Воспитание гражданско-патриотических чувств на занятиях в студии парикмахерского искусства «Стрижка»
статья (6 класс) на тему

В историческом плане термин «патриотизм» (от гр. «patria»), означает: земля отцов; место рода; родина, это одно из самых изначальных, базовых чувств, имеющих корни на уровне подсознания. Зародившееся в глубокой древности, как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям, это чувство закреплялось веками в сознании народа. Необходимость в патриотическом воспитании потомков существовала всегда – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.

Уже более 20 лет в Центре детского творчества города Саяногорска Республики Хакасия существует студия парикмахерского искусства. Ежегодно в нашей студии обучается 35-40 детей, желающих познакомиться с профессией парикмахер. Дети занимаются по авторским программам, которые регулярно обновляются, ориентируясь на новые тенденции в образовании. В целях и задачах, наряду с обучением стоит воспитание активной гражданской позиции учащихся.

Воспитанники нашей студии в большинстве своем девочки, осваивающие тонкости профессии парикмахер. На первый взгляд может показаться, что занятие парикмахерским искусством далеко от понятия патриотизма. Но на наших занятиях мы ведем работу по воспитанию чувства патриотизма у обучающихся в культурно-историческом и духовно-нравственном направлении. Ведь быть патриотом означает не только быть готовым защитить свою страну и народ. Патриотизм, как уже было сказано, включает в себя знание истории, традиций своего народа, принятие и сохранение его культурных ценностей. Изучение в процессе той или иной деятельности культурных традиций своего народа способствует формированию чувства гордости за принадлежность к обществу, своему народу, государству. На наших занятиях учащиеся знакомятся с культурой русского народа, изучая плетение волос.

«Коса – русская краса» – эту фразу мы слышим с детства. И мало кто из нас задумывался, как много смысла она таит в себе, как много обычаев и ритуалов было связано с косой на Руси. В современном мире долгое время длинная коса считалась чем-то «немодным», «архаичным». Но в последнее время началось возрождение древних традиций не только в России, но и в других странах.

На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической. С древних времен существует заповедь: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете». Есть предположение, что наши предки считали, что заплетённые в косу волосы служат для накопления жизненной и мистической силы, необходимой для здоровья и духовного развития. Распущенные волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира. Поэтому при посторонних людях, при неблагоприятных влияниях волосы необходимо заплетать в косу и прикрывать тканью.

В древней Руси считалось, что волосы символизируют множество светлых Природных и Божественных сил, которые помогают человеку в жизни. Они также означают достаток в роду, изобилие и счастье в семье. Девушкам с малолетства волосы заплетают в одну трёхлучевую косу, ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Волосы, заплетенные в косу, собирают энергию Вселенной для самой себя, для лучшего познания своего предназначения и познания Мудрости, чтобы стать Вестой, т.е. весть небесную ведать. Коса располагается вдоль позвоночника, и считается, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства.

Когда девушка выходит замуж, её косу расплетают и заплетают две косы, ибо с этого времени она получает через волосы, собранные в косы, жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Как замечательно это поверье, не правда ли? Как актуально оно звучит сейчас, когда женщина утрачивает свое предназначение матери.

А как упрощена роль жены в современном обществе! А вот в древности на Руси к роли жены девушку готовили с юности. Длинная шикарная коса считалась символом целомудрия и здоровья. Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». Например, на славянских свадьбах косу девушки распускали и заплетали две. Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в одну косу, могли носить только девушки на выданье. Замужние женщины чаще прятали косы под головные уборы.

Думаю, никто не станет спорить, что обязательным атрибутом русских красавиц всегда была и остается длинная коса. И, несмотря на то, что эта прическа может претендовать на звание одной из самых старейших в истории человечества, современные девушки также нередко заплетают волосы в косу. Бесспорно, длинная коса смотрится очень стильно и женственно. Кроме того, создание такой прически не требует излишних временных затрат.

