«Формирование – коммуникативного поведения» 1 – 4 класс, вариант 8.2
рабочая программа
Программа коррекционно-развивающей направленности учителя – дефектолога по сопровождению обучающихся с РАС
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 90.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ - СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 22 »
СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Программа коррекционного курса
«Формирование коммуникативного поведения»
для обучающихся 1-4-х классов
с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.2)
Учитель-дефектолог Пьяных М.М.
г. Старый Оскол
2024 г.
Содержание
I. Пояснительная записка ……………………………………………………….......... 3
II. Содержание программы, направления коррекционно-развивающей работы,
учебно-тематический план ………………….................................................................8
III. Организационно-методическое сопровождение ………………………………. 18
IV. Литература ……………………………………………………………………....... 19
I. Пояснительная записка
Формирование культуры речевого общения у младшего школьника - одна из важнейших задач обучения. Обучение учащихся с расстройством аутистического спектра представляет для педагогов значительную проблему, так как у большинства детей есть проблемы с общением с другими людьми.
Специфика коммуникативной деятельности младших школьников проявляется в задержке языкового развития, трудности с пониманием обращенной речи, в разрыве между пониманием речи и способностью к выражению, в недостаточном внимании к речи собеседника, дети не понимают коммуникативных намерений собеседника; в слабой интенсивность мимики, жестикуляции. У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуникативного поведения. Для преодоления низкой коммуникативной активности обучающихся с РАС в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения», способствующий формированию коммуникативных навыков.
Основной целью формирования коммуникативного поведения у обучающихся c РАС является активизация навыков вербальной и невербальной коммуникации в различных социальных ситуациях, их подготовка к жизни в современном обществе.
В ходе реализации программы по формированию коммуникативного поведения решаются следующие взаимосвязанные задачи:
- обеспечение системного подхода к созданию условий для развития у детей с ограниченными речевыми способностями возможности выражать свои желания, быть услышанными своими близкими и обществом.
- формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
- коррекция нарушений аффективного, сенсорно-перцептивного, коммуникативного и личностного развития, дезадаптивных форм поведения;
- активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- развитие коммуникативных навыков обучающихся, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности.
Решение поставленных задач позволяет совершенствовать у обучающихся с расстройством аутистического спектра навыки элементарной устной коммуникации.
Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития обучающихся с РАС. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.
Содержание коррекционного курса «Формирование коммуникативного поведения» (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено следующими разделами: невербальная коммуникация, вербальная коммуникация, моделирование и разыгрывание типичных жизненных ситуаций.
Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы речевой практики необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
Место курса в учебном плане
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования направлена на коррекцию нарушений развития обучающихся с ОВЗ и реализацию их особых образовательных потребностей. Для этого в учебном плане предусмотрена коррекционно-развивающая область, включающая коррекционные курсы. Коррекционный курс «Формирование коммуникативного поведения» является частью программы коррекционной работы и обязателен для изучения.
Условия проведения занятий.
Занятия проводятся в индивидуальном порядке 1 раз в неделю по 20 минут – 33 часа (для 1-х классов), 34 часа (для 2—4-х классов). Количество занятий и используемые задания и упражнения в рамках темы занятия зависит от специфики обучающегося.
Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты по формированию коммуникативного поведения включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный уровень:
- применять элементарные правила речевого общения с помощью учителя (выражать свои просьбы, желания с использованием простых этикетных слов);
- знать и применять элементарные правила речевого общения;
- уметь употреблять базовые формулы речевого общения (сообщить элементарные сведения о себе – имя, домашний адрес);
Достаточный уровень:
- участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;
- выбирать правильные средства интонации, жестов и поз, ориентируясь на образец речи или анализ речевой ситуации;
- использовать изученные речевые алгоритмы при общении;
- использовать речевые алгоритмы при общении в различных ситуациях.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
- овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты
- выполнять задания по словесной инструкции;
- называть предметы и соотносить их с картинками и наоборот, называть предметы по их изображению и давать простейшую характеристику;
- выражать свои просьбы, употреблять «вежливые» слова;
-правильно здороваться и прощаться;
-называть свое имя и фамилию, имена своих товарищей по классу, ближайших родственников, имена и отчества учителей;
- выделять друзей и сообщать о том, кто такой друг и что такое дружба;
- вступать в простой диалог с одноклассниками;
-читать наизусть не менее 2-3 стихотворений;
-пересказывать небольшие тексты после предварительного обсуждения их содержания с опорой на картинно-символический план;
-составлять короткие описательные рассказы с применением картинок, пиктограмм и речи;
-составлять короткие рассказы из 3-4-х предложений в виде сообщения от собственного имени;
-слушать сказку или рассказ, отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал, обсуждать поведение героев;
-слушать радио, смотреть телепередачи, отвечать на вопросы учителя по их содержанию;
-участвовать в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями.
