Межличностные отношения детей с отклонениями в интеллектуальном развитии
презентация к уроку на тему

Корнакова Наталья Валерьевна

На современном этапе активно решаются вопросы социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью. Возможности устанавливать положительные межличностные отношения «особым» ребенком с окружающими его взрослыми и сверстниками зависит от способностей правильно оценить ситуацию, найти адекватный способ реагирования. Межличностные отношения не только выявляют наиболее существенные характеристики объектов и субъектов общения, но и по разным направлениям воздействуют на дальнейшее формирование личности и наиболее явственно на такие блоки свойств, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Отношения, в которых находит выражение ее отношения к другим людям и к самому себе. Кроме того, требования предъявляются к познавательным процессам, эмоционально-волевой сфере детей с интеллектуальной недостаточностью. Изменения, которые в них происходят под влиянием межличностного взаимодействия, с положительным или отрицательным результатом для целей каждого участника, в свою очередь более или менее сильно воздействуют на такие базисные свойства личности, в которых выражается ее отношение к различным социальным институтам и общностям людей, к природе, труду.

Рассматривая вопрос межличностных отношений, необходимо изучить взаимодействие человека с окружающим миром. В психологии под взаимодействием понимают процесс непосредственного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающих взаимную обусловленность и связь. В нашем исследовании рассматривается взаимодействие между людьми. Выделяют групповое и межличностное взаимодействие. Групповое взаимодействие определяется как процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающих их взаимную обусловленность и связь

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми .

Слайд 2

Какие же межличностные отношения могут складываться в детских коллективах? Эмоционально-оценочные отношения между детьми – это осуществление исправления поведения сверстника в соответствии с нормами, которые приняты в совместной деятельности. Здесь на первый план выступают эмоциональные предпочтения – антипатии, симпатии, дружеские привязанности. Они возникают рано, и формирование этого типа отношений может быть обусловлено внешними моментами восприятия или оценкой взрослого, либо прошлым опытом общения. Личностно-смысловые отношения между детьми - это такие взаимосвязи в группе, при которых цели и мотивы одного ребенка в группе сверстников приобретает для других личностный смысл. Когда товарищи в группе начинают переживать за этого ребенка, его мотивы становятся своими собственными, ради которых они действуют. Функционально-ролевые отношения , развиваются в различных видах жизнедеятельности детей таких, как трудовой, учебной, продуктивной, игровой. В ходе этих отношений ребенок усваивает нормы и способы действия в группе под контролем и непосредственным руководством со стороны взрослого .

Слайд 3

В период дошкольного детства формируются социально-нравственные качества личности, основные индивидуально-психологические особенности ребенка Для дошкольного детства характерны такие черты: Чрезмерно высокая роль семьи в удовлетворении материальных, духовных, познавательных потребностей Максимальная потребность ребенка в помощи взрослых для удовлетворения главных жизненных потребностей Низкая возможность самозащиты ребенка от пагубных влияний окружающей его среды

Слайд 4

Младшее школьное детство - этот период начинается с 7 лет и длится до 11 лет. На этом этапе происходит процесс дальнейшего развития индивидуально-психологических качеств личности. Интенсивное формирование основных социально-нравственных качеств личности. Для этой стадии характерны: Доминирующая роль семьи в удовлетворении эмоциональных, коммуникативных, материальных, потребностей ребенка; Доминирующая роль принадлежит школе в развитии и формировании социально-познавательных интересов; Возрастает способность ребенка противостоять негативным влияниям окружающей среды при сохранении главных защитных функций за семьей и школой.

Слайд 5

Старший школьный возраст - это период развития ребенка от 11 до 15 лет, для которого характерны следующие черты: Семья играет доминирующую роль для удовлетворения материальных, эмоционально-комфортных нужд ребенка. К концу старшего дошкольного возраста появляется возможность самостоятельной реализации и удовлетворения части этих потребностей; Школа играет решающую роль для удовлетворения социально-психологических и познавательных потребностей ребенка; Начинает появляться способность противостоять негативным влияниям окружающей среды, в свою очередь она сочетается со склонностью ребенка к подчинению им при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах; Сохраняется высокая зависимость от влияния окружающих взрослых (учителей, бабушек и дедушек, родителей) в развитии личного самопознания и самоопределения

Слайд 6

Межличностные отношения в семье Актуальность межличностных отношений в семье и их влияние на формирование личности и поведения детей заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка - это стабильность семейной среды. Большое значение имеет "качество" семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка

