Воспитательный аспект в обучении детей с ОВЗ в ОУ и дома
презентация к уроку на тему
Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество, социализации (достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости ) и самореализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социаль - но-экономических , психолого-педагогичес - ких и медицинских проб- лем способствуют уве - личению числа детей с ОВЗ, делая эту проб- лему особенно актуальной.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья, как и ребенок, не имеющий дефектов, способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.
Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество, социализации ( достижение им максимально возможной самостоятельности и независимости ) и самореализации.
Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо: Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье; Содействие ребенку, а не ограничение его действий; Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.
Особенности воспитания ребёнка с умственной отсталостью Умственная отсталость, нарушая адаптационные способности личности вследствие стойкого расстройства функций головного мозга, в значительной степени изменяет социальное поведение человека. Отмечается повышение вероятности криминогенного поведения. Ребёнок с нарушенным интеллектом должен быть воспитан таким образом, чтобы его самостоятельное поведение в различных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам (право, мораль, политические, эстетические, религиозные, организационные нормы, обычаи, традиции).
В результате воспитание детей данной категории должно иметь социальную направленность. должно осуществляться развитие речи в коммуникативной функции, т.к. неполноценная речь затрудняет социализацию, установление контактов с окружающими; вовлечение ребёнка в активную деятельность, привлечение к участию к работе коллектива; повышенное внимания к межличностным отношениям детей; акцентирование внимания на положительных качествах каждого ребёнка; нейтрализация негативного влияния «лидеров».
Содержание коррекционно-образовательных и коррекционно-воспитательных программ В содержании школьного образования реализуется система знаний и умений. Школьники с нарушенным интеллектом должны получить тот уровень общеобразовательных и трудовых знаний и умений, который требуется для их социальной адаптации. Знания, умения и навыки сами по себе не являются показателем воспитанности учащегося, если у него не сформировано правильное эмоциональное отношение к нормам поведения, а нравственность не стала частью его мировоззрения.
Содержание обучения по всем предметам имеет коррекционную направленность, что обеспечивает подготовку школьников к включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Особое внимание обращено на коррекцию не только специфических нарушений у детей, но и личности в целом. Обучение в школе носит воспитывающий характер. Нарушенное развитие затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.
Системы воспитания учащихся с умственной отсталостью Гражданское воспитание - воспитание у обучающихся потребности жить и действовать в соответствии с законами, закрепленными в обществе, воспитание любви к Родине, уважение к символам своей Отчизны. Нравственное (нравственно-этическое) – воспитание у обучающихся потребности действовать в соответствии с нормами морали, правилами поведения выработанными и закрепленными в обществе; воспитание уважения к окружающим людям, их традициям, в независимости от национальной принадлежности и вероисповедания. Экологическое воспитание – воспитание у обучающихся бережного отношения ко всему живому и неживой природе, формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Физическое воспитание – воспитание потребности в здоровом образе жизни, в физическом развитии и самосовершенствовании. Трудовое воспитание – воспитание уважения к людям разных профессий, потребности в труде, стремления к качественному осуществлению общественно-полезного труда. Социальное воспитание – воспитание потребности в конструктивном взаимодействии с окружающими людьми, а также умений пользоваться услугами социальных учреждений, организаций сферы быта и обслуживания; воспитание навыков самообслуживания. Эстетическое воспитание - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Реализуя данные направления воспитания, педагог должен предусмотреть возможности умственного воспитания детей, что связано со спецификой образовательного учреждения – коррекцией психических процессов детей.
Домашнее обучение детей с ОВЗ Обучение на дому - это одна из форм индивидуального обучения и организации учебных занятий детей, при которой осуществляется педагогическое воздействие учителя на обучающегося, находящегося вне коллектива.
Плюсы: Более эффективное освоение программы. Педагог в ходе обучения понимает, в чем ребенок «плавает», а какой материал усвоил хорошо; Возможность организовать индивидуальный график в соответствии с биологическими часами ученика, что позволяет избежать излишних нагрузок, в результате чего такие дети реже болеют; Отсутствие конфликтов с учителями, сверстниками, старшими товарищами по школе (это, как известно, негативно отображается на психике детей); Пребывающий на домашнем обучении ребенок лишен дурного влияния сверстников в нежелательных компаниях; Воспитание происходит в привычных для семьи традициях, исключается их критика и высмеивание; Более тесный контакт с родителями, близкие доверительные отношения с ними.
