«Воспитание гражданско-патриотических чувств, через привитие любви к родному краю»
статья на тему

Анализ по теме самообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Анализ по теме самообразования.20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ по теме самообразования

«Воспитание гражданско-патриотических чувств, через привитие любви к родному краю»

Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности подростка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях школы-интерната приобретает особое значение.

Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию подрастающего поколения, организации всего образовательного процесса.

В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания. Обучение должно быть развивающим, обогащать воспитанника знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Нужны новые формы работы, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где проявляются возможности для творческой стороны интеллекта.

Приступая к работе над данной проблемой, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходим основательный, теоретический и практический багаж.

Изучение новинок методической литературы. Повышение квалификации в ГБОУ ДПО РО.

Для формирования человеческой личности важно, чтобы внешний план морали стал внутренним, принятым образом жизни. В отличие от морали (норм, вырабатываемых обществом), нравственность, патриотизм -это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.

Когда ребёнок начинает активную жизнь, он сталкивается с множеством проблем и трудностей, связанных не только с тем, что ещё мало знает об этом мире, по должен и хочет познать его, ему нужно научиться жить в окружение себе подобных. И не только физически жить, но и хорошо, комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого важно понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что порицают, за что хвалят, а за что ругают и даже наказывают. В процессе этого сложного познания ребёнок становится личностью со своим мировоззрением, пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и собственное поведение.

Это все - знание принятых в обществе норм и правил поведения: переживание, способность к сочувствию, к радости, действий в отношении других людей, развитие собственных качеств - есть понятие нравственности. Без неё человек не может жить среди людей.

Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у школьников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Россия страна многонациональная, поэтому национальная гордость не должна выражаться в тупом самомнении и самодовольстве. Настоящий патриот, его патриотизм выражаются в делах, в глубоком уважении к культуре, а не в самовозвеличивании.

Творческий патриотизм надо прививать с детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально, он создаётся культурой человека, нравственной ee глубиной.

Россия конца ХХ века - начала ХХI переживает сложную ситуацию. По словам А.И. Солженицына, "Мы находимся в таком униженном состоянии, на таком уровне национального унижения, которое трудно сравнить с каким-нибудь периодом... Мы в национальном обмороке."

В концепции модернизации российского образования сказано: "Развивающемуся обществу нужно современно образованные, нравственные люди, которые обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Сегодня, когда на фоне глубоких кризисных явлений в стране стало все более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, о необходимости возрождения патриотического воспитания заговорили на государственном уровне.

Факторами эффективности формирования патриотического воспитания и сознания подрастающих поколений россиян являются:

  • Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
  • Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
  • Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
  • Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
  • Повышение внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во вне учебной деятельности.

Основной идеей является формирование у подростка системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы.

Целью моей работы является совершенствование нравственного воспитания, развитие личностной культуры воспитанника, гражданственности, как основы его любви к родному краю.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

  1. Воспитывать в душе каждого любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему пароду, его обычаям, традициям.
  2. Использовать в данной деятельности все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки.
  3. Формировать интерес каждого воспитанника истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя (в домах, предметах быта, в названиях улиц и т. д. ).
  4. Развивать чувство ответственности за свои поступки, за семью.  

Воспитательная работа

С 2011 по 2014гг.я являлась воспитателем группы учащихся с 5 по 9 классы. Как воспитатель я поставила перед собой следующие задачи: сплотить группу как коллектив, добиться сознательного отношения к учебе, дисциплине, уважения к старшим, друг к другу; умение отвечать за свои поступки и, конечно, воспитание сознательных граждан своей страны, обладающих чувством патриотизма. В будущем это позволит подросткам занять активную жизненную позицию.

С воспитанниками группы были подготовлены и проведены общешкольные мероприятия, знакомившие ребят с бытом и традициями казачества,  развивающие чувства гордости за свою страну, за её знаменитых граждан, прославивших себя и свою Родину на полях сражений, и в труде. Это:

«Мы донские казаки»

«День освобождения Белой Калитвы от фашистских захватчиков»

«Мои знаменитые земляки»

«Россия – родина моя»

«Маленькие герои большой войны»

«Вперед, к звездам!»

«Я не могу иначе» о творчестве А Пахмутовой.

«Шолоховский, моя малая Родина».

               Традиционными стали в группе такие мероприятия как «Герои Афгана», «День защитника Отечества», "День народного единства", «Великие люди Земли Русской», раскрывающие героизм и патриотизм наших предков от начала создания Руси и до современности.

                С удовольствием воспитанники группы принимают участие в общешкольных мероприятиях «Русские традиции», «Конкурс казачьей песни», «Выше , сильнее, смелее» и других.

                Большую роль в патриотическом воспитании играет посещение музеев, выставок, театров. Мы с ребятами побывали в краеведческом музее города, в музее «Слово о полку Игореве» школы №8, а также регулярно принимали участие в уборке площади у памятника «Воинам, погибшим в Афганистане», участвовали в ежегодной общешкольной выставке детского творчества.

                Воспитание патриота не возможно, без воспитания сознательного добропорядочного гражданина, жителя своего города, улицы, труженика, приносящего пользу своей стране. В этом направлении проводились беседы:

«Моя семья»

 «Для чего я учусь?»

«Кем быть? И зачем?»

«По лестнице успеха»

«Ты и твоя будущая профессия»

«Мои права и обязанности» и т.д.

Ежегодно мною проводилось анкетирование «Я-патриот», которое не только рисовало мне общую картину патриотизма «царившую» в группе, но и «подталкивало» ребят задумываться над вопросами своего отношения к окружающему их миру, более ответственно отнестись к выбору профессии (некоторые подростки передумали идти после школы работать, а решили всё-таки получить профессию), пересмотреть своё отношение к гражданам другой национальности, к службе в Армии, к семейным ценностям и т.д. Я не хочу сказать, что все они стали хорошо учиться, стали примером достойным подражания.  Но они стали понимать, что такое хорошо, а что такое плохо и что мне за это будет, уметь подумать прежде, чем совершить поступок, и дать свершившемуся самооценку – это уже шаг к осознанному взрослению, а не ребяческому подражанию взрослым.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Привитие детям любви к Родному краю через уроки кубановедения.

Моя задача, как воспитателя, планировать свою работу таким образом, чтобы как можно больше моих учеников открыли для себя мир нашей малой родины - Кубани....

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Статья : Художественно – эстетическое воспитание детей через привитие любви к искусству.

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты.Задачи:1.            активное творческое развитие посредством занятий изобразител...

«Воспитание любви к родному краю на уроках технологии через культурное наследие обско-югорских народов»

Проект предназначен для учителей технологии, педагогов дополнительного обюразования....

Воспитание гражданско-патриотических чувств на занятиях в студии парикмахерского искусства «Стрижка»

В историческом плане термин «патриотизм» (от гр. «patria»), означает: земля отцов; место рода; родина, это одно из самых изначальных, базовых чувств, имеющих корни на уровне подсознания. Зародившееся ...