Мимические упражнения
учебно-методический материал на тему

Жирова Инна Николаевна

Поскольку при дизартрии наблюдаются различной выразительности парезы лицевой мускулатуры, необходимы специальные упражнения на развитие мимики лица.

Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи; от середины подбородка к мочкам ушей; от уголков губ к козелкам ушей; от носа к вискам; от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mimicheskie_uprazhneniya.docx59.51 КБ

Предварительный просмотр:

МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Поскольку при дизартрии наблюдаются различной выразительности парезы лицевой мускулатуры, необходимы специальные упражнения на развитие мимики лица.

Перед выполнением упражнений проводится массаж (самомассаж) лица. Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи; от середины подбородка к мочкам ушей; от уголков губ к козелкам ушей; от носа к вискам; от середины лба к вискам. Затем в этих же направлениях проводится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

Развитие мимических мышц должно строиться на использовании естественных мимических движений:

 «плакса» – зажмуривание глаз;

 «надуем шарик» – надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

 «мы удивились» – приподнимание и опускание надбровных дуг;

 «тигренок» – оскаливание зубов;

 «упрямые бараны» – нахмуривание мышц лба;

 «солнышко дразнится» – высовывание языка и т. д.

Далее рекомендуется использовать следующие специальные упражнения: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым в течение одной минуты; открыть и закрыть глаза три раза подряд; улыбаться с закрытым ртом; «фыркать» и вибрировать губами; свистеть; расширять ноздри; поднимать верхнюю губу, обнажив верхние зубы; опускать нижнюю губу, обнажив нижние зубы; улыбаться с открытым ртом; произносить звуки [о], [и]; гасить спичку; набрав в рот воду, полоскать закрытый рот, стараясь не выливать воду; надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно; опускать углы рта вниз при закрытом рте; выпячивать вперед губы; втягивать щеки при закрытом рте; опускать верхнюю губу на нижнюю; кончиком языка водить по деснам попеременно в обе стороны при закрытом рте.

Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т. д.

На всех этапах можно использовать наглядный материал: лица людей, выражающие различные чувства, пиктограммы, фотографии. Сначала дети по слову логопеда («Покажи лицо сердитого человека») находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение.

Можно предложить детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркивать особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как ребенок нашел большой гриб и удивился или испугался в зоопарке льва, а мама его успокаивала.

 «Удивляюсь, какая большая тыква!». (Руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются.) «Радуюсь, какая маленькая тыковка». (Ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глаза слегка прищурены.)  «Сержусь, какая неспелая тыква!» (Руки на поясе, покачивание головой, брови нахмурены, губы сжаты.)

  • «Потерялся в чужом городе». Выполняются движения в соответствии с текстом: «Мальчик Саша поехал в незнакомый город к бабушке. На перроне Саша увидел очень большую собаку и удивился – вот так (удивление). А родители пошли дальше. Саша оглянулся – вот так, а родителей нет. Саша разводит в стороны руки и хмурит брови – вот так: где мама? Где папа? Родители нашли Сашу и обрадовались – вот так (улыбка)».

 «Угощение». Я угощаю вас лимоном, какое у вас будет лицо? Я угощаю вас медом… Я угощаю вас горчицей… Я угощаю вас малиной…

 «Сказка о медвежатах». Дети сидят на ковре в кругу и выполняют соответствующие движения: «В берлогу прилетела пчелка. Решила она сесть кому-нибудь из медвежат на язычок (язык на нижней губе). Но медвежата быстро стиснули зубки (сжать зубы), сделали губы трубочкой  и стали крутить ими в разные стороны. Медвежата покатали пчелку на лбу (поднимать и опускать брови). Пчелка улетела. Пришла мама и зажгла свет. Медвежата зажмурились, сморщили нос. Мама погасила свет, и медвежата заснули (закрыть глаза).

СНЯТИЕ СПАСТИЧНОСТИ И УМЕНЬШЕНИЕ САЛИВАЦИИ

Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

 Массаж мягкого нёба – поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба
от верхних резцов для получения выраженного глоточного рефлекса.

 Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) (см. рис.). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.

Рис. Точки на верхней и нижней губе для прикладывания льда

 Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника (предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребенка аллергии).

 Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.

 Запрокинув голову, имитировать полоскательные движения.

 Запрокинув голову, имитировать жевательные движения.

 Запрокинув голову, позевывать.

 Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1–2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

 Произнесение гласных «а, э, и» на твердой атаке: а а а; э э э; и и и; аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

 Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты – с закрытым) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично). Проблема усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Прежде всего, нужно обучать ребенка жеванию и глотанию с закрытым ртом.