С учётом психофизических особенностей обучающихся личностные результаты включают:
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-овладение способами регуляции своего эмоционального состояния. развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Метапредметные результаты складываются из познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), которые в рамках изучения данного коррекционного курса конкретизируются следующим образом.
Познавательные УУД позволяют:
- выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения;
- сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
- читать, писать;
- выполнять арифметические действия;
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;
- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).
Регулятивные УУД позволяют:
- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
- принимать оценку деятельности;
- оценивать деятельность с учётом предложенных критериев;
- корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов.
Коммуникативные УУД позволяют:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);
- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и в быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
- договариваться и изменять своё поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или ситуациях взаимодействия с окружающими;
- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
С целью достижения планируемых результатов освоения АООП НОО обучающихся с РАС используются:
- формы организации учебного процесса: работа в группах и в парах, дидактические игры, дифференциация процесса;
- методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-репродуктивный, проблемно-ситуативный, рассказ, объяснение, беседа и др;
- формы определения уровня развития УУД обучающихся с РАС: рефлексия работы, самооценка (с помощью учителя или тьютора), тесты и др.
Формы контроля:
- индивидуальные задания;
- учет личных достижений обучающихся с РАС.
Включение курса «Формирование коммуникативного поведения» в учебный план для детей с РАС крайне необходимо и обусловлено в первую очередь, особенностями их речевого и коммуникативного поведения.
Нарушения речи – являются одним из основных признаков расстройств аутистического спектра. Проявления речевых нарушений при РАС чрезвычайно многообразны по характеру и динамике, и в большинстве случаев они обусловлены нарушениями общения. Дети с РАС, даже при наличии речи, зачастую не используют ее для коммуникации.
Особенности речевого развития детей с РАС:
- Эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), часто отставленные, т. е. воспроизводимые не тотчас, а спустя некоторое время;
- Большое количество слов – штампов и фраз – штампов, фонографичность («попугайность») речи, что при часто хорошей памяти создает иллюзию развитой речи;
- Отсутствие обращений в речи, несостоятельность в диалоге (хотя монологическая речь может быть развита хорошо);
- Автономность речи;
- Позднее появление в речи личных местоимений (особенно «я») и их неправильное употребление (о себе – «он» или «ты», а про других иногда «я»);
- Нарушение семантики (метафорическое замещение, расширение или чрезмерное – до буквальности – сужение толкований значений слов), неологизмы;
- Нарушения грамматического строя речи;
- Нарушения звукопроизношения;
- Нарушения просодических компонентов речи.
Такие проявления могут встречаться и при других нарушениях, однако при РАС большинство из них имеет определенные характерные особенности.
В настоящее время нет единой точки зрения на специфику работы по развитию речи детей с РАС, так, отечественные специалисты делают основной упор на коррекцию эмоциональных нарушений, повышение психического тонуса, создание потребности в речевом взаимодействии через установление и развитие эмоционального контакта. Последователи зарубежных авторов, речь формируют как поведение с помощью отработки речевых стереотипов на основе подкрепления.
Работа над развитием устной речи и формированием коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра является сложной и длительной. Речь у многих детей с РАС формируется позже и зачастую используется механически, даже при сохранных интеллектуальных способностях. Дети, как правило, не становятся инициаторами беседы, затрудняются в том, чтобы поддержать даже простой диалог.
Накопленный словарь зачастую используется механически, неосмысленно. Даже дети с достаточно развитой речью могут не понимать смысла отдельных слов, не могут ответить на вопросы, не понимают содержания беседы. Кроме того, дети с РАС, успешно повторяя слова и короткие предложения, односложно отвечают, заимствуя слова из вопроса, и не могут задать встречный вопрос, составить элементарный рассказ о себе. Без специальных упражнений, направленных на решение этих проблем, работа на уроке оказывается непродуктивной, у ребёнка формируется негативизм по отношению к обучению, а процесс развития устной речи носит формальный характер.
