Воспитание у детей с ОВЗ патриотических чувств через ознакомление с явлениями общественной жизни
статья на тему

Валерия Ивановна Смирнова

Патриотическое воспитание детей с ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

8XvtdowMe3g.jpg

Учитель начальных классов

I квалификационной категории

МАУО «Надежда» НМР РТ

                                                                                    Смирнова Валерия Ивановна 

Воспитание у детей с ОВЗ патриотических чувств через ознакомление с явлениями общественной жизни.

В современном, быстро меняющемся мире, где большой объем информации в СМИ, интернете зачастую негативной, очень важно начать прививать ребенку любовь к Родине, стране, своему народу с раннего детства. Ведь патриотизм - одна из важных черт современной развитой личности.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с малых лет сформировать правильное отношение детей к своей стране - умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России. Патриотизм имеет характерные черты - веротерпимость, законопослушность, трепетную любовь к родной природе.

Патриотизм основывается не на пустом месте, а на вековых традициях и устоях нашей страны. Самое главное - самостоятельно школа не сможет справиться с патриотическим воспитанием. Здесь должна присутствовать поддержка и участие семьи.

      Воспитание у детей с ОВЗ патриотических чувств необходимо прививать через ознакомление с явлениями общественной жизни. А это - семья, детский сад-школа, родная страна, наша планета, наша армия, труд взрослых, события, праздники. Не стоит забывать об особенностях детей с ОВЗ, особенно детей с нарушением интеллекта. С задачами воспитания патриотических чувств можно справиться  через игры, увлекательные мероприятия, беседы о, доступных для понимания ребенку, событиях общественной жизни. Основные мероприятия направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с интересными людьми, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями родного народа.

О славном прошлом и настоящем нашей Родины, о достижениях, о известных людях, о значимых событиях я говорю с ребятами при каждом удобном случае, на уроках, вне уроков. В 4 классе только по одной книге

«Чтение» авторов С.Ю.Илыша, Л.В.Матвеева (Лунёва), учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вид можно проделать большую работу по патриотическому воспитанию. Материал учебника подобран с учетом особенностей детей с нарушением интеллекта. В разделе: «На пользу и славу Отечества» на основе текстов учебника дети знакомятся с историческими персонажами, со славным прошлым России. Я проводила уроки с подборкой наглядного материала к каждому произведению, с просмотров мультипликационных фильмов, презентаций, продумывала каждый вопрос беседы по произведению,  вместе с детьми рассматривали карту России. Таким образом дети познакомились с былинным героем Ильей Муромцем и его подвигами, с императором Петром Первым и его достижениями, отцом и сыном Черепановыми, которые изобрели первый русский паровоз. Когда читали рассказ О.Орлова «К неведомым берегам», рассматривали карту России и по карте отмечали путь И.И Беренга.  Сами дети находили по карте Берингов пролив и Беренгово море. При этом они самостоятельно прочувствовали значимость открытия Беренга. Воспитательный момент этих произведений состоит в том, что на конкретных примерах, через конкретных людей дети знакомились с лучшими качествами российского народа: творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, стойкость, умение защищать свою Родину.

Постоянно рассказываю своим воспитанникам о достижениях в стране. В дни годовщины со дня проведения Олимпиады 2014г. в Сочи провожу с детьми  тематические  классные мероприятия. Одно ознакомительное, где мы вспоминаем  зимние виды спорта, знакомимся со  спортивными сооружениями, говорим об  олимпиадах, как о массовом спортивном мероприятии. На следующем  мероприятии разговор идет о самой Олимпиаде в Сочи. Детям даю домашнее задание подготовить сообщение об одном из олимпийских героев. Еще раз вспоминаем и проживаем те дни, когда весь народ Росси в едином порыве следил за удачами и неудачами, успехами и провалами российских спортсменов. Данные мероприятия  направлены

на формирование стремления к здоровому образу жизни, чувства гордости и уважения к спортивному наследию страны и спортивным достижениям россиян в Олимпийских играх, воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою страну, свой народ.

