Методы развития образного мышления на уроках музыки
статья по музыке (7 класс)

Наволокин Сергей Васильевич

Для работы молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_razvitiya_obraznogo_myshleniya_na_urokah_muzyki.docx17.12 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методы развития образного мышления на уроках музыки

Величие искусства ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться.  Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить. Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не воспроизводит то, что можно увидеть и лишена смысловой конкретности, именно поэтому - это общечеловеческий, универсальный "язык", не требующий перевода.

Невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью, а для этого необходимо развитие образного мышления.  И учить этому надо детей с самых первых занятий.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство. Особенно большое значение образность играет в детском музыкальном творчестве на ранних этапах, когда у ребёнка происходит формирование основных навыков исполнительства.

Именно через раскрытие того или иного образа - умения  продемонстрировать, повторить, закрепить. Это сфера образного мышления, то, без чего исполнение музыки не может быть творческим.

         Для того чтобы исполнение музыкального произведения было близко

авторскому замыслу, важно знать о причинах его возникновения, следить за

логикой развёртывания музыкальной мысли, понимать смысл используемых

средств музыкальной выразительности и ощущать эмоциональную окраску

содержания. Всё это объединяется в понятии «музыкальное мышление» и

дополняет представление о специфике «образного мышления».

         Искусство - явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому одно из приоритетных направлений художественно-музыкального образования лежит и в области развития образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

В процессе восприятия музыки происходит формирование перехода от освоения мира через личный опыт к восприятию чужого опыта, осознание богатства мировой музыкальной культуры, становление собственной творческой инициативы в мире музыки. Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребенка, побуждая его к сопереживанию, способствует гармоничному формированию его личности.

Психологи подтверждают, что эмоции как физиологическое явление поддаются развитию. Умению слушать и слышать музыку необходимо учить, и в центре внимания должен быть художественный образ произведения и постижение его через эмоциональное сопереживание. Известный физиолог   И. Павлов доказал, что если подаваемая информация не подкреплена эмоциями, то в коре головного мозга формируются центры ее нейтрализации. В связи с этим воспитание эмоционально-образного мышления у детей в процессе слушания и восприятия музыки является актуальной проблемой современной музыкальной педагогики. Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы  рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкий мышлению, но протекающий в иных формах и по другим законам.

Основная функция образного мышления – создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается через механизм представления музыкальных образов специально спланированной деятельностью учителя, направленной на их преобразование, а также создание новых образов, отличных от исходных.  

Мысль  – фактор умственной активности – у музыкантов часто приобретает ту или иную эмоциональную окраску, а в движении мыслей обнаруживаются особые логические связи. Поэтому в музыке образуется интонационно-оформленная эмоция-мысль, которая даёт толчок образному мышлению – слежению за процессом становления и развития музыкального образа.     

         Образное мышление – это процесс познавательной деятельности, направленный на отражение существенных свойств объектов и сущности их структурной взаимосвязи. Образное мышление лежит в основе музыкального мышления, так как музыкальное мышление начинается с оперирования музыкальными образами. С помощью образного мышления более полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременное видение предмета с нескольких точек зрения. Очень важная особенность образного мышления - установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств.                                                                                    

 Ассоциация – это психологическая связь о различных предметах и явлениях, выработанных жизненным опытом.

Цель данного исследования - развитие образного мышления через слушание музыки.

Объектом данного исследования является слушание музыки детьми.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогические особенности учеников;

2) рассмотреть особенности развития образного мышления учеников на уроках музыки;

3) помочь ученикам научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;

4) развивать у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;

5) поддерживать и развивать стремление учеников мыслить нестандартно;

6) развивать у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем на уроке общения с искусством.

Учитель музыки в процессе работы с детьми призван решать целый комплекс педагогических проблем.

В музыкально-педагогической практике известно, что процесс развития музыкально-образного мышления многогранен. Поэтому для его осуществления необходимо на уровне учителя музыки иметь целостную систему методов и приемов по развитию музыкально-образного мышления учащихся.

 Виды мышления, которые использую в работе:

- наглядно-действенное (вид, который опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними и позволяет успешно осуществлять практическую деятельность);

- наглядно-образное (вид, который характеризуется опорой на представления и образы);

- словесно-логическое (вид, который основан на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных связей);

- аналитическое (вид, который протекает путем логических умозаключений, постепенно приводящих к способности человека логически анализировать информацию и принимать решения);

- интуитивное (вид, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства-интуиции, а также умения быстро находить правильное решение).

Методы образного мышления

Я применяю следующие традиционные методы образного мышления:

- наглядный;

- словесный;

- практический;

- ассоциативных сопоставлений;

которые носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности.

Каждый из этих методов применяется с нарастанием проблемной ситуации: от прямого воздействия (исполнения, объяснения, иллюстрации) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.

Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....

Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки

Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от  других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...