Таким образом, работа по развитию речи и формированию коммуникативного поведения у детей с РАС должна быть индивидуализированной, соответствовать уровню интеллектуального развития ребенка, в ней необходимо учитывать особенности всей клинико-психологической структуры, характерной для данной категории детей. На уроках по курсу важно установить эмоциональный контакт с ребенком; работать над активизацией речевой деятельности; формировать и развивать спонтанную речь по различным социально значимым темам; развивать речь в обучающей ситуации. Необходимо работать над: развитием понимания речи и особенностей поведения других людей; формированием элементарного диалога; увеличением словаря; алгоритмами речевого взаимодействия в различных ситуациях.
II. Содержание программы,
направления коррекционно-развивающей работы,
учебно-тематический план
1 (1-й доп.) класс
Цель: Определение доступных альтернативных средств коммуникации с учетом индивидуальных особенностей.
Программа занятий включает следующие основные направления:
● Развитие понимания обращенной речи;
● Формирование альтернативных средств коммуникации;
● Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса.
● Накопление словаря;
● Формирование простой фразы;
● Формирование навыков письма и чтения;
● Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование устной речи и накопление пассивного словаря; игры, корректирующие фонематический слух; упражнения способствующие развитию графо-моторных навыков; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом уроке. характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.
2 класс
Цель: Формирование устной речи учащихся, предупреждение нарушений письма и чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
● Самостоятельное построение простой фразы;
● Развитие понятийной стороны речи;
● Расширение словаря;
● Развитие навыков письма и чтения;
● Формирование навыка диалогического взаимодействия;
● Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на развитие устной речи и расширение пассивного и активного словаря; упражнения совершенствующие графо-моторные навыки; создание ситуаций, способствующих к диалоговому взаимодействию (бытовые, учебные); сюжетно - ролевые игры; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на тематическом материале каждого занятия.
3 класс
Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
● Активизация словаря;
● Развитие понятийной стороны речи;
● Формирование произвольного речевого высказывания;
● Коррекция навыков письма и чтения;
● Отработка навыка диалогического взаимодействия;
● Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на формирование произвольного речевого высказывания и диалогического взаимодействия; упражнения направленные на коррекцию навыков письма и чтения; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.
4 класс
Цель: Коррекция недостатков устной речи учащихся и нарушений письма и чтения.
Программа занятий включает следующие основные направления:
● Применение навыка диалогического взаимодействия;
● Развитие понятийной стороны речи;
● Развитие связной речи;
● Обогащение словаря;
● Профилактика нарушений письма и чтения;
● Коррекция высших психических функций, участвующих в процессе развития речи.
Время освоения содержания каждого раздела программы индивидуально. В связи с этим допускается временная коррекция программы.
Методы и приемы коррекционной работы - это различные упражнения, направленные на применение навыка диалогического взаимодействия и связного речевого высказывания; на развитие понятийной стороны речи (понимание скрытого и переносного смысла); упражнения направленные на профилактику нарушений письма и чтения; игры по развитию мышления, воображения, внимания и памяти на каждом занятие.
Тематическое планирование
1 (1-й доп.) класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1-2 | Первичная диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной и письменной речи. | 2 |
Развитие понимания обращенной речи. (5 часов) | ||
3. | Установление зрительного контакта и выполнение простых инструкций. | 1 |
4. | Выполнение инструкций по подражанию взрослому. Соотношение своих действий с речевой инструкций. | 1 |
5. | Узнавание и показывание картинок по словесной инструкции. | 1 |
6. | Слова-действия. Показывание действий самостоятельно или по подражанию и на картинке. | 1 |
7. | Узнавание предметов по их назначению. Называет и показывает назначения предметов. | 1 |
Формирование альтернативных средств коммуникации. (6 часов) | ||
8. | Использование коммуникационной системы обмена изображениями или PECS. | 1 |
9. | Использование коммуникативных досок и “да/нет-систем” | 1 |
10. | Использование предметных символов. Составление календаря активности. | 1 |
11. | Использование мануальных знаков (жесты). Манипулирование игрушками с жестовым сопровождением (например театрализованная Игра “Теремок”) | 1 |
12. | Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его). | 1 |
13. | Обучение глобальному чтению. Соотнесение объектов и картинок с написанным словом и картинок разной степени абстракции с написанным словом. | 1 |
Автоматизация нормированного произношения. Развитие артикуляционного праксиса. (5 часов) | ||