Минусы: Дефицит общения со сверстниками, не получая драгоценного опыта решения конфликтных ситуаций (которые неизбежны во взрослой жизни); Постоянный контроль родителей и гиперопека могут привести к инфантильности и эгоизму; Ребенок понимает, что он «не такой, как все», в результате чего в глубине души ощущает себя белой вороной; Отсутствие опыта общения со сверстниками и учителями отражается на коммуникации во взрослой жизни; Невозможность учиться на ошибках других людей. Находясь по 5-6 часов в школе, в коллективе, ученик наблюдает за другими детьми, анализирует их поведение, делит поступки на «белое и черное», учится распознавать ложь, неискренность, лицемерие.
Правильная организация процесса обучения на дому обучающихся с ограниченными возможностями здоровья даёт значительные результаты в обучении детей и их социализации
Ребенок с ограниченными возможностями как субъект воспитательного воздействия представляет собой развивающуюся личность и индивидуальность. В процессе воспитания у такого ребенка, хотя и при некотором возможном снижении темпов и изменении некоторых качественных характеристик развития, постепенно складываются собственные мотивы и стимулы поведения, развиваются потребности, формируются личностные качества, интересы, появляется возможность ставить перед собой цели сознательного самосовершенствования и осуществления самовоспитания.
Информационные источники: https://ersova-dyy91.edusev.ru/folders/post/ovz_-_chto_eto_takoe_deti_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorov_ya_obuchenie_soprovozhdenie http://www.big-radio.ru/news/2014/04/10/2951 http://bukoffki.ru/kto-daet-status-rebenka-s-ovz/ https://infourok.ru/organizaciya-obucheniya-na-domu-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1070925.html a10.party-express.ru http://saratov.gov.ru/news/otkryvaetsya_semeynyy_klub_bezgranichnoe_detstvo/ http://ru.calameo.com/accounts/3046183 http://yalta-school-2.narod.ru/index/vchimosja_zhiti_razom/0-137 http://www.nashpolet.ru/page/2/?id=19&Itemid=46&option=com_content&view=category ЧЕТВЕРИКОВА Т.Ю. Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта . Рабочая тетрадь. БОУ ДПО ИРООО
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/13/picture-163533-1355387174.jpg)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯИ ОБУЧЕНИЯ НА ДОМУ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, А ТАКЖЕ О РАЗМЕРАХКОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НА ВОСПИТАНИЕИ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ДОМ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/03/picture-80663-1528054742.jpg)
Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому
Презентация по теме "Организация деятельно по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому" подготовлена для семинара по дистанционному обучению.Содержи...
Рабочая программа индивидуального обучения на дому адаптированная и составленная на основе программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой 2011г.
Данная программа индивидуального обучения на дому составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, 2011г.Обучение н...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856910-1480096769.jpg)
Использование видеоматериалов на уроках обществознания в 5-9-х классах как средство повышения эффективности процесса обучения: образовательный и воспитательный аспекты.
Выступление с презентацией по обозначенной проблеме....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517526-1415282599.jpg)
Воспитательный аспект обучения иностранному языку
Очень важно учитывать воспитательный аспект при обучении иностранному языку. Иностранный язык представляет нам множество возможностей, для того, чтобы мы могли воспитать личность, обладающую высокой с...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/20/picture-500751-1437420046.jpg)
Психологические аспекты дистанционного обучения детей с ОВЗ
В статье говорится о личном опыте и преодолении психологических трудностей при работе с детьми с ОВЗ....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/15/picture-1132523-1686808424.jpg)
"Организация обучения детей с ОВЗ (вариант II) на дому с применением ДОТ"
Учебный материал представляет собой типологию заданий для дистанционной формы обучения детей с ОВЗ (вариант II) на дому с учётом широкого диапазона коэффициента интеллекта обучающи...