«Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие)
план-конспект урока (6 класс) на тему

«Вода  - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие) для  учащихся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  - детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_voda_goluboe_bogatstvo.docx32.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока – путешествия на тему:

 «Вода  - голубое богатство»

(экологическая игра - путешествие)

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

1. Расширить и углубить знания и представления учащихся об экологических проблемах, способах их решения, мерах охраны водоемов от загрязнения.

2. Закрепить знания о свойствах воды, круговороте воды в природе, значении воды в жизни растений, животных, человека.

3.Повысить уровень применения знаний, умений и навыков в повседневной жизни.

Коррекционно – развивающие:

1.Активизировать познавательную деятельность.

2.Развивать  мышление, память, внимание, связную речь; умение наблюдать, сравнивать, обобщать.

Коррекционно – воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся экологическую культуру; любовь к родной Земле, бережное отношение к природе, к воде.

2.Воспитывать ценностное отношение к себе, другим людям и окружающему миру в целом; чувства взаимопомощи, сотрудничества.

Форма организации учебной деятельности:

Обобщающий урок  – путешествие  в форме игры.

Методические приемы деятельности учителя:

  • Активизация умственной деятельности учащихся;
  • выявление многообразия точек зрения;
  • обращение к личному опыту учеников;
  • задания, предполагающие самостоятельную работу;
  • задания, помогающие обогатить опыт учащихся;
  • задания, соединяющие теорию и практику;
  • задания с опорой на несколько анализаторов;
  • проблемные задания;
  • познавательные задания, вопросы;
  • проведение опытов.

Методы обучения:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Наглядность:

  • иллюстрации, демонстрирующие воду в разных состояниях;
  • слайды (11);
  • плакат «Как вода приходит в твой дом».

Использование на уроке  ЭОР:

  • Демонстрация подготовленных цифровых объектов через мультимедийный проектор;
  • компьютер;
  • презентация «Экология и охрана воды»;
  • виртуальная экскурсия в « Музей воды» в г. Киеве  на тему: «Берегите воду»;
  • интернет ресурсы.

Дидактические материалы:

  • карточки с заданиями;
  • тесты (в картинках);
  • схема «Роль воды»;
  • оборудование для проведения исследовательской деятельности:

бутылки, п /э пакет, шкала с цифрами, резиновое кольцо, воронка, фильтровальная бумага, карьерный песок (для двух подгрупп учащихся), фильтр «Аквафор»

.

Основные понятия урока:

  • Эколог;
  • экология;
  • экологическая безопасность;
  • бытовой фильтр;
  • загрязнение;
  • экономия;
  • бережливость.

Интеграция:

  • география;
  • физическая культура;
  • чтение.

Ожидаемый результат:

Учащиеся будут иметь достаточно представлений о воде, понимать взаимосвязь всего живого на Земле, на опытах доказывать свойства воды, научатся бережному и экономному отношению к воде – как источнику жизни.

Содержание урока

Действие педагога

Действие обучающихся

1.

Организационный момент

Приветствуют учителя и настраиваются на работу

1.1

Учитель предлагает учащимся отправиться в путешествие по реке, а затем по морю. На пути им будут попадаться острова, на которых они будут выполнять различные задания. За правильный ответ ученики получают фишки. Учитель достает черный ящик и загадывает загадку « Не лошадь, а бежит, не лес, а шумит» (слайд 1), зачитывает цитату о воде Сент-Экзюпери.  

Учащиеся отгадывают загадку и находят в ящике бутылку с водой.

2.

Проверка знаний.

Остров «Загадочный»

Учитель задает вопросы  о свойствах  воды, о круговороте воды в природе, о трех состояниях воды, о                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            значении воды для растений, животных и человека;  шутливые загадки о воде; комментирует ответы и показывает слайды по темам (слайды 2, 3, 4).  Подводит итоги, сообщает, что люди в глубокой древности обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, а в моря – морских богов (приложение 1).

Учащиеся  отвечают на вопросы, рассматривают слайды, сверяют ответы.

Основная часть

Актуализация опорных знаний

3.

Мотивация

Благодаря воде возникла и существует сама Жизнь.  

Рассматривают иллюстрации, рек, озер, водопадов, ледников и т.д

Целеполагание

Учитель сообщает тему урока: «Вода – голубое богатство» и предлагает продолжить путешествие.

3.1

Остров «Любознательный»

Первичное усвоение материала

Учитель рассказывает о том, что действительно, вода – самое большое богатство на Земле, из каждых100л воды- 98 литров - это соленая вода, а из запасов воды только 2,5% приходится на пресные воды, большая часть которых – 70% - сосредоточена во льдах полярных зон и ледников. На сегодня более четверти населения Земли страдают от нехватки пресной воды.