Слайд 7

Особенности формирования межличностных отношений у детей с интеллектуальной недостаточностью Дети с интеллектуальной недостаточностью очень часто переоценивают свои возможности, проявляя завышенную самооценку и неадекватный уровень притязаний в сфере межличностных отношений Недопонимание норм поведения, неадекватное соотношение этих норм с теми или иными жизненными ситуациями могут привести к трудностям в поведении, к нарушениям правовых норм школьниками с интеллектуальной недостаточностью Чувство неполноценности способствует появлению у некоторых детей аутических отклонений (болезненное состояние психики, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом в себя от реального внешнего мира ) Самыми негативными факторами, влияющими на поведение школьников с интеллектуальной недостаточностью, являются семейно-бытовое неблагополучие, негативное средовое воздействие вне семьи и нарушение организационно-нормативных и педагогических требований к условиям их воспитания

Слайд 8

По итогам различных диагностик, можно сделать вывод, что у умственно отсталых детей наблюдается сложность опознавания эмоциональных состояний презрения, гнева, удивления по интонации. Возможно , это связано с более низкой значимостью в регуляции поведения и, сравнительно редко, данные эмоции возникают в обычной жизни. Так как у детей с нарушениями интеллектуального развития недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера, лицевая экспрессия характеризуется бедностью и невыразительностью, следовательно, это может привести к ограниченной возможности переживания того или иного эмоционального состояния

Слайд 10

Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции межличностных отношений у детей: 1. Установить дружескую атмосферу среди детей. 2. Развитие коммуникативных навыков общения. 3. Создание ситуаций для творческого самовыражения в процессе коммуникативной деятельности. 4. Развитие навыков межгруппового взаимодействия. 5. Раскрытие положительных качеств и черт детей. 6. Воспитание интереса к своим сверстникам. 7. Развитие чувств понимания и сопереживания к другим людям. 8 . Создание спокойной, дружелюбной обстановки. 9 . Медленная речь. 10. Не разговаривать при ребенке о его проблеме. 11 . Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей . 12. Следует выявить и развить у них положительные качества . 13 . Поднять заниженную самооценку, уровень притязаний , чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. 14 . Пересмотреть свое личное отношение к этим детям.

Слайд 11

Итак, структура психики умственно отсталого ребенка чрезвычайно сложна. Первичный дефект приводит к возникновению многих других вторичных и третичных отклонений Имеет место не соответствие самооценки ребенка с его положением в коллективе , так переоценивают свое положение в классе в основном не контактные, ограниченные в общении дети. Не соответствие самооценки коррелируется с уровнем интеллекта ребенка. Отношения между детьми с нарушением интеллекта часто мотивируется сиюминутными действиями или действиями в малый промежуток времени. Ребенок способен кардинально изменить свое отношение к сверстнику. Важно отметить, что межличностное отношение детей с нарушением интеллекта характеризуется повышенной степенью агрессивности.

Слайд 12

Таким образом, данная работа позволяет говорить, что фактор общения обеспечивает формирование личности посредством осознания ребенком своего места в коллективе, собственной самооценкой и отношением к взрослым и к сверстникам Считаю, что целесообразно постоянно отслеживать динамику межличностных отношений в классах, знать и формировать самооценку ребенка посредством оценки его деятельности, отношений Особый подход учителя и окружающих поспособствует преодолению недостатков эмоционально-волевой сферы школьников с умственной отсталостью, формированию правильной оценки окружающих и самих себя, регулированию собственного поведения в общении, что способствует социальной адаптации школьников с нарушением интеллектуального развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЦЕСС ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ РАЗВИТИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРНЕНСКОГО И ШАХТИНСКОГО ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИХ ИНТЕРНАТОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье на примере двух психоневрологических интернатов сравнивается процесс физического воспитание олигофренов, путем педагогического эксперимента....

Межличностные отношения детей в ГПД

И по мере взросления ребенка все важнее для него будут контакты и конфликты со сверстниками. Практически в каждой группе продлённого дня разворачивается сложный и порой драматичный сценарий...

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы.

Коррекция межличностных отношений детей – сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Методы, формы работы....

"Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии"

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

Исследование межличностных отношений детей школьного возраста

Межличностные отношения приобретают особое значение для детей школьного возраста. В младшем школьном возрасте при общении со сверстниками активизируется познавательная предметная деятельность, формиру...

Комплекс игр, направленный на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Дети, имеющие нарушения слуха, имеют более низкий социометрический статус в сравнении с детьми, имеющими сохранный слух. В связи с этим учитывая ведущую деятельность детей дошкольного возраста, с...

Диагностика межличностных отношений детей в семье. Технология социометрического материала.

В данной статье представлены:1. диагностика "Кинетический рисунок", при помощи которой можно изучить особенности восприятия ребенком семейной ситуации, отношения в семье и роль ребенка в ней...