  Итак, прежде чем рассмотреть и научиться тому или иному плетению волос, мы с нашими «юными парикмахерами» проводим параллель с архаичным типом плетения и высказываем гипотезы о том, какое магическое предназначение могла иметь подобная коса в древности. В наших работах современная коса рассматривается как модификация славянской прически. Детям предлагаются задания по сбору и презентации информации о плетении волос на Руси в разные периоды жизни женщины и в разные исторические эпохи. Рассматриваем образ женщины-жены, женщины-матери, женщины-защитницы отечества.

Итогом такой исследовательской работы становится создание коллекции причесок в русском стиле. Показ коллекции сопровождается музыкой в русском этническом стиле, что усиливает целостность восприятия образа.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что обучение детей тому или иному виду деятельности, независимо от направления, должно содержать воспитательный аспект: духовно-нравственный, эстетический, патриотический. И только тогда, развитие личности ребенка будет более полным и гармоничным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беляк Наталия Владимировна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД Центр детского творчества

муниципального образования г. Саяногорск,

655603, Саяногорск, ул. Дорожная, 60,

тел. (8-390-42) 2-13-00, sayncdt@mail.ru

Воспитание гражданско-патриотических чувств на занятиях

в студии парикмахерского искусства «Стрижка»

В историческом плане термин «патриотизм» (от гр. «patria»), означает: земля отцов; место рода; родина, это одно из самых изначальных, базовых чувств, имеющих корни на уровне подсознания. Зародившееся в глубокой древности, как следствие привязанности человека к своей земле обитания, к укладу жизни, к традициям и верованиям, это чувство закреплялось веками в сознании народа. Необходимость в патриотическом воспитании потомков существовала всегда – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо.

Наиболее благоприятные условия для формирования патриотизма существуют в учреждениях дополнительного образования детей, так как данный вид образования не ограничен стандартами, ориентирован на личностные интересы, потребности и способности ребенка, обеспечивает возможность самоопределения и самореализации, способствует созданию «ситуации успеха» и творческому развитию каждого обучающегося.

Уже более 20 лет в Центре детского творчества города Саяногорска Республики Хакасия существует студия парикмахерского искусства. Ежегодно в нашей студии обучается 35-40 детей, желающих познакомиться с профессией парикмахер. Дети занимаются по авторским программам, которые регулярно обновляются, ориентируясь на новые тенденции в образовании. В целях и задачах, наряду с обучением стоит воспитание активной гражданской позиции учащихся.

Воспитанники нашей студии в большинстве своем девочки, осваивающие тонкости профессии парикмахер. На первый взгляд может показаться, что занятие парикмахерским искусством далеко от понятия патриотизма. Но на наших занятиях мы ведем работу по воспитанию чувства патриотизма у обучающихся в культурно-историческом и духовно-нравственном направлении. Ведь быть патриотом означает не только быть готовым защитить свою страну и народ. Патриотизм, как уже было сказано, включает в себя знание истории, традиций своего народа, принятие и сохранение его культурных ценностей. Изучение в процессе той или иной деятельности культурных традиций своего народа способствует формированию чувства гордости за принадлежность к обществу, своему народу, государству. На наших занятиях учащиеся знакомятся с культурой русского народа, изучая плетение волос.

«Коса – русская краса» – эту фразу мы слышим с детства. И мало кто из нас задумывался, как много смысла она таит в себе, как много обычаев и ритуалов было связано с косой на Руси. В современном мире долгое время длинная коса считалась чем-то «немодным», «архаичным». Но в последнее время началось возрождение древних традиций не только в России, но и в других странах.

На Руси существовало множество обрядов, среди которых было немало ритуалов, связанных непосредственно с женской прической. С древних времен существует заповедь: «Не стригите свои власы русые, власы разные да с сединами, ибо Мудрость Божию не постигнете и здоровье потеряете». Есть предположение, что наши предки считали, что заплетённые в косу волосы служат для накопления жизненной и мистической силы, необходимой для здоровья и духовного развития. Распущенные волосы служат для сбора тонких энергий и информации из внешнего мира. Поэтому при посторонних людях, при неблагоприятных влияниях волосы необходимо заплетать в косу и прикрывать тканью.

