«Методы и приемы развития певческой деятельности на уроке музыки с учащимися с ОВЗ»
учебно-методический материал на тему

Булыгина Марина Афонасьевна

В вокальной педагогике сложились свои специфические методы которые применяются для работы с детьми с ОВЗ. Концентрический фонетический, объяснительно-иллюстрационный и метод внутреннего пения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Методы и приемы развития певческой деятельности на уроке музыки с учащимися с ОВЗ»

Составила: М. А. Булыгина  учитель музыки I квалификационной категории

  • Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии.
  •  Музыка является одним из наиболее доступных и привлекательных видов деятельности для детей с ОВЗ.
  • Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств.

Цель  уроков музыки: формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки с учётом психофизических и интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ.

Задачи образовательные:

-Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;

-Развивать музыкальные способности учащихся с ОВЗ:

чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память, способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

-Помочь самовыражению детей с ограниченными возможностями здоровья через занятия музыкальной деятельностью;

-Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;

-Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;

-Активизировать творческие способности.

 

Задачи коррекционно-развивающие:

-Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;

-Корригировать нарушения звукопрозносительной стороны речи.

Принципы обучения:

-Коррекционная направленность обучения

-Оптимистическая перспектива образования

-Индивидуализация и дифференциация процесса обучения

Формы, методы, приёмы обучения

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки  музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения.    

Основной задачей подготовительной части урока является:

- уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом.

-Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, весёлой музыки.

- Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной.

-Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия – убеждение и внушение.

   

 Методом обучения называется совокупность приемов и способов, при помощи которых педагог, опираясь на сознательность и активность ученика, вооружает его знаниями и навыками и вместе с тем способствует его воспитанию и развитию.

Методы вокального воспитания детей сложны и многообразны как и в преподавании других предметов они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Они опираются на процессы мышления. Учитель должен применять не один метод обучения, а владеть различными методами и приемами

Обучения и уметь применять их в соответствии с ситуацией на уроке.

В вокальной педагогике сложились свои методы отражающие специфику певческой деятельности:

Концентрический,

фонетический,

объяснительно-иллюстративный,

метод внутреннего пения.

  1.Концентрический метод-  основатель М.И.Глинка

Когда ставится цель – развития певческого голоса  взрослого или детского принято ориентироваться на этот метод.

Центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Когда человек взволнован, он говорит возвышенным голосом (высоких тонах), а когда в подавленном состоянии, то голос звучит на более низких тонах. Чтобы определить  высоту примарных тонов голоса ученика, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону его звучания, речевой диапазон.

Центр речевого диапазона у детей как и у большинства взрослых певиц обычно расположен в пределах (си м- ре 1) от этих звуков нужно начинать распевание голоса вверх и вниз концентрическими кругами. ( до ре ми фа соль фа ми ре – 3 р –до)

Этот метод широко используется в современной вокальной практике, он основан на ряде положений.

-плавное пение без предыхания (А-О-У-Э-И)

-непринужденное пение

-петь не громко и не тихо

-при пении рот открывать  умеренно

-уметь долго  тянуть ноту ровным по силе голосом

- петь звукоряд вверх и вниз ровным по тембру звуком

- соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений .и др

 Андрей воробей… (соль)

Дон дон дон загорелся кошкин дом (ля)

На 2-х нотах «сорока,  сорока, где была далеко(ля соль)

2 метод:Фонетический является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Каждая фонема слог или слово целостно организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении.

Замечено что гласная У отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции,  и применяется часто при коллективном обучении пению в хоре.

Большое значение для тембра голоса имеет манера артикулляции: насколько широко открывается рот, активность ЯЗЫКа, Губ, чистота произношения, расположение губ (на улыбке или округлое)

А-О-У-Э-И

Я использую Упражнения:

-произношение слов  в пении с единым укладом губ: «На улыбке»

-пение с закрытым ртом на согласные М или Н

-удержание раздутых ноздрей во время пения

- вокально тренировочные упражнения на слогосочетания с сонорными согласными Л – Р-М-Н –З

 Распевка  «Три,Тру Тро  на развитие пения (легато)

3 метод: «Объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным»

Метод вокальной иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания, не исключает методов воздействия на их сознание.

С целью формирования у детей способности к сравнительному анализу качеству звучания голоса, можно использовать показ не только позитивный но и негативный.

Показ мелодии голосом учитель должен сочетать с объяснением технологии звукообразованием. Этот метод используется на первоначальном этапе знакомства с песней, а в дальнейшем его нужно использоваться минимально. Главное в этом методе- воздействие на эмоциональную сферу ученика дать им почувствовать воздействие музыки и пережить её.

Пример: «чижик-пыжик» вопросительная интонация звучит сверху вниз «Чижик-пыжик где ты был?»

А ответ звучит снизу вверх « я всю зиму в клетке жил…»

Сначала дети проговаривают правильную интонацию вопросительную? Вопрос-ответ.

4 метод : »Метод мысленного пения»

Метод мысленного пения – один из самых эффективных в работе с детьми. Он учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления, когда при заучивании песни я прошу повторить одну и ту же фразу.

Он используется при распевании, прослушивании  и разучивании песни, а также для повторения старых  выученных песен.

Нередко на уроке бывает так, что даже после неоднократного показа учителем фрагмента песни качество не улучшается, потому что дети  мысленно не пропевали за мной.

На занятиях  хора нужно вести правило: когда учитель демонстрирует своим голосом образец исполнения, ученики должны смотреть на него , слушать и мысленно  петь одновременно с ним.

В вокальной практике совместно с перечисленными методами я использую и общедидактические методы.

-Наглядный (слуховой и зрительный)

-Словесный (беседа, словесная оценка исполнения.._

-Метод повторения и закрепления вокальных упражнений.

-Движение под музыку. Который удовлетворяет потребность в двигательной активности детей после длительного положения во время пения.

 

Известно,  что дети с ОВЗ быстро утомляются отвлекаются, поэтому чередование разных методов и видов деятельности на уроке –это важный этап активизации внимания учащихся.

 Методы активизации на уроке музыки

1.Сюжетно- ролевые и творческие игры. Они включают ребёнка в активный процесс познания музыки.

2.Инсценировка песни, сказки. Они объединяют всех детей.

3.Метод импровизации. Дети проявляют свои исполнительские умения, возможности своего воображения, фантазии.

4.Метод соучастия. Он позволяет учащимся ощутить себя частью творческого коллектива, попробовать свои силы.

5.Метод музыкальных композиций ( индивидуальные, групповые, коллективные  формы работы). Проблемные задания, подбор аналогов.

6.Метод погружения. Осознание целостно- смыслового значения музыкального произведения ( анализ, сравнение, обобщение).

7.Метод проектов. Он позволяет учащимся проявить свои знания, умения в самостоятельной работе с информацией, проводить исследования.

8.Метод «пластического интонирования». Направлен на освоение способов «активного слушания» ( выражение музыки в жесте, свободное дирижирование, пластические этюды  и т. д) .

9.Метод контроля и самоконтроля ( диктант, кроссворд, викторина). Данный метод позволяет наглядно оценить уровень своих достижений

10.Метод музицирования. Освоение музыки и способы исполнения её ( подражание, упражнение, импровизация).

11.Метод « мозгового штурма». Этот метод помогает активизировать деятельность учащихся на продуцирование новых идей ( создание проблемного поля).

12.Метод рисунка- фиксация впечатлений от прослушанной музыки.

13.Метод содержательного анализа музыкальных произведений ( наблюдение за  музыкой, размышления, музыкальная палитра).

14.Метод включения элементов музыкальной грамоты в процессе вокально- хоровой работы.