14. | Упражнения на развитие подвижности, точности движений языка. | 1 |
15. | Упражнения на динамическую организацию движений языка и челюстей. | 1 |
16. | Упражнения на динамическую организацию движений языка и губ. | 1 |
17. | Упражнения на координацию движений языка, губ и выдоха. | 1 |
18. | Произношение чистоговорок. | 1 |
Накопление словаря (5 часов) | ||
19. | Накопление пассивного словаря слов-предметов (рассматривание предметов, наблюдения за животными). Приёмы сравнения. | 1 |
20. | Накопление пассивного словаря слов-признаков. Сравнение, обобщение и классификация предметов. | 1 |
21. | Накопление пассивного словаря слов-действий (наблюдение за деятельностью взрослых). | 1 |
22. | Рассматривание картин с малознакомым содержанием, с пояснениями и рассказом. | 1 |
23. | Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. | 1 |
Формирование простой фразы (3 часа) | ||
24. | Формирование простой фразы (состоящей из называния предмета или простого действия). | 1 |
25. | Формирование простого предложения. | 1 |
26. | Формирование распространенного предложения. | 1 |
Формирование навыков письма и чтения (5 часов) | ||
27. | Развитие мелкой моторики (графические диктанты, штриховка, обводка, соединение точек и т.д.) | 1 |
28. | Развитие пространственных отношений на листе бумаги. Границы строки. | 1 |
29. | Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) и целыми словами. Чтение прямых и обратных слогов. | 1 |
30. | Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений | 1 |
31. | Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Списывание слов и предложений с печатного образца. | 1 |
32-33. | Итоговая диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной и письменной речи. | 2 |
Тематическое планирование
2 класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1-2. | Первичная диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной и письменной речи, связной речи | 2 |
Развитие понятийной стороны речи (6 часов). | ||
3. | Усвоение действий по показу и образцу. | 1 |
4. | Развитие понимания сложных предложений и соотнесение с картинкой. | 1 |
5. | Выделение смысла прочитанного текста и соотнесение с картинкой. | 1 |
6. | Развитие навыка отвечать на вопросы. | 1 |
7. | Исправление смысловых ошибок в тексте. | 1 |
8. | Расположение частей текста в правильном порядке. | 1 |
Расширение словаря (7 часов). | ||
9. | Развития активного словаря слов-предметов (называние предметов бытового назначения и других сфер деятельности человека). | 1 |
10. | Развития активного словаря слов-признаков. Описание предмета. | 1 |
11. | Развитие активного словаря слов-действий (подбор глаголов - действий к предмету). | 1 |
12. | Словарная работа на предметном и картинном материале. | 1 |
13. | Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём. | 1 |
14. | Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с похожим значением. | 1 |
15. | Работа над антонимами (слова с противоположным значением). | 1 |
Построение простой фразы (4 часов). | ||
16. | Построение двусоставных предложений (предмет + действие). | 1 |
17. | Построение распространённых предложений и их применение в общении и решения бытовых задач. | 1 |
18. | Построение предложений с предлогами. | 1 |
19. | Построение предложений на основе визуальной информации. | 1 |
Развитие навыков письма и чтения. (8 часов) | ||
20. | Развитие пространственных отношений на листе бумаги. | 1 |
21. | Развитие тактильных ощущений. (самомассаж, “чудесный мешочек”, игры с пластилином) | 1 |
22. | Работа над пониманием прочитанных слов/предложений. | 1 |
23. | Развитие понимания написанных слов. Работа с сюжетными картинками. | 1 |
24. | Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового разбора с учителем, а затем и самостоятельно. | 1 |
25. | Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. | 1 |
26. | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. | 1 |
27. | Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | 1 |
Формирование навыка диалогического взаимодействия (5 часов). | ||
28. | Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи. | 1 |
29. | Беседа (бытовые темы). | 1 |
30. | Составление рассказа по опорным словам. | 1 |
31. | Составление рассказа по серии сюжетных картин. | 1 |
32. | Инсценировка бытовых ситуаций. | 1 |
33-34. | Итоговая диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной и письменной речи, связной речи. | 2 |
Тематическое планирование
3 класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1-2. | Первичная диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения. | 2 |
Развитие понятийной стороны речи (5 часов). | ||
3. | Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте. | 1 |
4. | Расположение частей текста в правильном порядке. | 1 |
5. | Выделение смысла прочитанного текста. | 1 |
6. | Развитие навыка отвечать на вопросы. | 1 |
7. | Исправление смысловых ошибок в тексте. | 1 |
Активизация словаря (6 часов). | ||
8. | Словарная работа на предметном и картинном материале. | 1 |
9. | Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём. | 1 |
10. | Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в разном контексте. Применение новых слов в речи. | 1 |
