конспект логопедического занятия Дифференциация звуков К и Г
план-конспект на тему

Иванова Венера Борисовна

Как различать в устной и письменной речи парные согласные К и Г

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Дифференциация звуков [К] –[ Г]».

Цель:  закрепление навыка различать согласные  [ к ]-[г ]  в устной и письменной речи .

Задачи:

развивающие:

- уточнение и сравнение характеристики звуков   [ к] – [г];

-развитие навыков фонематического анализа и синтеза на материале слогов, слов, предложений;

-уточнение  и активизация словаря;

-отработка умения формулировать свой ответ;

коррекционные:

-развитие памяти, внимания;

воспитательные:

-воспитание бережного отношения к хлебу.

Оборудование: зеркала,  ручки, карандаши, буквы, предметные картинки, домики, тетради,  лягушка Квака.

Ход урока:

1.  Организационный момент.

Каждый день всегда везде,

На занятиях в игре,

Смело четко говорим-

Никуда мы не спешим.

При этом ладони держим параллельно, одну кисть  сжимаем в кулак, а другую раскрываем. Делаем попеременно.

2.     Артикуляционная гимнастика.

Помогает выполнять упражнения для языка лягушка Квака.

Детям раздаю зеркала, и выполнение упражнений они контролируют сами.

Чередуем упражнения «улыбка», « трубочка»,

«лопатка»,

«иголочка»,

 «качели»,

 «часики»,

«вкусное варенье».

Каждое упражнение повторяем 5-6 раз. При выполнении упражнений лопатка и иголочка язык удерживаем под счет до 10-и.

3.    Повторение прошлого занятия.

Послушайте  внимательно стихотворение.

- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?      

                Кукареку! - кричит петух.

                У рыбаков костёр потух.

Дети хором отвечают:»К».

- Дайте характеристику звуку [ к]. Он какой?

Отвечает тот у кого  имя начинается со звука «К».

Дети хором отвечают :»Ксюша».

Ксюша дает характеристику «К»: согласный, глухой, может быть  мягкий, а может быть и твердый.

Послушайте ещё одно стихотворение.

- Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?        

             Га, га, га! - гогочет гусь

             - Я семьёй своей горжусь!

             На гусят и на гусыню

             Всё гляжу, не нагляжусь!

Дети хором отвечают:»Г».

- Дайте характеристику звуку [г]. Он какой?

Отвечает тот у кого фамилия начинается со звука «Г».

Дети отвечают:»Галямов».

Галямов Артур дает характеристику «Г»:согласный, звонкий, может быть твердым, а может быть и мягким.

- Что общего у звуков [к ]-[г]?

«Одинаковая артикуляция»-отвечают дети.

- Чем различаются звуки [к ]– [г]?

«Когда произносим звук «Г»,то работает голос, вибрируют голосовые связки»-отвечают дети.

- Как вы догадались, что звук[ г] – звонкий?

- Какие звуки мы сегодня будем различать?                                    

- Чем различаются звуки [к] -  [г ]?

- Что между ними общего?    Как думаете?

Дыхательная гимнастика.

4).  Закрепление.

1.      «Кто самый внимательный»

Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук  [г] , подними руку, если услышишь звук [ к].

 Кирпич, магазин, берега, берлога, сказал, бумага, рукавицы.

2.      Чтение слогов:

га

 ку

 ке

 ка

ги

 гё

 гю

 ко

кю

 кы

 ки

 гры

глё

 гре

 кру

  клы

..Все вместе читаем слоги.

-    Прочитайте слоги:

 - чтобы в них был глухой звук;

-  чтобы в них был звонкий звук.

3.    «Помогите собрать слово из слогов»:                                      

   ган-ка-по    (поганка)

   ка-сич-ли     (лисичка)

 Лисичка  - это гриб. А кого еще называют лисичкой?   Почему?

 4.      «Помоги расселить животных в домик»:

- в первом домике будут жить животные с глухим звуком, во втором - со звонким звуком:

Снегири, гусь, голубь, кролик, собака, корова, коза, кенгуру.

-  Чем отличаются птицы от животных?

 5.  Работа в тетради.

Записали число.

 - Объясните слово кости .

    Сделайте звуковую схему к слову кости.                                

 - Сколько звуков в слове кости? Назовите каждый звук и охарактеризуйте его.

 - Сколько слогов в слове? Почему?

 - Замените первый глухой звук звонким, запишите слово в тетрадь.

 - Какое слово получилось? Объясните слово гости.

-  Каким звуком отличаются слова кости – гости.

-  Если меняется хоть один звук, то меняется смысл всего слова.

- Добавьте слово кости, гости в моё предложение.

У Бобика в конуре   ...

У Васи за столом   ...

6.        «Назови место звука»

Пригорок – что это такое?                                                          

 Запишите числа от 1 до 10.

-  Определите место звуков [к] - [г].

- Зачеркните цифру, соответствующую [ к ] - синим цветом,  [ г] - зеленым.

- На каком месте  по счету находится [к];[г]?

- Назовите звук, который стоит перед [к],  за [ г].

Физкультурная пауза .

Гриша шел, шел, шел

Белый гриб нашел.

Раз грибок,

Два грибок,

Три грибок,

Положил все в кузовок.

                                                 

7. Запишите в тетрадь словосочетание громкие голоса.

-  Звонкий звук подчеркните двумя чертами, глухой - одной.

8.     Запись на доске.

-  Вставьте букву К- синим цветом, Г-зеленым цветом

 Не вели_    _ усо_   пиро_ а ,   а стоит большо_ о  труда.

- Как понять  слово «не велик»?

- Почему стоит большого труда.

Беседа о хлебе: «Как хлеб попадает в магазин»

    5).  Итог:

-Чему мы научились?

- Какое задание больше всего понравилось?

Ребята, вы сегодня молодцы! Мне понравилось как вы занимались. Похлопаем друг другу в ладоши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия: Дифференциация звуков [с] - [ш].

Тема логопедического занятия: "Дифференциация звуков С-Ш". В процессе занятия ученики  закрепят знания о механизме образования звуков; кинестетические ощущения на артикуляционные образы звуков [С...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв Ж - З»

Цели занятия:- сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам.- совершенствование фонематического восприятия.- развитие звукового анализа, тактильных ощущений, мелкой моторики.- формиров...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков с – ц в слогах и словах"

Конспект логопедицеского занятия на тему "Дифференциация звуков с-ц в слогах и словах" предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната  VIII вида....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв Ч-Щ"

Представлен конспект логопедического занятия по теме " Дифференциация звуков и букв Ч-Щ". Форма организации занятия: подгрупповая....

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков и букв П - Б"...

Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков П-Б"

Занятие расчитано на детей 2-го года обучения (подготовительная к школе группа). В занятии использовалась интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия, дифференциация звуков Ч-Ш

Цель: 1. Формировать умение дифференцировать звуки Ч и Ш;2. Соотносить их с буквами Ч, Ш;3. Развивать слуховое и речевое внимание;4. Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.Материал к занят...