Содержание опыта по развитию образного мышления на уроках музыки
статья по музыке

Наволокин Сергей Васильевич

для работы молодому учителю

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      Содержание опыта по развитию образного мышления

                                      на уроках музыки

Концептуальная основа:

  • в работе я использую личностно-ориентированный подход к содержанию музыкального образования.

Теоретическое и методическое обоснование:

  • опираюсь на работы Кабалевского Д.Б., Алиева Ю.Б., Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Усачевой В.О., Школяр Л.В., Дмитриевой Л.Г. и других, а также требования ФГОС к музыкальному образованию школьников.

Эффективность педагогического опыта:

  • доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по музыке, составляет 100 %;
  • наблюдаются стабильные показатели качества обученности детей в течение нескольких лет (см. диаграммы ниже).

Доля учащихся, освоивших программу по музыке на «4» и «5»:

  • доля учащихся (в %), освоивших программу по музыке на оценки «4» и «5» за последние 3 года, представлена диаграммой, приведенной ниже:

Результат работы:

За счет знания:

        - психологических особенностей детей разного возраста;

        - проблем, связанных с их «клиповым мышлением»;

        - педагогических методов и приемов;

        - приобретенного опыта практического применения

             педагогических методов и приемов в  течение 54 лет обучения

             детей музыке;

в развитии образного мышления детей я широко использую:

         - цифровые технологии (презентации, аудио и видео- ролики,

              фрагменты из фильмов и т.д.);

         - живую музыку и пение;

         - интегрированные уроки;

и добиваюсь:

        - интереса к музыке со стороны детей;

        - стабильных положительных результатов обучения,

             предусмотренных программой по музыке в соответствии с ФГОС.

Практическая значимость моей работы:

  • все описанные виды работы применялись при обучении детей

музыке по разным программам обучения (программам разных авторов) и дали положительные результаты;

  • методический и дидактический материал, применяемый на уроках, обобщён, структурирован и может применяться учителями в практике преподавания музыки по любым программам и учебникам.
  • Опыт работы по данной теме представлен на заседаниях школьного методического объединения предметов гуманитарного цикла.
  • Публикации статей и конспектов уроков представлены на собственном мини-сайте портала «Образовательная социальная сеть nsportal.ru» https://nsportal.ru/наволокин сергей васильевич

Перспективы работы: 

  • данный педагогический опыт не является исчерпывающим;
  • планируется продолжить работу по развитию образного мышления обучающихся в постижении красоты и богатства музыкального мира на уроках музыки.                     

                                             

                                               Список литературы

 1. Затямина Т. Современный урок музыки. – М.: 2007.

 2. Смолина Е. Современный урок музыки. – Я.: 2006.

 3. Посталовский И. Тренировка образного мышления, вып. 4. – Одесса.:  

     «Маяк», PIHO, 1997.

 4. Ригина Г. Книга для учителя. Музыка: обучение, творческое  

    развитие, воспитание (система развивающего обучения Л.  Занкова).–

    Самара: «Учебная литература», 2005.

 5. Якиманская И. Образное мышление и его место в обучении. – М.:

    ВЛАДОС, 1988.

 6. Абдулин, Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб.

     пособ.– М.: ВЛАДОС, 2002.

 7. Абдулин, Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студ.

     высш. пед. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2004.

 8. Алиев, Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных

     учреждениях: Учеб. пособ. для студ. муз. фак. педвузов. – М.:

    «Академия», 2002.

 9. Блонский, П.П. Память и мышление. – М.: Директ–Медиа, 2008.

 10. Выготский, Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. – М.:

     Просвещение, 1982.                                                                            

 11. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения.– М.: ИНТОР,1996.

 12. Дмитриева, Л.Г. К вопросу об активизации мышления младших  

     школьников в процессе восприятия  музыки. – М.: МГПИ, 1985.                                                                        

 13. Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. – М.:

     «Академия», 1999.

 14. Критская, Е.Д. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом

     образовании: Материалы Международной конференции «Теория и

    практика музыкального образования: исторический аспект,

    современное состояние и перспективы развития», посвященной 95-

     летию со дня рождения Д.Б. Кабалевского/ Под ред. Е.Д. Критской,

    Л.В. Школяр. – М.: Флинта, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.

Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....

Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки

Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от  других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...