Конспект урока по природоведению по теме: "Труд людей зимой"
план-конспект урока на тему

Некрасова Александра Николаевна

Цель:показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы;закрепить умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие произносительных навыков, связной монологической и диалогической речи  обучающихся с нарушенной слуховой функцией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по предмету «Природоведение»   (5 класс)

Учитель начальных классов Некрасова А.Н.

           Тема. Труд людей зимой.

Цель: формирование у обучающихся универсальных учебных действий:

личностных (воспитание положительного отношения к учебной деятельности, активности в процессе коллективной, групповой и индивидуальной  работы);

коммуникативных (закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением, развитие произносительных навыков, связной монологической и диалогической речи  обучающихся с нарушенной слуховой функцией);

познавательных (показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы);

регулятивных (умение применять доказательства и рассуждения при решении логической задачи, закрепление знаний обучающихся о труде людей зимой).

Ресурсы: учебник, рабочие тетради, иллюстрированный материал по теме, образцы высказываний, компьютер для просмотра презентации.

Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

 (организационный момент)

-Ребята, встаньте, поздоровайтесь.

(н/с) -Сергей! Юрий! Никита! Саша! Владик!

(с/з)-Кто дежурный?  

-Сколько человек в классе?

-Все готовы к уроку?

-Какой сейчас урок?

 (речевая зарядка)

Будем правильно говорить звук «С»

Сне-снег

Ста- мостовая

Сте-мастерская

Снегозадержание

Снего-за-держа-ние

Снегоза-держание

Снегозадержание

На полях проводят снегозадержание.

-Здравствуйте.

-Я тут, я слышу хорошо.

Я-дежурный

В классе 5 человек

Все готовы к уроку

Сейчас урок природоведения

(проговаривают речевой материал, соблюдая правильное ударение и произношение)

К П Р

Актуализация знаний и сообщение темы урока.

(с/з) -Какое время года сейчас?

-Назовите зимние месяцы.

- Какой сейчас месяц?

Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель, вьюга, снегопад, капель, сугробы, цветок, урожай.

Мы определили слова, которые относятся к зиме.

-Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много  забот.

С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельском хозяйстве.

- Тема урока: «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой.

Сейчас зима.

Зимние месяцы-декабрь, январь, февраль.

Сейчас месяц февраль.

Обучающиеся называют слова: гололед, снегопад, метель, сугробы.

                   

   

К П Р Л

Практический этап урока

Работа на полях

-Как трудятся люди на полях?

После каждого ответа на вопрос учитель делает вывод.

На полях проводят снегозадержание. 

В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

Уборка улиц и дорог

-Скажите, что происходит в городе в результате снегопада?

-Кто чистит улицы?

-Что делают снегоуборочные машины?

-Снег на дороге может задержать машину, и больной останется без помощи, школьники – без завтрака, люди – без хлеба и молока.

На улицах городов люди убирают снег.

(физминутка)

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.

Работы в саду

-Что делают садоводы зимой?

В садах защищают деревья.

Работа в овощехранилищах

Что делают  люди   зимой  в овощехранилищах?

Работа в зернохранилищах

Что делают люди в зернохранилищах?

Зимой люди следят за урожаем.

Работа в тетрадях.

-Запишите выводы в тетради.

Проводят снегозадержание; вывозят на поля навоз. Готовят к весне сельскохозяйственные машины, ремонтируют их.

Сопряженно читают

-Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т.к. они не расчищены.

Дворники, снегоуборочные машины

Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать.

Сопряженно читают

Обучающиеся проговаривают слова в движении.

Защищают деревья от мышей и зайцев, обвязывают стволы деревьев сухими ветками, уплотняют снег около стволов деревьев.

Сопряженно читают.

Перебирают овощи, упаковывают в пакеты и отправляют в магазины.

Перемешивают и проветривают зерно. Следят , чтобы зерно было сухое.

Сопряженно читают.

Записывают предложения в тетрадь.

Сопряжённое чтение предложений.

Р П Л К

Рефлексивно-оценочный этап

 (закрепление материала)

(с/з)- Подберите картинки к полученным предложениям(работа в парах).

(итог урока)

(с/з)-Молодцы, ребята (с/з)-Домашнее задание: выучить выводы и нарисовать картинку по любому из предложений

Обучающиеся подбирают картинки.