В древней Руси считалось, что волосы символизируют множество светлых Природных и Божественных сил, которые помогают человеку в жизни. Они также означают достаток в роду, изобилие и счастье в семье. Девушкам с малолетства волосы заплетают в одну трёхлучевую косу, ибо это символизирует объединение жизненных сил Миров Яви, Нави и Прави. Волосы, заплетенные в косу, собирают энергию Вселенной для самой себя, для лучшего познания своего предназначения и познания Мудрости, чтобы стать Вестой, т.е. весть небесную ведать. Коса располагается вдоль позвоночника, и считается, что все светлые вселенские силы через волосы переходят в позвоночник и наполняют Тело, Душу и Дух девушки особой жизненной силой, подготавливая её к будущей Священной миссии Материнства.

Когда девушка выходит замуж, её косу расплетают и заплетают две косы, ибо с этого времени она получает через волосы, собранные в косы, жизненные вселенские силы не только для себя, но и для будущего ребёнка. Как замечательно это поверье, не правда ли? Как актуально оно звучит сейчас, когда женщина утрачивает свое предназначение матери.

А как упрощена роль жены в современном обществе! А вот в древности на Руси к роли жены девушку готовили с юности. Длинная шикарная коса считалась символом целомудрия и здоровья. Перед свадьбой наши далекие предшественницы устраивали девичьи посиделки, которые и называли словом «коса». Например, на славянских свадьбах косу девушки распускали и заплетали две. Неслучайно фраза «коса девичья краса» стала «крылатой», ведь шикарные локоны, заплетенные в одну косу, могли носить только девушки на выданье. Замужние женщины чаще прятали косы под головные уборы.

Думаю, никто не станет спорить, что обязательным атрибутом русских красавиц всегда была и остается длинная коса. И, несмотря на то, что эта прическа может претендовать на звание одной из самых старейших в истории человечества, современные девушки также нередко заплетают волосы в косу. Бесспорно, длинная коса смотрится очень стильно и женственно. Кроме того, создание такой прически не требует излишних временных затрат.

Итак, прежде чем рассмотреть и научиться тому или иному плетению волос, мы с нашими «юными парикмахерами» проводим параллель с архаичным типом плетения и высказываем гипотезы о том, какое магическое предназначение могла иметь подобная коса в древности. В наших работах современная коса рассматривается как модификация славянской прически. Детям предлагаются задания по сбору и презентации информации о плетении волос на Руси в разные периоды жизни женщины и в разные исторические эпохи. Рассматриваем образ женщины-жены, женщины-матери, женщины-защитницы отечества.

Итогом такой исследовательской работы становится создание коллекции причесок в русском стиле. Показ коллекции сопровождается музыкой в русском этническом стиле, что усиливает целостность восприятия образа.

Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что обучение детей тому или иному виду деятельности, независимо от направления, должно содержать воспитательный аспект: духовно-нравственный, эстетический, патриотический. И только тогда, развитие личности ребенка будет более полным и гармоничным.

Используемая литература

1.        Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии социально-культурйой деятельности в системе патриотического воспитания учащихся. Дисс.  канд. пед. наук. Тамбов, 2004. - 214 л.

2.        Аманбаева Л.И. Гражданское воспитание учащейся молодёжи в новых социальных условиях. Дисс. докт. пед. наук. Якутск, 2002. -351 л.

3.        www.what-etno.ru/we-read/tema/1809-15-11-2011-kosa-krasa-history.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать...

СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В СТУДИИ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА «СТРИЖ-КА»

Одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы образования становится сбережение и укрепление здоровья учащихся, выбор образовательных  технологий, соответствующих возрасту, устр...

Воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников

Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать....

Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»

АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...

Статья "Воспитание гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи"

В статье рассказывается о приемах воспитания гражданско-патриотических чувств на уроках русского языка, литературы и развития речи....

Воспитание гражданско-патриотических чувств младших школьников средствами организации внеклассной деятельности в современных условиях

Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки, - это истоки жизненного идеала. Именно в это время закладываются корни гражданственности. От того, что открыл...