Приемы развития образного мышления на уроках музыки
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для работы учителю музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_razvitiya_obraznogo_myshleniya_na_urokah_muzyki.docx16.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

         Приемы развития образного мышления на уроках музыки

На уроках музыки я применяю следующие приемы развития образного мышления:

1) визуализация;

2) система вопросов и заданий;

3) перевод музыки на язык другого вида искусства;

4) эмоциональный отклик;

5) узнай по описанию.

Предлагаю остановиться на каждом более подробно.

Учащиеся не всегда способны воспринимать музыку адекватно и откликаться на выразительность отдельных музыкальных элементов. Поэтому, на начальном этапе развития мышления я использую  прием визуализации.  

Визуализировать - значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Применяя этот прием, предлагаю ребятам проблемную ситуацию.

Например, при знакомстве с балетом "Золушка" С.С. Прокофьева:

У.: Вы оказались в сказке. Находитесь на балу, где танцуют Принц и Золушка

      (звучит "Вальс"). Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка?

Д.: Счастье, праздник, радость, сияние, любовь и т.д.

У.: И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами?

Д.: Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д.

         Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями:

- спонтанное рисование;

- цветовое и графическое изображение;

- пластическое движение (руки, тело).

Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.

Что же помогает мне в работе?

Прежде всего система вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства. Они представляют собой диалог и рождают у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Вопрос на уроке музыки существует не только и не столько в словесной форме, сколько в жестах, в собственном исполнении учителя, в возможности «заразить», заинтриговать. Вопрос может выражаться и через сопоставление музыкальных произведений между собой и через сопоставление музыкальных произведений с произведениями других видов искусства. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро), а обращал бы его, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, рождающимся в его душе под воздействием музыки.

Возможны такие вопросы:

- Помните ли вы свои впечатления, полученные от этой музыки на прошлом уроке?

- Что важнее в песне музыка или слова?

- А в человеке, что важнее ум или сердце?

- Как ты себя чувствовал, когда звучала эта музыка?

- Где бы она могла звучать в жизни, с кем бы ты хотел ее слушать?

- Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?

- Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?

- Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой?

Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные, нестереотипные, а это очень важно и ценно.

Часто ребята дают противоречивые, недосказанные ответы, но зато в них уже сквозит индивидуальность, личностная окрашенность - это я и пытаюсь услышать.

         Следующий педагогический прием связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке, как полифонического процесса.

Необходимо создать условия для прочтения каждым ребенком одного и того же музыкального образа в одно и то же время, исходя из своего индивидуального видения, слышания, чувствования звучащей музыки:

- в одном ребенке она вызывает двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике руки, тела, в каком-либо танцевальном движении;

- другой выражает свое понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии;

- третий подпевает, подыгрывает на музыкальном инструменте, импровизирует;

- а еще кто-то «ничего не делает», а просто задумчиво, внимательно слушает (а - это, для учителя, может быть и является самой серьезной творческой деятельностью).

Важно сохранить это разнообразие творческих проявлений, поощрить это разнообразие. Свой результат я вижу не в том, чтобы все дети одинаково чувствовали, слышали, исполняли музыку, а в том, чтобы восприятие музыки детьми на уроке приобретало вид художественной «партитуры», в которой ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее свое уникальное оригинальное видение музыки.

На уроках обобщения применяю прием "Узнай по описанию", так как он предполагает накопление музыкального багажа. Предлагаю детям выбрать карточку с названием музыкального произведения, которое ему хорошо знакомо. Далее предлагаю описать словами это произведение, чтобы другие дети могли его узнать в ряду прочих. Это развивает внимание и учит анализировать, расширяет речевые возможности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.

Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....

Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки

Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от  других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...