Технологическая карта урока в специальной (коррекционной) школе.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Семяшкина Жанна Михайловна

Разработка содержит технологическую карту урока Письмо и развитие речи, 5 класс . Тема: Суффикс - часть слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка деятельностного урока.

Дата 26.10.2017 год   Класс 5    Предмет Письмо и развитие речи.

Учитель Семяшкина Ж.М.

Тема: Состав слова. Суффикс.

Цель: Ознакомить обучающихся со словообразовательной ролью суффикса в слове.

Задачи урока:

Образовательные: закрепить знания обучающихся о частях слова, познакомить с ролью суффикса в слове;

Коррекционно-развивающие: развивать устную речь, регулирующую функцию речи через объяснение обучающимися своих действий, корригировать произвольное внимание, слуховое восприятие через узнавание музыкальных звуков, коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения заданий с мелкими предметами, коррекция пространственных представлений через задание на соотношение слова с изображением;

Воспитательные: воспитывать аккуратность, старательность, внимательность, умение работать вместе, в парах, воспитывать бережное отношение к близким людям, уважительное отношение к старшему поколению.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Коррекционная работа

1.Организация начала урока.

Цель:

организовать обучающихся,   эмоционально положительно настроить на урок, мотивация учебной деятельности.

Приветствие. Проведение артикуляционной гимнастики.

- Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас урок письма. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям! И для активной работы делаем гимнастику. (слайд 1-4) Проговаривают чистоговорку с зарядкой для пальцев рук.

- Сядет тот, у кого на парте значок: корень, приставка, окончание, суффикс.

Руки?   На месте!

Ноги?    На месте!

Локти?   У края!

Спина?  Прямая!

- Что мы делаем на уроках письма? (Ответы детей.)

( учим правила, говорим, учимся быть грамотными, слушаем, думаем, отвечаем).

- Сегодня на уроке мы тоже с вами продолжим учиться грамотно писать, отвечать на вопросы, слушать.

Будьте активны и внимательны, оценки в конце урока будете сами выставлять.

Настраиваются на урок, выполняют гимнастику.

-Мне в стакан налили чай

И сказали: Размешай!

Ложку пальцами я взял,

Сахар быстро размешал!

Выполняют задание, садятся.

Следят за правильной посадкой.

Отвечают на вопрос

Коррекция поведения, эмоционального настроя, дыхания.

Коррекция внимания, памяти.

Формирование правильной посадки за партой

Коррекция и развитие связной устной речи

Коррекция внимания, настрой на активность

2. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить уровень выполнения работы, исправить недочёты в работе

Какую интересную тему мы изучаем?  Состав слова. (деформированные слова) (слайд 5)

С какой частью слова мы познакомились на предыдущем уроке?

СУФФИКС!

- Что мы узнали о суффиксе?

1. Часть слова

2. Стоит после корня перед окончанием.

И домашнее задание было на закрепление полученных знаний о суффиксе. (Домашнее задание - списать слова, выделить в них суффикс. 1-ой группе по обучаемости – с выделенными словами составить предложения)

Фронтальный устный опрос.

Вывод по дом.заданию

Что такое суффикс?

Ответы обучающихся

1. Часть слова

2. Стоит после корня перед окончанием.

Коррекция внимания через слушание ответов, дополнение. Исправление.

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию нового материала.

Цель: повторить пройденный материал, вспомнить определения частей слова

Перед тем как написать число, разомнём пальцы. Покажите с помощью пальцев рук  корень, приставку, окончание, суффикс

Запись числа.

Какую большую тему мы изучаем?

             Что такое корень?

                Приставка?

               Окончание?

               Суффикс?

Обучающиеся показывают руками графическое изображение частей слова.

Ответы обучающихся

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук

4. Формулирование темы и учебных целей урока.

Цель: мотивация на целеполагание

Подведение к теме урока.

Ребята, видите часть правила про суффикс спрятана? Кто догадается, какая тема урока?

На уроке сегодня мы продолжим тему Суффикс – часть слова и узнаем о суффиксе что-то очень интересное, даже волшебное!

Высказывают предположение – узнаем что-то новое о суффиксе.

Коррекция мышления.

5. Изучение  новых  знаний, необходимых  для  формирования  умений.

