«Формирование – коммуникативного поведения» 1 – 4 класс, вариант 8.2
рабочая программа

Пьяных Марина Михайловна

Программа коррекционно-развивающей направленности учителя – дефектолога  по сопровождению обучающихся с РАС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ - СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22 »

СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Программа коррекционного курса

«Формирование коммуникативного поведения»

для обучающихся 1-4-х классов

с расстройствами аутистического спектра

 (вариант 8.2)

                                                                                           Учитель-дефектолог Пьяных М.М.

                                                                                                                         

г. Старый Оскол

2024 г.

Содержание

I. Пояснительная записка ……………………………………………………….......... 3

II. Содержание программы, направления коррекционно-развивающей работы,

учебно-тематический план ………………….................................................................8

III. Организационно-методическое сопровождение ……………………………….  18

IV. Литература ……………………………………………………………………....... 19

I. Пояснительная записка

Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.

Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.

Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.

В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:

-    обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.

  • формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
  • коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
  • активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
  • развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.

Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.

         Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.

Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.

Место курса в учебном плане

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.            

Условия проведения занятий.

Занятия проводятся в индивидуальном порядке 1 раз в неделю по 20 минут – 33 часа (для 1-х классов), 34 часа (для 2—4-х классов). Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики обучающегося.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
  • знать и применять элементарные правила речевого общения;
  • уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
  • выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
  • использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
  • использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

  • овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
  •  овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Предметные результаты

- выполнять задания по словесной инструкции;

- называть предметы и соотносить их с картинками и наоборот, называть предметы  по их изображению и давать простейшую характеристику;

- выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;

-правильно здороваться и прощаться;

-называть свое имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителей;

- выделять друзей и сообщать о том, кто такой друг и что такое дружба;

- вступать в простой диалог с одноклассниками;

-читать наизусть не менее 2-3 стихотворений;

-пересказывать небольшие тексты после предварительного обсуждения их содержания с опорой на картинно-символический план;

-составлять короткие описательные рассказы с применением картинок, пиктограмм и речи;

-составлять короткие рассказы из 3-4-х предложений в виде сообщения от собственного имени;

-слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал, обсуждать поведение героев;

-слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию;

-участвовать в ролевых играх  в соответствии с речевыми возможностями.

С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

-овладение способами регуляции своего эмоционального состояния. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;  

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

- проявление готовности к самостоятельной жизни.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.

Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения данного коррекционного курса конкретизируются следующим образом.

Познавательные УУД позволяют:

- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

- устанавливать видо-родовые отношения предметов;

- делать простейшие обобщения;

- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

- читать, писать;

- выполнять арифметические действия;

- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Регулятивные УУД позволяют:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;

- принимать оценку деятельности;

- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев;

- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.

Коммуникативные УУД позволяют:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с РАС используются:

-        формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, дидактические игры, дифференциация процесса;

-        методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др;

-        формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), тесты и др.

Формы контроля:

-        индивидуальные задания;

-        учет личных достижений обучающихся с РАС.

Включение курса «Формирование коммуникативного поведения» в учебный план для детей с РАС крайне необходимо и обусловлено в первую очередь, особенностями их речевого и коммуникативного поведения.

Нарушения речи – являются одним из основных признаков расстройств аутистического спектра. Проявления речевых нарушений при РАС чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Дети с РАС, даже при наличии речи, зачастую не используют ее для коммуникации.

Особенности речевого развития детей с РАС:

  • Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
  • Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
  • Отсутствие обращений в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь может быть развита хорошо);
  • Автономность речи;
  • Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а про других иногда «я»);
  • Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
  • Нарушения грамматического строя речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Нарушения просодических компонентов речи.

Такие проявления могут встречаться и при других нарушениях, однако при РАС большинство из них имеет определенные характерные особенности.

В настоящее время нет единой точки зрения на специфику работы по развитию речи детей с РАС, так, отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. Последователи зарубежных авторов, речь формируют как поведение с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления.

Работа над развитием устной речи и формированием коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра является сложной и длительной. Речь у многих детей с РАС формируется позже и зачастую используется механически, даже при сохранных интеллектуальных способностях. Дети, как правило, не становятся инициаторами беседы, затрудняются в том, чтобы поддержать даже простой диалог.

