рабочая программа по формированию коммуникативного поведения
рабочая программа на тему
рабочая программа F 84
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikat_povedeniya_1_kl_microsoft_office_word.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАХОВСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Шаховская
школа – интернат»
____________ И.Л.Холоднова
«____»______________ 2017г
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования по коррекционно-развивающему курсу:
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ»
__________________________________________________________________
(наименование курса)
для обучающихся 2 класса ________________________________________________________________
(ступень образования/класс)
на 2017-2018 учебный год
_________________ _________________________________________________
(срок реализации программы)
Программу составила учитель-дефектолог : Борзикова О.Н.
(Ф.И.О. учителя)
р.п.Шаховская
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Коррекционная программа включает разделы: пояснительная записка, планируемые личностные результаты, планируемые базовые учебные действия, краткий учебный курс, календарно-тематическое планирование учебного курса, формы текущего контроля и промежуточной аттестации, систему оценки предметных результатов, сформированности базовых учебных действий, учебно-методический комплекс.
Общая характеристика предмета.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности .
Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
- включение в общеполезную социальную деятельность;
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
№ | Наименование раздела | Кол-во часов на изучение раздела | Основные элементы содержания |
1 | Организация совместного внимания | 10 | Учим смотреть в сторону говорящего, слушать обращенную речь, менять свое поведение по речевой инструкции. |
2 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | 8 | Обучение адекватной реакции на интонацию педагога, на слова запрета: нет, нельзя; да, можно. Учим выражать свое отношение |
3 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями. | 7 | Различие и выполнение противоположных действий |
4 | Использование жестовых, предметных и графических символов при обращении к другим. | 7 | Обучение соотнесению названия игрушки с символом и действием Расширение представления о словах, обозначающих ежедневно выполняемые действия |
5 | Понимание жестов | 7 | Учим ребенка озвучиванию действий произнесению отдельных звуков или их серий |
6 | Понимание символов | 8 | Формируем представление о том, что каждый предмет и каждая часть тела имеет свое название, символ |
7 | Формирование умения обращаться к взрослому. | 8 | Закрепление умения выполнять поручения по инструкции взрослого в различных социально-бытовых условиях и видах деятельности, в процессе индивидуальной работы с детьми, в естественных ситуациях повседневной жизни. |
8 | Употребление слов/жестов | 7 | Знакомство с игрушками, предметами быта, соотнесение их символом. Формирование умения следить за перемещением игрушки, узнавать ее по названию, звучанию. Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№№ п.п. | Раздел, тема | Кол-во часов | Дата | Тип занятия | Виды деятельности | Средства обучения |
I триместр ( 20 часов) | ||||||
1 | Организация совместного внимания | 1 | Урок-игра | Участие в беседе: задавать вопросы, слушать и отвечать. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
2 | Игра «А что у вас?» | 2 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
3 | Тема: «Что нам надо для умывания?» | 2 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
4 | Игра: «Кто нас крепко любит». | 1 | Урок-игра | Совместно с учителем рассматривать и разучивать картинки с изображением чувств | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы | |
5 | Обучение соотнесению сигнальных символов/жестов с определенными последующими действиями | 2 | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы | |
6 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 2 | Урок-игра | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
7 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
8 | Упражнения-игры в соотнесении символов и жестов | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
9 | Соотнесение сигнальных символов/жестов с последующими действиями | 1 | Урок общеметодологической направленности | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки Картинки, таблицы | |
10 | Обучение соотнесению командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий | 1 | Урок открытия новых знаний | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
11 | Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
12 | Упражнения-игры в использовании символов и жестов | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
13 | Соотнесение командных символов/жестов с пониманием необходимости выполнения последующих действий. | 1 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем соотносить символы или жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
14 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
15 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
16 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
II триместр ( 20 часов) | ||||||
17 | Обучение использованию жестовых обращений к другим. | 1 | Урок открытия новых знаний | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
18 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
19 | Использование предметных символов при обращении к другим. | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
20 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
21 | Обучение использованию графических символов при обращении к другим | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