СНЯТИЕ СПАСТИЧНОСТИ И УМЕНЬШЕНИЕ САЛИВАЦИИ

Работу логопеда значительно усложняет повышенное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизартрии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в работу, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

 Массаж мягкого нёба – поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твердого и мягкого нёба
от верхних резцов для получения выраженного глоточного рефлекса.

 Прикладывание кусочка льда по контуру губ (6 точек) (см. рис.). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты.

Рис. Точки на верхней и нижней губе для прикладывания льда

 Полоскание полости рта с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника (предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребенка аллергии).

 Полоскание горла поэтапно: минеральной водой, жидким киселем, кефиром, густым киселем.

 Запрокинув голову, имитировать полоскательные движения.

 Запрокинув голову, имитировать жевательные движения.

 Запрокинув голову, позевывать.

 Положить на кончик языка хлебный шарик (измельченные витамины, накапать из пипетки 1–2 капли сиропа), с усилием сделать глотательное движение.

 Произнесение гласных «а, э, и» на твердой атаке: а а а; э э э; и и и; аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

 Массаж по точкам. Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты – с закрытым) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично). Проблема усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях. Прежде всего, нужно обучать ребенка жеванию и глотанию с закрытым ртом.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЧЕЛЮСТИ

 Подбородок – в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев, язык лежит свободно, кончик языка находится у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. На счет «два» фиксируется открытое положение рта. На счет «три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз подряд. Необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась.

 И. п. то же. На счет «один» челюсть выдвигается вперед; на счет «два» челюсть принимает исходное положение; на счет «три» челюсть опускается; на счет «четыре» челюсть выдвигается вперед; на счет «пять» челюсть принимает исходное положение. Движения повторяются 4–5 раз в медленном темпе.

 И. п. то же. На счет «один» челюсть опускается; на счет «два» челюсть двигается вправо (рот раскрыт); на счет «три» челюсть снова опускается; на счет «четыре» челюсть движется влево; на счет «пять» челюсть опускается; на счет «шесть» челюсть движется вперед; на счет «семь» челюсть возвращается в исходное положение. Движения повторяются 2–3 раза в медленном темпе.

АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБ

При проведении упражнений для губ необходимо учитывать гипер- или гипотонус мышц губ. В случае пониженного мышечного тонуса предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц, в случае повышенного мышечного тонуса предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц губ.

Перед проведением упражнений необходимо сделать массаж губ:

  • Поместим оба указательных пальца на верхнюю губу (точки, расположенные с обеих сторон между уголком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие движения двумя пальцами одновременно в направление к середине губы (4–5 раз).

То же на нижней губе.

  • И. п. то же. Выполняем поглаживающие движения в направлении вверх, обнажая десны (4–5 раз). То же на нижней губе (направление вниз).
  • Поставим указательные пальцы на уголки рта. Растягиваем губы в стороны («улыбка»), собираем губы вместе («хоботок»).
  • Губы находятся в обычном расслабленном положении. Выполняем легкие пощипывания сначала верхней, затем нижней губы указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И. п. то же. Выполняем легкое постукивание обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И. п. то же. Производим легкие поглаживающие движения обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4–5 раз), начиная с удержания статической позы «улыбка», «трубочка», «хоботок» в течение 3–10 секунд.

Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть ее изо рта.

  • И. п. – рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении. Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два».

То же с нижней губой.

  • И. п. то же. Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустить верхнюю губу, накрыть ее нижней.
  • И. п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается, обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» нижняя губа возвращается в исходное положение.
  • И. п. то же. Нижние зубы касаются верхней губы и легко поглаживают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
  • И. п. то же. На счет «один» собрать губы в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» – вперед; на счет «четыре» – влево.
  • И. п. то же. Губы собрать в «пятачок», делать круговые движения по часовой стрелке и в обратную сторону.
  • И. п. – губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко открывается.

АРТИКУЛЯЦИЯ ГУБ

При проведении упражнений для губ необходимо учитывать гипер- или гипотонус мышц губ. В случае пониженного мышечного тонуса предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц, в случае повышенного мышечного тонуса предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц губ.

Перед проведением упражнений необходимо сделать массаж губ:

  • Поместим оба указательных пальца на верхнюю губу (точки, расположенные с обеих сторон между уголком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие движения двумя пальцами одновременно в направление к середине губы (4–5 раз).