Накопленный словарь зачастую используется механически, неосмысленно. Даже дети с достаточно развитой речью могут не понимать смысла отдельных слов, не могут ответить на вопросы, не понимают содержания беседы. Кроме того, дети с РАС, успешно повторяя слова и короткие предложения, односложно отвечают, заимствуя слова из вопроса, и не могут задать встречный вопрос, составить элементарный рассказ о себе. Без специальных упражнений, направленных на решение этих проблем, работа на уроке оказывается непродуктивной, у ребёнка формируется негативизм по отношению к обучению, а процесс развития устной речи носит формальный характер.

Таким образом, работа по развитию речи и формированию коммуникативного поведения у детей с РАС должна быть индивидуализированной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней необходимо учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для данной категории детей. На уроках по курсу важно установить эмоциональный контакт с ребенком; работать над активизацией речевой деятельности; формировать и развивать спонтанную речь по различным социально значимым темам; развивать речь в обучающей ситуации. Необходимо работать над: развитием понимания речи и особенностей поведения других людей; формированием элементарного диалога; увеличением словаря; алгоритмами речевого взаимодействия в различных ситуациях.

II. Содержание программы,

направления коррекционно-развивающей работы,

учебно-тематический план

1 (1-й доп.) класс

Цель: Определение доступных альтернативных средств коммуникации с учетом индивидуальных особенностей.

Программа занятий включает следующие основные направления:

●        Развитие понимания обращенной речи;

●        Формирование альтернативных средств коммуникации;

●        Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.

●        Накопление словаря;

●        Формирование простой фразы;

●        Формирование навыков письма и чтения;

●        Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке. характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.

2 класс

Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и чтения.

Программа занятий включает следующие основные направления:

●        Самостоятельное построение простой фразы;

●        Развитие понятийной стороны речи;

●        Расширение словаря;

●        Развитие навыков письма и чтения;

●        Формирование навыка диалогического взаимодействия;

●        Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

Методы и приемы коррекционной работы  - это различные упражнения, направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки; создание ситуаций, способствующих к диалоговому взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры;  игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого занятия.

3 класс

Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.

Программа занятий включает следующие основные направления:

●        Активизация словаря;

●        Развитие понятийной стороны речи;

●        Формирование произвольного речевого высказывания;

●        Коррекция навыков письма и чтения;

●        Отработка навыка диалогического взаимодействия;

●        Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование произвольного речевого высказывания и диалогического взаимодействия; упражнения направленные на коррекцию навыков письма и чтения; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.

4 класс

Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.

Программа занятий включает следующие основные направления:

●        Применение навыка диалогического взаимодействия;

●        Развитие понятийной стороны речи;

●        Развитие связной речи;

●        Обогащение словаря;

●        Профилактика нарушений письма и чтения;

●        Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.

Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.

Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на применение навыка диалогического взаимодействия и связного речевого высказывания; на развитие понятийной стороны речи (понимание скрытого и переносного смысла); упражнения направленные на профилактику нарушений письма и чтения; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.

Тематическое планирование

1 (1-й доп.) класс

занятия

Тема

Кол-во

часов

1-2

Первичная диагностика. 

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной и письменной речи.

2

Развитие понимания обращенной речи. (5 часов)

3.

 Установление зрительного контакта и выполнение простых инструкций.

1

4.

Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих действий с речевой инструкций.

1

5.

Узнавание и показывание картинок по словесной инструкции.

1

6.

Слова-действия. Показывание действий самостоятельно или по подражанию и на картинке.

1

7.

Узнавание предметов по их назначению. Называет и показывает назначения предметов.

1

Формирование альтернативных средств коммуникации. (6 часов)

8.

Использование коммуникационной системы обмена изображениями или PECS.

1

9.

Использование коммуникативных досок и “да/нет-систем”

1

10.

 Использование предметных символов. Составление календаря активности.

1

11.

Использование мануальных  знаков  (жесты). Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением (например театрализованная  Игра “Теремок”)

1

12.

 Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

1

13.

Обучение глобальному чтению. Соотнесение объектов и картинок с написанным словом и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

1

Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса. (5 часов)

14.

Упражнения на развитие подвижности, точности движений языка.

1

15.

 Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей.

1

16.

Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ.

1

17.

Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха.

1

18.

Произношение чистоговорок.

1

Накопление словаря (5 часов)

19.

Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание предметов, наблюдения за животными).   Приёмы сравнения.

1

20.

Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение и классификация предметов.

1

21.

Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за деятельностью взрослых).

1

22.

Рассматривание картин с малознакомым содержанием, с пояснениями и рассказом.

1

23.

Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений.

1

Формирование простой фразы (3 часа)

24.

Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или простого действия).

1

25.

Формирование простого предложения.

1

26.

Формирование распространенного предложения.