Цель: отработка умений находить части слова, познакомить с ролью суффикса в слове

Наши предки оставили нам в наследство великий русский язык. В нем тысячи слов. Но не только слова мы получили в наследство, а еще и «запасные части» к ним – приставки, суффиксы, окончания.
- А какая часть слова самая главная?

Мы уже говорили, что и у дерева самая главная часть – это (корень)

А у людей есть корни?

- Человек тесно связан со своими корнями, дерево не растёт без корня и слова не бывает без корня!

А какая тема этого урока?

Суффикс – часть слова!
Что мы знаем о суффиксе?

И я вам говорила, что мы узнаем о суффиксе что-то (волшебное)

Для этого нам нужны хорошие слух, нюх, память и доброе сердце!

Все вместе!

Итак нюх проверим, определите по запаху, что это.

Рыба!  

Записываем в тетради.

Кто сможет показать, как надо ловить рыбу?

А сейчас кого Кирилл изображает?

Рыбак!

Рыбак что поймал

Рыбку!

Рыба, рыбак, рыбка

- Как назовём эти слова?

(Однокоренные!)

Разберём по составу!

(корень, окончание, суффикс)

- А какую роль здесь играет суффикс?

Он помог образовать новые слова!

Открываем вторую половину правила про суффикс.

- Вот в чём главный секрет суффиксов!

Ответы обучающихся.

- Корень!

- Это бабушки, дедушки, прабабушки.

Суффикс – часть слова!

1. Часть слова

2. Стоит после корня перед окончанием.

Проговаривают и показывают.

По запаху определяют рыбу.

Запись в тетради и на доске.

Обучающийся берёт удочку и рассказывает, как нужно ловить рыбу.

Однокоренные!

Ученик разбирает слова по составу.

Он помог образовать новые слова!

Читают хором:

- Суффикс служит для образования новых слов!

Коррекция внимания, памяти,

Коррекция и развитие обоняния, догадки,  мышления, тактильного восприятия, связной устной речи.

6. Физминутка для глаз.

Цель: отдых от письма, смена деятельности

Руки?   На месте!

Ноги?    На месте!

Локти?   У края!

Спина?  Прямая!

Ищем в кабинете глазами предметы, которые я называю.   Часы, цветы, доска, учителя, дверь,окно, Жанна Михайловна - моргаем быстро 10 секунд.

Отвечают хором, следят за посадкой.

Выполняют задание.

Коррекция внимания, пространственных представлений, контроль за правильной посадкой.

7. Закрепление знаний, выработка умений и навыков.

Цель: отрабатывать умение находить суффикс в слове, наблюдение за словообразовательной ролью суффикса в слове

Проверю вашу память!

 - Что размешивали в чае?

Запись на доске.

Достаньте из стола мешочки, определите наощупь, какой там предмет!

Сахарок.

Что изображено на картине? (Слайд 6)

Сахарница!

Какие это слова? (однокоренные)

Задание - разберите по составу эти слова

- Было слово сахар, что же превратило это слово в новые?

Суффикс!

Что такое суффикс?

Задание - Составить предложение с помощью слов и картинок. (слайд 8)

Бабушка любуется новой сахарницей.

- Как вы думаете, откуда у бабушки новая сахарница? (Я думаю, что      подарили, купила)

И бабушке очень приятно!

- Кто должен заботиться о бабушках, дедушках, о наших корнях? ( О бабушках и дедушках должны  .. их дети, внуки)

- Мы знаем бабушку Родиона, Лидию Суреновну, видим, как заботится она о нём. Родион, как ты помогаешь своей бабушке?

- Сахар!

Достают мягкие мешочки из стола, описывают предмет наощупь, называют его.

Сахарок!

Записывают в тетради, один ученик пишет на доске.

Деформированное правило (слайд 7)

1. Часть …

2. Стоит после … перед окончанием.

3.  Суффикс служит для … новых …!

Ответы обучающихся.

Коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук путём выполнения заданий с мелкими предметами, развитие памяти

Коррекция и развитие внимания,  связной устной речи.

Коррекция личностных качеств, умение выражать свои чувства

8. Активная физминутка.

Цель: отдых от письма, снятие напряжения мышц спины, рук, смена вида деятельности.

Под музыкальную фонограмму стоя выполняют упражнения.

Формирование ритмичности движений, коррекция поведения, умение переключаться с учебной работы на отдых.

