Проблемы в развитии образного мышления на уроках музыки и способы их решения
статья по музыке (7, 8, 9 класс)

Наволокин Сергей Васильевич

 Для работы молодому учителю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл problemy_v_razvitii_obraznogo_myshleniya.docx16.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                 Проблемы в развитии образного мышления

                    на уроках музыки и способы их решения

         Проблемы, встречающиеся в практической работе над развитием образного мышления, и методы их решения опишу ниже.

Одна из проблем это «развитие творческой активности учащихся». Чтобы ее решить:

- ищу формы  развивающего обучения, формы совместного творчества с учеником;

- помогаю научиться видеть необычное, новое в музыкальных и жизненных явлениях;

         - развиваю у детей способность продуцировать новые идеи и умение их высказывать;

- поддерживаю и развиваю стремление учеников мыслить нестандартно;

- развиваю у школьников потребность в самостоятельной деятельности при поиске разнообразных вариантов преодоления проблем.

Другая проблема «пробуждение и развитие в учащемся образного мышления»   стоит на всех этапах обучения.

Начинаю решать эту проблему пробуждения:

- с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости. Чтобы слушание становилось слышанием, создаю эмоциональную атмосферу для полного восприятия музыкального произведения, для пробуждения у ребенка желания услышать музыку;

- рассказываю, что будем слушать, далее провожу музыкальный анализ (разбор музыкального произведения), беседа.        

- вывод через вопросы (вывод формулируют сами дети).                                                 Далее для решения проблемы  развития в учащемся образного мышления:

- развиваю способности ребенка вслушаться в звучание музыкального произведения;

- развиваю умение различать характер музыкального произведения, характеризовать музыкальный образ, соотносить его с миром природы и человеческих взаимоотношений, миром чувств и переживаний;

- развиваю умения определить жанр и форму музыкальных произведений.

В последние годы моей 54-летней работы с детьми появилась новая проблема, которую отмечаю не только я, но и многие учителя, независимо от преподаваемой дисциплины. Это так называемое «клиповое» мышление детей - способ восприятия окружающего мира в виде мозаики, пазлов, когда в сознании формируется яркий, но фрагментарный, алогичный, отрывочный, разрозненный  и кратковременный образ, который тут же сменяется другими — подобными ему. 

«Клиповое» мышление, несмотря на несомненные «плюсы»:

- эффективную работу с отрывками (легко воспринимают презентации, схемы);

- быстроту реакции (переключение с одного чата на другой, держа в голове образ, поиск ТВ-программ переключением пульта с фиксацией мелькающих сюжетов, просмотр смс сообщений в телефоне );

- многозадачность (дети выполняют несколько дел сразу: подготовка домашних заданий к урокам, слушание телепрограммы и разговоров домашних, просмотр телефона и т.п. в доли секунды переключая внимание с одного объекта на другой);

- иммунитет от перегруза (сутками, не уставая, получают информацию «сидя» в телефоне, но дозированно, не перегружая память и интеллект);

- охват информации (с одного текста «копирнул» один абзац, со второго — другой. В результате большой охват информации за короткий промежуток времени, но поверхностный);

вполне в силах уничтожить теоретическое мышление и классическое образование, поскольку характеризуется весьма весомыми «минусами»:

- проблемы с большими текстами (трудно прочитать и пересказать);

- неспособность к глубокому анализу (труден синтез, обобщение, сравнение, усвоение);

- низкая концентрация внимания (трудно усидеть 45 минут урока, трудно сосредоточиться на одном);

- снижение успеваемости (не способны вычленить главное, страдают память, интеллект, внимание, речевые способности);

- зависимость от чужого мнения (фрагментарная жизнь с красивыми фотками, делает то, что пропагандируется в социальных сетях);

- равнодушие (поток информации о насилии приводит к восприятию, как данности, чужие трагедии не трогают).

Решению проблем помогают:

- музыкальные игры:

- «На что похожа музыка»;

- «Слушаем и рисуем музыку»;

- «Слушаем и играем в музыку»;

- «Слушаем и чувствуем музыку»;

- «Угадай мелодию»;

- музыкальные викторины;

- усиление «плюсов» клипового мышления:

        - способности уловить суть с одного взгляда на фрагмент;

        - быстрое переключение с одного на другое;

        - способность сразу делать несколько дел;

        - способность сразу оценить «интересно» или нет;

- ослабление «минусов» клипового мышления, в том числе:

        - дозированная подача новой информации (примерно 30 %);

        - «повторение – мать учения»;

        - уловить и сконцентрировать на какое-то время внимание за счет разных видов деятельности:

        - показ видеоролика;

        - демонстрация презентации;

        - картины (или) слайды с иллюстрациями;

        - живая музыка в исполнении учителя;

        - слушание и голосовое воспроизведение и т.д.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Проблемы музыкального мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как...

Презентация к моей статье:"Системный подход в развитии образного мышления на уроках музыки"

Материал посвящен шестой областной научно-практической конференции"Когнитивные педагогические технологии:логическое и образное"...

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНОГО МИРА РЕБЕНКА.

Мой опыт работы. Тема:Развитие художественно-образного мышления на уроках музыки как основа формирования духовного мира ребенка....

Развитие образного мышления обучающихся средствами музыки

Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от  других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не восп...