Р К Л

Проводят снегозадержание; вывозят на поля навоз. Готовят к весне сельскохозяйственные машины, ремонтируют их.

Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т.к. они не расчищены.

Дворники, снегоуборочные машины.

Расчищают улицы, чтобы машины могли проехать.

Защищают деревья от мышей и зайцев, обвязывают стволы деревьев сухими ветками, уплотняют снег около стволов деревьев.

Перебирают овощи, упаковывают в пакеты и отправляют в магазины.

Перемешивают и проветривают зерно. Следят , чтобы зерно было сухое.

На полях проводят снегозадержание. 

В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.

На улицах городов люди убирают снег.

В садах защищают деревья.

Зимой люди следят за урожаем.

Вышли мы на улицу (маршируют)

Снегу намело! (руки вверх и в стороны)

Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами),

Да и снег весь разгребём.

Протопаем дорожку

К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)

Слепим круглые снежки (лепят снежки)

И огромные комки (показывают большой ком)

Мы построим снежный дом (маршируют),

Дружно жить мы будем в нём.



Предварительный просмотр:

Урок  развития речи

«Составление рассказа «Весна»(4 класс, I вид ЗПР)

Учитель начальных классов Некрасова А.Н.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: расширить и конкретизировать представления о весенних изменениях в природе . Уточнить словарь по теме: «Весна» (облака, ручейки, почки т.д.). Обогащать  словарный запас. Закрепить умение обучающихся грамотно построение словосочетаний и предложений.

Коррекционно-развивающие: активизация речевой деятельности детей.  Совершенствование диалогической речи, развитие слухового восприятия, зрительного восприятия и внимания. Коррекция и развитие личностных качеств обучающихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивость и выдержки, умение выражать свои чувства…).

 Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к учебе, предмету; воспитывать умение работать в парах; воспитывать самостоятельность; воспитывать нравственные качества ( любовь к природе, трудолюбие  умение сопереживать и т.п.) .

Ресурсы: икт-презентация, картинки с изображение весенних признаков, карточки со словарём.

Тип урока: урок закрепления знаний.

                                             Ход урока.

Организационный момент.

         -Ребята, сегодня у нас не простой урок. К нам пришли гости.   Поздоровайтесь.

-За экраном имена и фамилии детей.

-Дети вам тепло?(да)

-В классе светло?(да)

-Прозвенел уже звонок?(да)

-Уже закончился урок?(нет)

-Только начался урок?(да)

-Хотите учиться?(да)

    -Кто сегодня дежурный? ( памятка дежурного)

-   Владик, спроси у меня, что мы сегодня будем делать?                                                       -Будем говорить, составлять словосочетания, составлять предложения, составлять рассказ. Писать.

 Речевая зарядка.

     Будем хорошо говорить звук С. Звук С говорим без голоса.

         

        с___на   сна  весна

     с___но   сно  весной

     с___ве    све   светит

    с___не   сне  снег

Будем говорить на одном выдохе.

Весной

Весной ярко

Весной ярко светит

Весной ярко светит солнце.

 Работа по теме урока.

    - Отгадайте загадку:

Я раскрываю почки,

В зелёные листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

Зовут меня ...     - Весна.   

(Слайд № 1)  - Весна.                                

        - Ребята весной особенно тепло и ласково светит солнышко. Перед вами на доске солнышко. Но у солнышка не хватает лучиков. Добавьте каждый свой лучик с пожеланием для всех присутствующих.(Ученики читают пожелания и прикрепляют лучики на доску).

 Актуализация знаний. Работа с картинками.

- Назовите весенние месяцы. (Слайд № 2)                 - Март, апрель, май.

(По щелчку мыши появляются названия месяцев, идёт сопряженное проговаривание.)

- Давайте вспомним, что происходит в природе весной?

-Что это? -                                                 Солнце.

- Что вы можете рассказать о солнышке?           Ярко светит весеннее тёплое солнышко.

-Что это?                                                         Небо.

- Расскажите о небе.         По голубому небу плывут белые пушистые облака.

- Что это?                                                        - Снег.

- Расскажите о снеге весной.                        - Тает снег.

- Что это?                                                        - Ручейки.

- Расскажите о ручейках.         Побежали по дорогам весёлые ручейки.