То же на нижней губе.

  • И. п. то же. Выполняем поглаживающие движения в направлении вверх, обнажая десны (4–5 раз). То же на нижней губе (направление вниз).
  • Поставим указательные пальцы на уголки рта. Растягиваем губы в стороны («улыбка»), собираем губы вместе («хоботок»).
  • Губы находятся в обычном расслабленном положении. Выполняем легкие пощипывания сначала верхней, затем нижней губы указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И. п. то же. Выполняем легкое постукивание обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.
  • И. п. то же. Производим легкие поглаживающие движения обеих губ указательным и средним пальцами обеих рук в направлении от середины губ к уголкам рта.

После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4–5 раз), начиная с удержания статической позы «улыбка», «трубочка», «хоботок» в течение 3–10 секунд.

Обхватить губами салфетку, стараться помешать вынуть ее изо рта.

  • И. п. – рот закрыт, зубы сомкнуты, губы в обычном положении. Поднять и опустить верхнюю губу на счет «раз, два».

То же с нижней губой.

  • И. п. то же. Одновременно на счет «раз» поднять верхнюю губу, опустить нижнюю; на счет «два» опустить верхнюю губу, накрыть ее нижней.
  • И. п. то же. На счет «один» нижняя губа опускается, обнажаются зубы, верхняя губа спокойна; на счет «два» нижняя губа возвращается в исходное положение.
  • И. п. то же. Нижние зубы касаются верхней губы и легко поглаживают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
  • И. п. то же. На счет «один» собрать губы в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо; на счет «три» – вперед; на счет «четыре» – влево.
  • И. п. то же. Губы собрать в «пятачок», делать круговые движения по часовой стрелке и в обратную сторону.
  • И. п. – губы плотно сомкнуты, нижняя челюсть слегка опущена. Под сильной струей выдыхаемого воздуха губы размыкаются и рот широко открывается.

АРТИКУЛЯЦИЯ ЯЗЫКА

При проведении упражнений для языка необходимо учитывать гипер- или гипотонус мышц языка. В случае пониженного мышечного тонуса предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц, в случае повышенного мышечного тонуса предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка.

Начинаем с выполнения статических упражнений: «Язык за зубами, рот открыт», «Лопаточка», «Чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4–5 раз).

  • И. п. – рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки, на счет «два» – внутренней стороны правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
  • И. п. – рот открыт, кончик языка прижат к внутренней стороне нижних зубов. При толчке от корня язык своей средней частью должен сомкнуться с альвеолами верхних зубов, сохраняя положение кончика языка, от чего образуется щелчок.
  • И. п. – губы улыбаются, кончик языка находится между неплотно сжатыми зубами. С усилием проталкиваем язык сквозь зубы, стараясь продвинуть как можно дальше, и втягиваем его обратно.

Очень полезно для детей со стертой дизартрией предлагать задания, в которых артикуляционные позы сочетаются с движениями разных частей тела:

– открыть рот и развести руки в стороны;

– округлить губы и руками очертить в воздухе круг – изобразить обруч;

– вытянуть губы вперед «трубочкой» и потянуться за руками вперед;

– растянуть губы в улыбке и поднять руки через стороны вверх, встав на носки.

Чтобы обеспечить на занятиях положительный настрой и поддерживать интерес к изученным упражнениям, можно использовать сказки. Истории с движениями, как правило, легче запоминаются, потому что опираются на принцип активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие "Мимическая выразительность педагога"

Предлагаемый материал может служить готовой методической разработкой учебного занятия для  студентов педагогического профиля подготовки. Он содержит интересную подборку упражнений, а также методи...

Выступление из опыта работы: "Развитие мимической мускулатуры у детей с дизартрией"

мимика- это совокупность движений мускулатуры лица, сопровождающих эмоции. насколько это важно? какую роль играет мимика в произношении звуков? и как можно развить лицевые мышцы?...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мимическое пение».

                       Рабочая программа                 д...

Обследование мимической артикуляционной мускулатуры в условиях логопедического пункта.

При обследовании дошкольников часто сталкиваешься с тем, что детям скучен процесс. Именно поэтому я разработала "Речевую карту обследовании дошкольников в условиях логопедического пункта" и приложения...

"Упражнения на развитие мимической мускулатуры у детей-дизартриков"

Буклет - раздатка может быть полезен как родителям, так и воспитателям, учителям, работающими с детьми с дизартрией. В нём приведены конкретные примеры упражнений на укрепление мышц щёк, языка и др....