Часть всех запасов пресной воды находится в нашей стране. 80% от этого количества – в Байкале. Отсюда становится понятным, что озеро Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены (слайды 5, 6). Предлагает учащимся, разделив их на две команды, подумать о том, как используется пресная вода человеком и заполнить  схемы  «Роль воды», пользуясь учебником, информацией слайдов и личным опытом. Потом учитель оценивает результаты и подводит итоги.

Учащиеся слушают рассказ учителя, просматривают слайды.

Учащиеся в командах обсуждают между собой использование человеком воды: хозяйственные нужды, купание, рыбалка, судоходство, фонтаны промышленность, сельское хозяйство, отопление и заполняют схемы.

3.2

Остров  «Спортивный»

( физминутка)

Произносит текст:

«Мои руки - это волны,

Ветер гонит их вперед.

Мои руки – крылья чаек,

Небо их к себе зовет.

Мои руки – рыбки в море,

Плавают туда-сюда.

Мои руки – это крабы,

Разбежались кто куда.

Учащиеся смотрят на учителя и выполняют упражнения, согласно тексту.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          3.3

Остров «Экологический»

Наиболее практическое значение имеют пресные воды, именно они подвергаются загрязнению, поэтому проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Чтение сказки А. А Рыжова «Жила - была река». Учитель демонстрирует слайды 7,8,9,10 о факторах загрязнения воды  и комментирует каждый, привлекая учащихся к обсуждению. Затем читает стихотворение С. Михалкова «Прогулка» и просит учащихся сделать для себя вывод о поведении в природе.

Учащиеся отвечают на вопросы, проявляют интерес, задают вопросы, делятся впечатлениями, называют правила поведения на реке и предлагают меры по спасению реки от загрязнения,  получают жетоны за верные ответы.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     4.

Остров «Исследовательский»

Самостоятельное

применение умений и навыков

(экспериментальная деятельность)

Учитель предлагает « плыть» к следующему острову, на котором ученикам предстоит исследование:

1.Определить сохранили ли вкус соленая, сладкая и пресная вода после того, как на прошлом уроке мы поставили контейнеры в морозильную камеру.

2.Профильтровать воду с песком через воронку с бумажным фильтром, затем через бытовой фильтр «Аквафор» и сравнить.

3. Определить прозрачность воды с помощью специального приспособления (приложение 2)

Вывешивает плакат «Как вода приходит в твой дом» и объясняет способы  действия очистительных сооружений и оценивает ответы.

Учащиеся рассматривают льдинки, пробуют на вкус и убеждаются в том, что они все не имеют вкуса (вода изгнала из растущего кристалла все примеси).

Ученики проводят фильтрование воды и    делают выводы, что мутная вода становится прозрачной, убеждаются в степени прозрачности воды. После прохождения очистки вода становится чище и вкуснее, поэтому   необходимо пить только очищенную воду, чтобы сохранить здоровье.

5.

Остров «Бережливый»

Проверка уровня усвоения знаний и умений с целью выявления  степени усвоения учебного материала.

Учитель приглашает учащихся совершить маленькую виртуальную  экскурсию в  «Музей воды»  в г.Киеве: посмотреть модель воды на поверхности, рациональные методы водопотребления (макет ванны и кухни с вечно текущими кранами) и  дает задание выполнить тесты в картинках «Я знаю, как сберечь воду».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Учащиеся делятся впечатлениями от просмотренной  экскурсии, решают тесты, делают выводы, что воду необходимо экономить и беречь. Один из учащихся читает стихотворение «Человек запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода».

6.

Рефлексия

(подведение итогов)

Подводит итоги окончания путешествия, хвалит за активную, вдумчивую работу и выражает уверенность в том, что учащиеся будут беречь и не обижать природу, заботиться о ней.

Сообщает, что тех, кто нарушает закон об охране воды, строго наказывают. Обращается к ученикам с просьбой поделиться своими впечатлениями об уроке, рассказать, что получилось, а что – нет. А еще выразить свое настроение рисунком в  «капельке воды» соответствующим мимическим изображением (глаза, рот, брови), выставляет оценки.

Высказывают свое мнение, говорят о трудностях и успехах, рисуют «капельки».

Подсчитывают фишки.

7.

Информация о домашнем задании

Учитель советует ученикам, чтобы они рассказали об уроке  родителям и вместе с ними придумали способ экономии воды в своем доме и нарисовали:  либо условный экологический знак на берегу реки, либо знак «Берегите воду».

Ученики записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сф...

экологическая игра-путешествие

внеклассное мероприятие по экологии...

Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"

Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...

Конспект экологической игры "Путешествие за витаминами"

Тепикинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида        КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ“ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ”...

Экологическая игра "Путешествие по лесной тропе"

Самый лучший отдых- это отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в осенний лес нам поможет экологическая познавательная игра «Путешествие по лесной тропе». Экология – это наука об...

Экологическая игра-путешествие Три тайны жизни"

Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов и проводится с целью их привлечения к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных зад...