- Что это?                                                        - Почки.

- Расскажите о почках.                 На деревьях набухли клейкие почки.

- Что это?                                                        - Листья.

- Расскажите о листьях весной.  На ветках появляются  зелёные листья.

- Что это?                                                        - Цветы.

- Что можно рассказать о цветах.        На пригорках показались первые цветы. Это мать-и-мачеха.

- Что это?                                                        - Трава.

- Попробуйте рассказать о траве.         Растёт молодая травка.

- Что это?                                                        - Грачи, птицы, гнёзда.

- Кто может сказать предложением.        Прилетели птицы. Они поправляют старые гнёзда.

Составление словосочетаний

- Будем составлять словосочетания. Нужно к словам, о которых мы говорили

подобрать подходящие слова. Выполнять это задание вы будете в парах.

Возьмите карандаши и соедините стрелками слова.

Солнышко (какое?)….

Облака (какие?)…

Ручейки (какие?)…

Почки (какие?)…

Листочки (какие?)…

Цветы (какие?)…

Гнёзда (какие?)…

Травка (какая?)…

А теперь давайте проверим ,что у вас получилось.(Слайды)

 (На каждом слайде предложены варианты ответов, необходимо выбрать верное слово. По наведению мыши на слово: неверное – растворяется, верное -  перемещается на место. Словосочетание сопряжено проговаривается.)

Физминутка.

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

 Закрепление словосочетаний.

- Теперь вставьте окончания в словах. (Обучающиеся красным маркером пишут окончания в словах).

ТЁПЛ..       СОЛНЫШКО

БЕЛ..        ОБЛАКА

ВЕСЁЛ..       РУЧЕЙКИ

КЛЕЙК..      ПОЧКИ

ЗЕЛЁН..       ЛИСТОЧКИ

ПЕРВ..        ЦВЕТЫ

МОЛОД..      ТРАВКА

СТАР..       ГНЁЗДА

 Составление рассказа «Весна пришла».

 (Обучающиеся читают по одному предложению, устно вставляя слова, опираясь на словосочетания с плаката,  сопряженно проговаривают и повторяют.)

 Написание рассказа.

 Будем писать рассказ.                                

(Затем учитель убирает плакат с доски и предлагает ученикам написать рассказ. Раздаются листы с рассказом. Обучающиеся I уровня – пишут самостоятельно, обучающимся  II уровня – выдаются карточки-помощники.)

Работа по развитию слухового восприятия.

 Послушайте [белые облака, растёт молодая трава], снег, листья, небо, клейкие почки.

Домашнее задание.

Найти в книге «Пословицы», пословицы о весне. Написать в тетрадь одну пословицу и выучить.

Рефлексия.

- У каждого из вас на партах лежит солнышко, тучка. Если на уроке понравилось, было интересно, поднимите солнце, если на уроке трудно, поднимите тучку

- Урок окончен. Молодцы! Спасибо за работу! Послушайте отметки.

-Ребята, чтобы у всех гостей было хорошее настроение, подарите маленькие солнышки с пожеланиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по природоведению "Семейство тыквенные." для 5 класса коррекционной школы 8 вида

Урок природоведения "Семейство Тыквенные" для коррекционного класса. На урок приходит Тётушка Тыква. Она просит учащихся слетать на Родину огурца и узнать, как он выглядит(внешнее строение огурца). В ...

Конспект урока по природоведению в 5 классе, тема "Рождающая жизнь"

Урок  раскрывает значение воды для живых организмов, знакомит с её свойствами и поднимает проблему бережного отношения к ней. Он построен в проблемно-диалоговом ключе, способствует развитию ...

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире""

План-конспект урока по природоведению "Вещества в окружающем мире" с использованием ЭОР....

Конспект урока по природоведению. Профессии.

Познакомить учащихся с названиями основных профессий людей и их деятельностью....

Конспект урока по природоведению "Как человек изменил Землю"

Урок с использованием презентации по экологическому воспитанию дается в рамках программы по природоведению, в конце учебного года. Можно использовать и для внеклассных мероприятий по предмету....

конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".

методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....

План-конспект урока по природоведению в 5 классе "Что мы узнали о Вселенной".

Урок проведён в 5 классе при обобщении и закреплении знаний по теме "Вселенная " с использованием дифференцированного подхода....