11. | Работа над синонимами (подбор слов, близких по своему значению). Соотнесение слов с похожим значением. | 1 |
12. | Работа над антонимами (слова с противоположным значением). | 1 |
13. | Многозначные слова. Значение и применение. | 1 |
Формирование произвольного речевого высказывания (4 часов). | ||
14. | Создание на уроке ситуации диалогического взаимодействия. | 1 |
15. | Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Я хочу ...». Создание ситуации выбора. | 1 |
16. | Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Помогите мне, пожалуйста». | 1 |
17. | Формирование произвольного речевого высказывания на базе дидактической игры: «Можно я возьму». Создание ситуации просьбы. | 1 |
Коррекция навыков письма и чтения (9 часов) | ||
18. | Письмо под диктовку незнакомых слов, с последующим обсуждением их правописания. | 1 |
19. | Письмо под диктовку словарных слов, с последующим обсуждением их правописания. | 1 |
20. | Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка в конце). | 1 |
21. | Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. | 1 |
22. | Развитие осознанности и выразительности чтения на материале текстов и стихотворений. | 1 |
23. | Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | 1 |
24. | Повторение и применение правил орфографии. | 1 |
25. | Работа над грамматикой и лексикой. Игры на скорость написания слов, предложений. | 1 |
26. | Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста. | 1 |
Отработка навыка диалогического взаимодействия (6 часов). | ||
27. | Основы диалога. Вопросно-ответная форма речи. | 1 |
28. | Совместное с учителем составление рассказов. | 1 |
29. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Магазин». | 1 |
30. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кафе». | 1 |
31. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Парикмахерская». | 1 |
32. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Аптека». Развитие умения работать в группе. | 1 |
33-34. | Итоговая диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения. | 2 |
Тематическое планирование
4 класс
№ занятия | Тема | Кол-во часов |
1-2. | Первичная диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения. | 2 |
Развитие понятийной стороны речи (4 часов). | ||
3. | Развитие умения ориентироваться в прочитанном тексте. | 1 |
4. | Расположение частей текста в правильном порядке. | 1 |
5. | Выделение смысла прочитанного текста. | 1 |
6. | Развитие навыка отвечать на вопросы. Формирование развернутого связного ответа. | 1 |
Обогащение словаря (6 часов). | ||
7. | Объяснение и толкование новых слов из прочитанных произведений. Работа с толковых словарём. | 1 |
8. | Объяснение и толкование иностранных слов. | 1 |
9. | Сопоставление неизвестных слов с уже известными, многократные проговаривание слов в разном контексте. Составление текстов с новыми словами. | 1 |
10. | Подбор синонимов в тексте для устранения неоправданного повторения слов. | 1 |
11. | Подбор антонимов в тексте с целью изменения смысла. Нахождение пословиц с антонимами. | 1 |
12. | Многозначные слова. Прямое и “переносное” значение. | 1 |
Применение навыка диалогического взаимодействия (4 часов). | ||
13. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Школа». | 1 |
14. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Дом. Семья». | 1 |
15. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Кино и музей». | 1 |
16. | Отработка диалогического взаимодействия на базе ролевой игры: «Общественный транспорт». | 1 |
Развитие связной речи (6 часов) | ||
17. | Составление предложений по картинке с использованием опорных слов. Грамматическое оформление предложений. | 1 |
18. | Составление текста по данным вопросам. Грамматическое оформление. | 1 |
19. | Последовательный пересказ текста с опорой на вопросы. | 1 |
20. | Последовательный пересказ текста с визуальной опорой. | 1 |
21. | Составление рассказа по серии картинок. | 1 |
22. | Составление сравнительного рассказа-описания на основе визуального подкрепления. | 1 |
Коррекция навыков письма и чтения (10 часов) | ||
23. | Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением. | 1 |
24. | Правописание предлогов и приставок со словами. | 1 |
25. | Непроизносимые согласные в корне слова. Двойные согласные. | 1 |
26. | Чтение стихотворений и рассказов по слогам. | 1 |
27. | Правописание мягкого и твердого разделительных знаков. | 1 |
28. | Письмо под диктовку и выделение известных орфограмм цветной ручкой. | 1 |
29. | Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. | 1 |
30. | Повторение и применение правил орфографии. | 1 |
31. | Работа над грамматикой и лексикой. | 1 |
32. | Письмо под орфографическую диктовку. Списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста. | 1 |
33-34. | Итоговая диагностика. Диагностика понимания обращенной речи. Диагностика устной, письменной, связной речи, процессов чтения. | 2 |
III. Организационно-методическое сопровождение
Основные виды учебной деятельности, применяемые на коррекционно-развивающих занятиях: наблюдение, работа с книгой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем) (совместно с учителем и другими обучающими, возможно, в паре с другим учеником), разыгрывание речевых и проблемных ситуаций.