Ко Дню Победы 9 мая план проведения мероприятий в классе, посвященный празднованию этому знаменательному  событию,  намечен заранее.  Это чтение книг военной тематики, организация выставки рисунков и книг, посещение музея, тематический классные часы и много другое с привлечением родителей. Конечно же объем и тематику мероприятий необходимо подбирать с учетом возможностей детей класса и их особенностями восприятия материала. По опыту прошлых лет знаю, что детям интересно то, что им доступно и понятно. Например, рассказы и презентации о пионерах - героях. Т.к. речь идет о детях, воевавших на войне, - почти их сверстниках. Начата работа на поиск и сбор материала о своих родственниках, солдатах Великой Отечественной войны (старые письма, воспоминания родственников, медали и др.). Самое главное - сбор информации о самих солдатах: где родились, кем были в мирной жизни, в каком возрасте пошли на войну, где воевали, в каких частях, где закончили войну. В нашей стране нет семьи, которой не коснулась бы война. Все меньше и меньше остается тех людей, которые были участниками и свидетелями тех страшных лет. Тем ценнее те сведения и воспоминания, которые хранятся, наверное, в каждой семье.

С  классом мы проводим  такую работу к празднованию  дня Победы. Дети приносят  фронтовые фотографии своих родственников, записали воспоминания своих бабушек и дедушек, делятся этим друг с другом. В классе оформляем  стенд «Никто не забыт, ничто не забыто». Учащиеся с интересом собирают  материал о своих родных, т.к. это им  понятно и доступно, речь идет  о их родственниках. В работу  вовлекается семья самого ребенка. Какое чувство гордости испытывал каждый ученик, когда рассказывал о своем родственнике, воевавшем на войне.

В такой доступной форме на конкретных примерах их бабушек и дедушек дети знакомятся с Великой Отечественной войной, с фронтовыми подвигами русского народа. Так они понимают значение победы для всех нас, детям даются такие понятия как "долг перед страной"» «любовь к Отчизне", "военная присяга" и др. Т.е. так маленький гражданин России понимает связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.

Не менее важным для воспитания патриотических чувств является задача воспитания любви к родному городу, к своей малой Родине. 2016 год - год юбилейный для города Нижнекамска. Нашему городу исполнилось  50 лет. На уроках и внеклассных мероприятиях дети знакомились с историей создания города Нижнекамск, с улицами города,  почему так или иначе называется улица и в честь кого названа. Привлекаю внимание детей к наиболее важным объектам города и значимым событиям городской и республиканской жизни. Дети должны знать, чем живет их город и республика Татарстан в настоящее время.

Еще одна памятная дата не останется в стороне. Это 90 лет со дня образования ТАССР. Значимое событие в истории Татарстана. Необходимо приобщать школьников к традициям нашей республики, к традициям народов, которые живут на территории Татарстана, знакомить с разными национальностями, это дает понимание того, что у каждого народа свой язык, обычаи, традиции, своя культура.

Патриотическое воспитание является одной из составляющих воспитания школьников. Основная цель - это формирование любви к Родине. И не зависимо от того, какие пути и средства патриотического воспитания мы будем использовать, делать это мы должны постоянно, на всех этапах и на протяжении всего пребывания ребенка в учреждения образования. Главное - зародить в нём это великое чувство - быть гражданином своей Родины.

Литература

1. Ефремова Лариса Леонидовна.  «Формы и методы патриотического воспитания младших школьников»   http://www.antiplagiat.ru/go?to=9hy-NNYdjw4dbQzCwRNLvYDgSji5i9mPUGmOKJSXDwtSZ6up56TLrhKqmNag6zKH8HGQX56NZhp-dF02GYKecLZcslbBUeqiJGh0wT4Y-0xBQUImkKmmj9Z5rNP-ZrkOjkp218G0WPqHp7Hyn8TP4TftZiA1 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста

Специфика воспитания патриотических чувств у детей среднего школьного возраста...

Методическая разработка по воспитанию нравственно – патриотических чувств у детей дошкольного возраста через приобщение к русской народной культуре.

Современные концепции развития личности ребенка в дошкольных учреждениях предполагают включение отдельных элементов народной культуры в процесс развития ребенка. Наследие каждого народа содержит ценны...

Воспитание нравственно - патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа.

Основные направления работы.Создание атмосферы национального быта .Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка- развивать любознательность, воспитывать чувст...

Проектная деятельность Тема «Воспитание нравственно- патриотических чувств через знакомство с культурой и традициями русского народа

Цель проекта: способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщить их к богатому культурному наследию русского народа, заложить прочный фундамент в освоении детьми национальной культуры ...

Родительское собрание в средней группе «Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с культурным наследием родного края»

laquo;Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной», &nda...