9. Закрепление знаний, выработка умений и навыков, работа с учебником

Цель: отрабатывать умение находить суффикс в слове, наблюдение за словообразовательной ролью суффикса в слове

- Ребята, какая предметная неделя идёт в школе? Я хочу проверить, хорошо ли вы решаете примеры. Работать будете парами, чтобы найти свою пары, возьмите карточку со значком части слова и соедините как пазл со своей парой.

Правильный ответ каждой пары – 53.

- Как вы думаете, что означает это число?

(Это страница учебника)

- Неделя математики!

Находят пару, решают пример, называют ответ

Обучающиеся высказывают предположения.

Выполнение упражнения с учебника.

Формирование умения работы в парах, межпредметная связь, развитие речи через активацию пассивного словаря.

10. Подведение к выводу по цели урока.

Цель:  побудить обучающихся самостоятельно подвести  к выводу по цели урока

Игра «Угадай профессию по звуку».

Игра «Угадай, в кого переоделся ученик».

Пригласить ученика к доске, одеть на него рабочий  халат, дать молоток, сапог.

Назовите два однокоренных слова.

(Сапог, сапожник)

Как сапог превратился в сапожника? (С помощью суффикса НИК)

Так мы доказали, что суффикс настоящий волшебник?

В чём волшебство суффикса?

(Суффикс образует новые слова)

Прослушивают фонограмму, называют профессии – швея, стоматолог, скрипач.

Высказывают догадки, кем работает человек, в такой одежде.

Ответы обучающихся.

Коррекция слухового восприятия через узнавание музыкальных звуков, мышления, внимания. Повышение учебной мотивации, активности.

11. Домашнее задание.

Цель:

Закрепить полученные знания дома, стимулировать к выбору в соответствии со своими возможностями

Предлагается выполнить домашнее задание на выбор.

Зелёная карточка – простое задание, красная карточка – более сложное, но интересное.

Чтение задания на карточках, ответы на вопросы обучающихся.

Обучающиеся делают выбор.

Развитие самосознания

12. Оценивание обучающихся.

Цель:

Учить умению правильно оценивать свою работу на уроке и своих одноклассников

Предлагаю оценить свою работу и работу одноклассников самим. Помните условие – оцениваем не друга, а его работу на уроке

Поднимают карточки с отметками

Развитие самосознания, мотивации, отношения к окружающим и самому себе.

13. Рефлексия. Выводы по уроку.

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности

- Подведём итоги урока.

- Какая тема урока?

- В чём же волшебство суффикса?

- Для урока нам нужны были хорошие нюх, слух, ум и доброе сердце

- И как мы развивали нюх? (узнали рыбу по запаху)

- Как слух развивали? (узнали профессию)

- Как ум свой развивали? ( узнали новое о соффиксе)

- Доброе сердце у вас? (помогаем бабушке, друг другу решать примеры)

Отвечают на вопросы.

Коррекция и развитие внимания,  связной устной речи, памяти

12. Рефлексия настроения

Цель:

Установление эмоционального контакта в конце урока

А что больше всего понравилось на уроке?

Нарисуйте на смайликах своё настроение в конце урока

Выполняют задание.

Развитие эмоциональной самооценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дыхательная гимнастика

Слайд 3

а – о – у – и

Слайд 4

Чистоговорка + зарадка для пальцев

Слайд 5

Мне в стакан налили чай И сказали: «Размешай!» Ложку пальчиками взял, Сахар быстро размешал.

Слайд 7

новой любуется

Слайд 8

груз грузовик грузило грузчик

Слайд 9

U С J У R ФФ W ИК Q С

Слайд 10

СУФФИКС 1. Часть ….. 2. Стоит после …… ….. 3. Образует ……… ……

Слайд 17

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Теперь я могу… Я научился… У меня получилось… Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Действия с десятичными дробями" 8 класс

Проект урока математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида, оценен на кусхах повышения квалификации в ПАПО г.Москва 2010 год...

Требования к уроку в специальной (коррекционной)школе VIII вида

Описание типов, этапов уроков.Задачи урока как развивающие, так и коррекционные.Методы  и приемы обучения.А также показатели обученности....

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Использование коррекционно-развивающих упражнений на этапе целеполагания при конструировании уроков в специальной коррекционной школе

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Дает корова молоко».Век XXI – век открытый,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими дети бы...