышко (показываю). Магнитная доска или фланелеграф.

    -А какое оно, солнышко? (подбор синонимов )Называя синоним, дети крепят лучи к солнцу.

    -Молодцы! А сейчас я вас превращу в лучики солнца:

    -«Вокруг себя вы повернитесь,

    В солнечный лучик превратитесь!

    Скорей за парты вы садитесь».

                                    Звенит звонок.

    -Звенит звонок, начинается первый урок!  

    Урок 1 .

    «ЗВУКОВИЧОК».

    -Из чего состоит наша речь? (из слов)

    -Из чего состоят слова? (из звуков)

    -Есть звуки, которые произносятся легко. Их можно тянуть, петь, они не встречают во рту преград. Как называются эти звуки? (гласные)

    -А как называются звуки, которые встречают во рту преграды? (согласные)

    -Что такое речевой звук? (звуки мы произносим и слышим)

    -А что такое буква? (Буква-это графический значок, обозначающий звук. Буквы мы видим и пишем.)

    Задание 1.

    Звуки. Гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие.

    -Сейчас мы поиграем с вами в игру «Светофор».

    -Давайте вспомним, каким цветом мы обозначаем гласные звуки, твёрдые согласные и мягкие согласные. (ответы детей)

    -На своих листочках нарисуйте друг под другом три квадратика и закрасьте их красным, синим и зелёным цветом.

    -Я буду диктовать звуки, а вы записывайте буквы в нужную строку:

    -А п ль к о ж э ш ть ы м мь ю ч я с сь у вь й е р щ

    «Звуковые домики».

    -А теперь мы с вами будем расселять слова в свои звуковые домики.

    А какие слова, вы отгадаете сами. Слушайте загадку:

    1)«В школьной сумке я лежу, как ты учишься скажу». (дневник)

    -Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

    2) «Языка нет, а рассказывает».  (книга)

    -Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

    3) «Я люблю прямоту,

         Я сама прямая.

         Сделать ровную черту

         Вам я помогаю.

         И прямую без меня

         Начертить сумей-ка.

         Угадайте-ка, друзья,

         Кто же я?...(линейка)

    -Давайте запишем это слово и нарисуем его звуковой домик.

    «Логопедический диктант».

    Звуковой анализ и синтез. Пропедевтика дисграфии.

    -Сейчас я буду произносить слова, а вы запишете только гласные , которые есть в слове.

    Речевой материал:

    Дом, мак, тук, сын, сэр, кит, окна, усы, Миша, кофта.

    -Теперь наоборот. Я буду произносить слова, а вы запишите только согласные, которые услышите.

    Речевой материал:

    Мы, он, вы, рука, нога, мама, дым, сон.

    Задание 2.

    Слог. Слово.

    -Что такое слог?

    ( Это 2 или 3 буквы стоящие рядом.  В каждом слоге есть один гласный звук.

     Слог может состоять:

    1) из одной гласной буквы (юла, яма, стая);

    2) из одной гласной и  одной согласной;

     3)из одной гласной и нескольких согласных (машина, стрела, стрелок).

    -Что такое слово? (это речевая единица)

    -Чем слог отличается от слова? ( слово имеет значение, а слог - нет)

    -Сейчас мы с вами будем отличать слоги от слов.

    Игра на слуховое внимание «Слог – слово».

    -Если я произнесу слог, то вы покажите мне две ладони, сложенные вместе.

    А если вы услышите слово, то разведите руки в стороны.

    Речевой материал:

    ка, я, он, мэ, мы, дом, дмо, вы, ыв, прюк, трюк, школа, …

    Задание 3.

    Деление слов на части.

    Игра «Телеграф».

    -Ребята, наверное,  у многих из вас есть бабушки, которые живут отдельно, а может быть и совсем далеко от вас. Вы скоро пойдёте в настоящую школу и бабушки должны об этом скорее узнать. Давайте отправим им телеграмму по телеграфу.

    «Дорогая бабушка! Я скоро пойду в школу. Я уже умею читать, писать, считать».

    Звенит звонок на перемену.

    Пальчиковая гимнастика.

    - В школе ученикам приходится много писать и чтобы пальцы не уставали, их нужно разминать.

    Пальцы делают зарядку,

    Чтобы меньше уставать.

    А потом они в тетрадке

    Будут буковки писать.

    Звенит звонок.

    Урок 2.

    «Речевичок».

    1.Речевая игра «Иностранцы».  Речевая зарядка.  Интонация. Чёткость и выразительность речи.

    Та-та-та----тя-тя-тя   !!!!!

    То-то-то----тё-тё-тё   ???

    Ту-ту-ту----тю-тю-тю   …..

    Ты-ты-ты----ти-ти-ти   .  .  .

    Тэ-тэ-тэ----те-те-те   -----

    2.Чистоговорки:

    -А теперь давайте покажем, как вы хорошо научились выговаривать все звуки:

    Ра-ра-ра  -  начинается игра

    Ри-ри-ри  -  что услышишь, повтори

    Рю-рю-рю  -  про детей я говорю

    Ши-ши-ши  -  наши дети хороши

    Жны-жны-жны  -  в нашей группе все дружны

    Чу-чу-чу  -  я букварь уже учу

    Ать-ать-ать  -  мы умеем все читать

    Ом-ом-ом  -  скоро в школу мы пойдём

    Ра-ра-ра  -  будем мы вставать с утра

    Че-че-че  -  будет ранец на плече

    Оки-оки-оки  -  будем мы учить уроки

    Ать-ать-ать  -  будем пять мы получать

    2.Пословицы и скороговорки  о школе.