22 | Упражнения-игры по использованию символов | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
23 | Сюжетные истории с вопросами на отрабатываемый жест | 1 | Урок-игра | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
24 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 2 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
25 | Обучение пониманию жестов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
26 | Упражнения и игры | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
27 | Обучение пониманию жестов | 1 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем рассматривать и разучивать жесты | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
28 | Моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций | 1 | Инсценировка | Активное участие в ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
29 | Озвучивание действий (хлоп — если что-то лопается, би-би — если сигналит машина, у-у — если дует ветер, топ-топ — если кто-то шагает) | 2 | Инсценировка | Активное участие в ситуации | ||
30 | Произнесение отдельных звуков или их серий (бим-бом, бим-бим, тик-так) | 1 | Инсценировка | Совместно с учителем рассматривать и разучивать позы | ||
31 | Подражание звукам животных (гав-гав, мяу, му); имитации смеха, фыркания, чмокания, воркования, жужжания, пощелкивания пальцами) | 1 | Урок-игра | Использование умений на практике | ||
32 | Словесное обозначению повторяющихся действий (приветствие, прощание, еда). | 1 | Урок-игра | Использование умений на практике | ||
I I I триместр ( 23 часа) | ||||||
51 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 2 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
52 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 1 | Урок смешанного типа | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
53 | Поиск названного предмета, расположенного как в определенном привычном месте, так и в разных местах группы. | 1 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
54 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 2 | Урок-игра | Активное участие в ситуации. | ||
55 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | Урок-игра | Использование умений на практике | ||
56 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 1 | Урок-игра | Использование умений на практике | ||
57 | Закрепление умения узнавать предмет по звуку (музыкальные, заводные, звучащие игрушки). | 2 | Урок общеметодологической направленности | Совместно с учителем разучивать формулы | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
58 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 2 | Инсценировка | Ответы на вопросы учителя по содержанию представленной ситуации | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
59 | Закрепление пройденных жестов. Упражнения на подражание | 1 | Инсценировка | Использование умений на практике | План-схема, Сюжетные и предметные картинки | |
60 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | ||
61 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | Инсценировка | Активное участие в ситуации. | ||
62 | Разыгрывание сюжета с использованием жестов | 2 | Инсценировка | Использование умений на практике | ||
63 | Диагностика результатов обучения | 1 | ||||
64 | Диагностика результатов обучения | 1 | ||||
65 | Диагностика результатов обучения | 1 | ||||
66 | Диагностика результатов обучения | 1 |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
- Фрост Л., Бонди Э. "Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks)" Перевод с английского, Теревинф
Учебно-методический комплекс
Методические пособия для педагога | - Методические рекомендации для учителя - Коммуникативная игра как средство формирования положительных отношений между участниками образовательного процесса в системе психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра / Л. Н. Демьянчук, Н. В. Лебедева, Т. Н. Мирзоева. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ |
Технические средства обучения | Классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц; телевизор; CD-проигрыватель с USB-выходом, компьютер с программным обеспечением; слайд -проектор; мультимедиапроектор; магнитная доска; экран. |
Дополнительные средства | Наглядный материал (слоги, слова), предметные и сюжетные картинки, пальчиковый театр «Теремок», «Колобок», плоскостные игрушки, настольные игры |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Обучающийся может уметь:
- Выражать свои намерения посредством тотальной коммуникации (использования предметных, жестовых, графических символов)
- Отслеживать жесты собеседника и правильно их воспринимать в процессе общения,
- Правильно и точно использовать жесты (увеличивается количество используемых жестов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетенции как основы речевого поведения учащихся через использование ИКТ
Статья представляет собой выступление на августовской педагогической конференции, посвященной освоению ФГОСов. В статье указано, что современные школьники испытывают серьезные затруднения в умен...
Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...
рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения
рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения...
Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...
Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения"
Рабочая программа для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ, вариант 8,3...
АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» и "МУЗЫКЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ" для обучающихся с РАС АООП НОО (Вариант 8.3)
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотно...
Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...