1

Формирование навыков письма и чтения (5 часов)

27.

Развитие мелкой моторики (графические диктанты, штриховка, обводка, соединение точек и т.д.)

1

28.

Развитие пространственных отношений на листе бумаги. Границы строки.

1

29.

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) и целыми словами. Чтение прямых и обратных слогов.

1

30.

Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений

1

31.

Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Списывание слов и предложений с печатного образца.

1

32-33.

Итоговая диагностика.

Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной и письменной речи.

2

Тематическое планирование

2 класс

занятия

Тема

Кол-во

часов

1-2.

Первичная диагностика. 

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной и письменной речи, связной речи

2

Развитие понятийной стороны речи (6 часов).

3.

Усвоение действий по показу и образцу.

1

4.

Развитие понимания сложных предложений и соотнесение с картинкой.

1

5.

Выделение смысла прочитанного текста и соотнесение с картинкой.

1

6.

Развитие навыка отвечать на вопросы.

1

7.

Исправление смысловых ошибок в тексте.

1

8.

Расположение частей текста в правильном порядке.

1

Расширение словаря (7 часов).

9.

Развития активного словаря слов-предметов (называние предметов бытового назначения и других сфер деятельности человека).  

1

10.

Развития активного словаря слов-признаков. Описание предмета.

1

11.

Развитие активного словаря слов-действий (подбор глаголов - действий к предмету).

1

12.

Словарная работа на предметном и картинном материале.

1

13.

Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём.

1

14.

Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с похожим значением.

1

15.

Работа над антонимами (слова с противоположным значением).

1

Построение простой фразы (4 часов).

16.

Построение двусоставных предложений (предмет + действие).

1

17.

Построение распространённых предложений и их применение в общении и решения бытовых задач.

1

18.

Построение предложений с предлогами.  

1

19.

Построение предложений на основе визуальной информации.

1

Развитие навыков письма и чтения. (8 часов)

20.

Развитие пространственных отношений на листе бумаги.

1

21.

Развитие тактильных ощущений. (самомассаж, “чудесный мешочек”, игры с пластилином)

1

22.

Работа над пониманием прочитанных слов/предложений.

1

23.

Развитие понимания написанных слов. Работа с сюжетными картинками.

1

24.

Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового разбора с учителем, а затем и самостоятельно.

1

25.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка.

1

26.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

1

27.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

1

Формирование навыка диалогического взаимодействия (5 часов).

28.

Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.

1

29.

Беседа (бытовые темы).

1

30.

Составление рассказа по опорным словам.

1

31.

Составление рассказа по серии сюжетных картин.

1

32.

Инсценировка бытовых ситуаций.

1

33-34.

Итоговая диагностика.

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной и письменной речи, связной речи.

2

Тематическое планирование

3 класс

занятия

Тема

Кол-во

часов

1-2.

Первичная диагностика. 

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения.

2

Развитие понятийной стороны речи (5 часов).

3.

Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.

1

4.

Расположение частей текста в правильном порядке.

1

5.

Выделение смысла прочитанного текста.

1

6.

Развитие навыка отвечать на вопросы.

1

7.

Исправление смысловых ошибок в тексте.

1

Активизация словаря (6 часов).

8.

Словарная работа на предметном и картинном материале.

1

9.

Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём.

1

10.

Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в разном контексте. Применение новых слов в речи.

1

11.

Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с похожим значением.

1

12.

Работа над антонимами (слова с противоположным значением).

1

13.

Многозначные слова. Значение и применение.

1

Формирование произвольного речевого высказывания (4 часов).

14.

Создание на уроке ситуации диалогического взаимодействия.  

1

15.

Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Я хочу ...». Создание ситуации выбора.

1

16.

Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Помогите мне, пожалуйста».

1

17.

Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Можно я возьму». Создание ситуации просьбы.

1

Коррекция навыков письма и чтения (9 часов)

18.

Письмо под диктовку незнакомых слов, с последующим обсуждением их правописания.

1

19.

Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их правописания.

1

20.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце).

1

21.

Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

1

22.

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений.

1

23.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

1

24.

Повторение и применение правил орфографии.

1

25.

Работа над грамматикой и лексикой. Игры на скорость написания слов, предложений.

1

26.

Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста.

1

Отработка навыка диалогического взаимодействия (6 часов).

27.

Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи.

1

28.

Совместное с учителем составление рассказов.

1

29.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Магазин».

1

30.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе».

1

31.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Парикмахерская».

1

32.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Аптека». Развитие умения работать в группе.

1

33-34.

Итоговая диагностика.