    -Про школу придумано много пословиц и поговорок.

    Давайте чётко и выразительно их проговорим.

    Ученик учил уроки,
    У него в чернилах щёки.

    Учиться всегда пригодится.

    Повторенье - мать ученья.

    Кто любит науки, тот не знает скуки.

    Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает.

    Ученье да труд к славе ведут.

    Звонок на перемену.

    Физкультминутка.

    «На зарядку дружно встали».

    Мы уже сидеть устали,

    На зарядку дружно встали.

    Руки в боки, смотрим вправо.

    Поворот налево плавный.

    Поднимаем мы колени,

    Занимаемся без лени.

    Поднимаем их повыше.

    Может быть, коснёмся крыши?

    Наклоняемся до пола.

    Прогибаемся поглубже.

    Вправо-влево три наклона.

    Повторяем снова дружно.

    От души мы потянулись,

    И на место вновь вернулись.

    Звенит звонок.

    Урок 3.

    «Грамотейка».

    Игра на развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза «Измени слово»:

     - Замените первый звук на звук Ш:

    Тапка – шапка

    Чашка – шашка

    Топот – шёпот

    Майка – шайка

    Мышка – шишка

    Гарик – Шарик

    Жаль – шаль

    Дар – шар

    Мыло – шило

    -Замените первый звук на звук Ж:

    Лук – жук

    Зал – жал

    Дать – жать

    Баба – жаба

    Печь – жечь

    Мир – жир

    Гора – жара

    Мало – жало

    Бетон – жетон

    Суффиксальное словообразование.

    -Измените слова по образцу:

    Кричать – кричащий

    Звучать –

    Рычать –

    Мычать –

    Ворчать –

    Стучать –

    Молчать –

    Бренчать –

       

    -Я говорю громко, а вы ещё громче. Таня поёт звонко, а Лена ещё звонче. Слышите, как заканчиваются эти слова? Нельзя говорить «громчее», «звончее»! Давайте поиграем в такие слова!

    Легко – легче

    Мягко –

    Громко –

    Звонко –

    Крепко –

    Жарко –

    Ярко –

    Круто –

    Мелко –

    Коротко –

    Богато –

    Префиксальное словообразование.

    -Прибавьте приставку ПЕРЕ – у слов появится новое значение, например:

    Варить – ПЕРЕварить

    Гореть –

    Резать –

    Дарить –

    ссОрить –

    спорить –

    говорить –

    кричать –

    Игра «Скажи наоборот». Подбор  антонимов.

    Большой  -  маленький

    Длинный - короткий

    Тяжёлый - лёгкий

    Чистый -  тяжёлый

    Сухой -  мокрый

    Волнистые - прямые

    Весёлая -  грустная

    Открывать -  закрывать

    День -  ночь

    Белые - чёрные

    Лето - зима

    Девочки  - мальчики

    Звенит звонок на перемену.

                                                                   

    Чтение схем. Счёт предметов до 5.

    -Ребята, на перемене все отдыхают. На уроке мы сидели, а теперь надо подвигаться.

    Подвижная игра «Регулировщики».

    -Будем прыгать, и скакать,

    руки вверх поднимать.

    Ты на схему гляди,

    И считай до пяти!

    Речевой материал:

    Книга, пенал, ручка, карандаш, портфель.

    Схемы на доске.

    Звенит звонок.

    Урок 4.

    «Знайка».

    -Этот урок мы начнём с небольшого блиц-опроса.

    Я задаю вопрос, а вы быстро отвечаете.

    1.Когда слова пишем с большой буквы?

    С большой буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных, названия городов и рек, начало предложения.

    2.Что такое предложение?

    Предложение — это одно или несколько слов, выражающих законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

    3.Какие правила написания предложения?

    Предложение пишется с большой буквы. Слова в предложении пишутся раздельно. В конце предложения ставится точка или другой знак.

    4.Что такое текст?

    Текст — это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу.

    5.Что такое схема предложения?

    Это когда мы не записываем буквами слова предложения, а обозначаем их полосками – схемами.

    Задание.

    -Ребята, вы все уже умеете читать и писать. Сейчас мы с вами запишем небольшой текст о том, как вы собираетесь идти в школу. Но писать будем не по-настоящему, а составлять схемы  предложения. Итак, я диктую, а вы пишете:

    Меня зовут Лиза.  Мне шесть лет.  Я уже умею читать и писать. Осенью я пойду в школу.

    -Ребята, вот и заканчивается наш последний урок в нашей Волшебной Школе. Вы справились со всеми заданиями и показали ваши знания. Теперь вы смело можете идти в школу.  А ваши работы я передам школьной учительнице. Чтобы она знала, чьи это листочки, давайте их подпишем на первой странице. Напишите своё имя и фамилию.

    Звучит музыка.

    -А на прощание протяните руки вперед и соедините их.  Закройте глаза, тихо посидите  и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, а теперь солнышком. Никогда не забывайте, что каждый может стать волшебником. И не на минуту, а на всю жизнь, если дела его будут добрыми, весёлыми, солнечными.

    -А директор нашей Волшебной Школы Волшебник - Логопед  остался очень доволен вами! И он дарит вам на память медали со своим изображением.

    D:\откр урок\3.jpg

    Звенит звонок.

    Играет музыка «Чему учат в школе».

    Дети встают и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня

    Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих  подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"

    Занятие направлено на знакомство  со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...

    Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

    Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

    Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".

    Конспект занятия по обучению  грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....

    Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"

    В конспекте представлен авторский подход  к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...