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
- Слушание объяснений учителя.
- Самостоятельная работа с книгой.
- Ответы на вопросы, участие в диалоге (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Программирование деятельности (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Выполнение заданий по разграничению понятий.
- Систематизация учебного материала (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
- Наблюдение за демонстрациями учителя.
- Анализ таблиц, схем.
- Объяснение наблюдаемых явлений (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
- Анализ проблемных ситуаций (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Виды деятельности с практической (опытной) основой:
- Работа с раздаточным материалом (с помощью учителя, тьютора, другого ученика).
Формы контроля:
- текущее оценивание;
- тематическое оценивание;
- индивидуальные задания;
- учет личных достижений обучающихся с РАС.
Формы учебной деятельности, применяемые на занятиях: индивидуальная, подгрупповая, работа в парах, тренинги, ролевые игры.
IV. Литература
- Беляева О.Л., Философ М.Г., Черенёва Е.А., Юкина Т.Л. Организация инклюзивного образования детей с РАС в условиях общеобразовательной школы: учебное пособие . Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2016. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
- Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой/ Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
- Богдашина О. Сенсорно-перцептивные проблемы при аутизме: учебное пособие / под науч. ред. Е.А. Черенёвой / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2014.
- Взаимодействие с ребенком с расстройствами аутистического спектра (РАС ) на приеме у врача // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16–17). С. 52–56.
- Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра/ сборник научно-практических материалов VIII Международной научно-практической конференции: электронное издание. / Ответственный редактор: Черенева Е.А. / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015.
- Модернизация образования и сопровождения лиц с РАС в России Черенёва Е.А. // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16-17). С. 4–6.
- Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: проблемы и решения современности. Методические рекомендации для начинающих специалистов / Беляева О.Л., Лёвина Е.Ю., Мозякова Е.Ю.,
- Реди Е.В., Гох А.Ф., Мамаева А.В. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
- Опыт внедрения и апробации ФГОС для обучающихся с РАС / Т.Ю. Галочкина, Е.А. Черенёва // Сибирский вестник специального образования. 2016. № 1–2 (16–17). С. 47–52.
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра // Психолого-педагогические практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра: региональный опыт. Вощенко Н.Д., Иванчугова С.С., Баландина Н.В., Патрина О.В., Ерошина К.А., Петровская М.А., Белоусова Н.С., Макарова О.П. методические рекомендации / отв. ред. Т.В. Фуряева, Е.А. Черенёва. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
- Психолого-педагогические технологии обучения детей с расстройствами аутистического спектра / Галочкина Т.Ю., Баранова И.О., Веретнова О.Д., Кузьмина Т.С., Грачева Л.И., Доронина И.Н. методические рекомендации / отв. ред. Е.А. Черенёва. Красноярск: КГПУ им. В.П. Астафьева, 2015. Сер. Социальные практики инклюзивного образования.
- Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. М.: ЦПМССДиП. – 87 с.
- VB-MAPP, Программа оценки вех развития вербального поведения и построения индивидуального плана вмешательства. Марк Сандберг, Изд. Medial. 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческие задания как средство формирования коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью
Обобщение практического опыта использование ттворческих заданий для развития коммуникативного поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью...

рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения
рабочая программа РАС формирование коммуникативного поведения...

Внеурочная деятельность: курс "Формирование коммуникативного поведения" 5 класс
Сегодня проблема социально-коммуникативного развития детей школьного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных науч...

Рабочая программа коррекционного курса "Формирование коммуникативного поведения"
Рабочая программа для обучающихся по ФГОС НОО ОВЗ, вариант 8,3...

АННОТАЦИЯ К КУРСАМ «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ» и "МУЗЫКЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ" для обучающихся с РАС АООП НОО (Вариант 8.3)
Вариант 8.3 предполагает, что обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотно...

Программа коррекционно-развивающих занятий «Формирование коммуникативного поведения»
У детей с расстройством аутистического спектра наблюдается недостаточное развитие вербальной и невербальной коммуникации. В значительной степени это обусловлено недостаточным уровнем развития коммуник...