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения.

2

Тематическое планирование

4 класс

занятия

Тема

Кол-во

часов

1-2.

Первичная диагностика. 

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения.

2

Развитие понятийной стороны речи (4 часов).

3.

Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте.

1

4.

Расположение частей текста в правильном порядке.

1

5.

Выделение смысла прочитанного текста.

1

6.

Развитие навыка отвечать на вопросы. Формирование развернутого связного ответа.

1

Обогащение словаря (6 часов).

7.

Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём.

1

8.

Объяснение и толкование иностранных слов.

1

9.

Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в разном контексте. Составление текстов с новыми словами.

1

10.

Подбор синонимов в тексте для устранения неоправданного повторения слов.

1

11.

Подбор антонимов в тексте с целью изменения смысла. Нахождение пословиц с антонимами.

1

12.

 Многозначные слова. Прямое и “переносное” значение.

1

Применение навыка диалогического взаимодействия (4 часов).

13.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Школа».

1

14.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Дом. Семья».

1

15.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино и музей».

1

16.

Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Общественный транспорт».

1

Развитие связной речи (6 часов)

17.

Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений.

1

18.

Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление.

1

19.

Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы.

1

20.

Последовательный пересказ текста с визуальной опорой.

1

21.

Составление рассказа по серии картинок.

1

22.

Составление сравнительного рассказа-описания на основе визуального подкрепления.

1

Коррекция навыков письма и чтения (10 часов)

23.

Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

1

24.

Правописание предлогов и приставок со словами.

1

25.

Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные.

1

26.

Чтение стихотворений и рассказов по слогам.

1

27.

Правописание мягкого и твердого разделительных знаков.

1

28.

Письмо под диктовку и выделение известных орфограмм цветной ручкой.

1

29.

Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

1

30.

Повторение и применение правил орфографии.

1

31.

Работа над грамматикой и лексикой.

1

32.

Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста.

1

33-34.

Итоговая диагностика.

Диагностика понимания обращенной речи.

Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения.

2

III. Организационно-методическое сопровождение

        Основные виды учебной деятельности, применяемые на коррекционно-развивающих занятиях: наблюдение, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем и другими обучающими, возможно, в паре с другим учеником), разыгрывание речевых и проблемных ситуаций.

Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:

- Слушание объяснений учителя.

- Самостоятельная работа с книгой.

- Ответы на вопросы, участие в диалоге (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

- Выполнение заданий по разграничению понятий.

- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:

- Наблюдение за демонстрациями учителя.

- Анализ таблиц, схем.

- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

Виды деятельности с практической (опытной) основой:

- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).

        Формы контроля:

  • текущее оценивание;
  • тематическое оценивание;
  • индивидуальные задания;
  • учет личных достижений обучающихся с РАС.

Формы учебной деятельности, применяемые на занятиях: индивидуальная, подгрупповая, работа в парах, тренинги, ролевые игры.

IV. Литература

  1. Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие . Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
  2. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой/ Красноярский    государственный     педагогический     университет     им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
  3. Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
  4. Взаимодействие с ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС ) на приеме у врача // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16–17). С. 52–56.
  5. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра/ сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции: электронное издание. / Ответственный редактор: Черенева Е.А. / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.
  6. Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России Черенёва Е.А. // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16-17). С. 4–6.
  7. Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности. Методические рекомендации для начинающих специалистов / Беляева О.Л., Лёвина Е.Ю., Мозякова Е.Ю.,
  8.  Реди Е.В., Гох А.Ф., Мамаева А.В. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
  9. Опыт внедрения и апробации ФГОС для обучающихся с РАС   / Т.Ю. Галочкина, Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16–17). С. 47–52.
  10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт. Вощенко Н.Д., Иванчугова С.С., Баландина Н.В., Патрина О.В., Ерошина К.А., Петровская М.А., Белоусова Н.С., Макарова О.П. методические рекомендации / отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенёва. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
  11. Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра / Галочкина Т.Ю., Баранова И.О., Веретнова О.Д., Кузьмина Т.С., Грачева Л.И., Доронина И.Н. методические рекомендации   /   отв.   ред.   Е.А.   Черенёва.   Красноярск:    КГПУ    им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
  12. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП. – 87 с.
  13. VB-MAPP, Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства. Марк Сандберг, Изд. Medial. 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью

Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения

рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения...

Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс

Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения"

Рабочая программа для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ, вариант 8,3...

АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» и "МУЗЫКЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ" для обучающихся с РАС АООП НОО (Вариант 8.3)

Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотно...

Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»

У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...