Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"
методическая разработка по теме

Леонтьева Зинаида Николаевна

Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zn.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

                       КС(К)ОУ «Цивильская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №2»                 

         

                 

         «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»            

   Зам.директора по ВР                                               Директор школы-интерната         _________   Е.Ю.Бардышева                                __________И.Г.Константинова

      «02» марта  2013 г.                                                              «02» марта 2013 г.      

Экологическая игра-путешествие

                           «В гостях у природы»

                                                                                                   Составитель:

                                                                                                 воспитатель 3 класса

    Леонтьева Зинаида Николаевна

Цивильск 2013

Ход занятия

  1. Организационный момент

                                Каждый день –всегда, везде

                                 На занятиях, в игре

                                 Смело, чётко говорим

                                 И  тихонечко сидим.

  1. Вступительная беседа

-Ребята, посмотрите вокруг. Как всё красиво и удивительно. Это наша Земля. Природа Земля едина.  В эпоху научно-технического прогресса природа оказалась беззащитной перед человеком.  Вольно или невольно человек вмешивается в ход природных процессов. В результате гибнут растения, животные. Наша общая задача - беречь природу.

 - А сегодня мы  с вами отправляемся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, в мир природы.

  1. Станция «Лесная»

Звучит запись «Шум леса».

Ученик:  (лисичка)  Здравствуй лес, дремучий лес

                                    Полон сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовую?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твой таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь - мы свои.

- Мы оказались в лесу.  Лес-это наш зелёный друг. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с деревом. Посмотрите вокруг: мебель, двери, учебники и тетради сделаны из дерева. Лес-это свежий воздух, насыщенный кислородом, витамины, пищевые продукты, строительный материал, корм для скота.

-Пока мы гуляем по лесу, я хочу проверить, что вы знаете о деревьях.

Кроссворд  (показ слайдов)

  1. В народе это дерево называют «сладким». Из его цветков пьют целебный чай при простуде. (Липа)
  2. Какое «кудрявое  чудо-дерево»   имеет единственную в мире белую кору? (Берёза)
  3. Название этого дерева происходит от самого слова «лист», а  вот листьев как раз  на нём и нет. (Лиственница)
  4. Будто снежный шар бела,

По весне она цвела.

Нежный запах источала

А когда пора  настала,

Разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черёмуха)

  1. Про это дерево в народе говорят: «листок колючий, а ствол липучий». (Сосна)
  2. Это могучее дерево в народе назвали «прадед  прадедов». (Дуб)
  3. Ягоды на этом дереве могут  висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их мороз, тем  слаще они будут. (Рябина)

Ключевое слово: природа.

- Не всегда мы бережно относимся к деревьям. Послушайте стихотворение З.Александровой «Белая черёмуха». (Девочка идёт и читает, показывая на дерево)

Расцвела черёмуха около ручья

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Лёгкая, как облачко,

Чистая, как снег

Радовался деревцу каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней

И могла цвести она много-много дней.

2-ая девочка: (любуясь черёмухой)

                                            Чья эта черёмуха?

3-яя  девочка:                 Да она ничья

                                            Белая снегурочка

                                      Около ручья.

(Идёт  группа  мальчиков. Оглянувшись по сторонам,  они обламывают все ветки)

1-ая девочка:                  Прибежали девочки,

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

А была черёмуха

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Воспитатель:  Все знают, что в гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обидеть хозяев, чтобы им было приятно, когда мы к ним приходим. Есть такие хорошие слова: «Ты пришёл в гости к природе, - не делай ничего такого, что посчитал бы неприличным сделать в гостях». Помните, что в лесу мы гости.  Необходимо соблюдать правила культуры поведения. (Показ слайдов)

  1. Не режь кору деревьев!

Стоит сделать в коре крохотную ранку, как туда поселятся вредные насекомые, или попадут споры грибов-трутовиков. Дерево теряет много сока, оно может ослабнуть и погибнуть.

  1. Не оставляй мусор в природе!

Знаете, что брошенная бумага будет лежать более двух лет, консервные банки=30 лет, пакеты-200 лет, стекло-1000 лет.

  1. Не разжигай костров в лесу!

Это может вызвать лесной пожар. Место под костром не зарастает 5-7 лет. Можно разводить костры вдали от деревьев, используя старые кострища.

  1. Не разоряй муравейники!

Муравьи нужны лесу. Они лесные санитары. Лес, в котором живут муравьи,  чист и свеж. В нём много ягод и грибов.

Воспитатель:  соблюдайте эти правила и вы будете желанными гостями в любом лесу.

  1. Физкультминутка.

Ой-ой-ой, ой-ой-ой

К нам пришёл волшебный Ной

Он руками замахал

Всех детей заколдовал.

Дети руки вверх подняли

И деревьями вдруг стали.

Шумят деревья от ветра-фу-фу-фу

Шуршат ветками-ш-ш-ш

Шелестят листочками-с-с-с

Тут же птицы прилетели

                                             На деревья дружно сели.

  1. Станция «Цветочная»

Зайчик:                              Давай пройдёмся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку

Я должен над цветами наклониться

И не для того, чтоб рвать или срезать

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Воспитатель:    Цветы и травы помогают нам дышать, лечить разные болезни. Словом, растения - это жизнь. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах много цветов. Много стихов о цветах написаны нашими поэтами. Сейчас ребята прочтут некоторые из них.  (Выходят дети в шапочках, изображающих цветов)

Дети:                            Мы-цветы, и наша доля

                                      Расти, цвести в окружении поля.

                                      Все подробности о нас

                                      Мы расскажем вам сейчас.

Подснежник:          Выглянул подснежник

В полутьме лесной-

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть ещё над лесом

Властвуют снега,

Пусть лежат под снегом

Сонные луга;

Пусть на спящей речке

Неподвижен лёд-

Раз пришёл разведчик,

И весна придёт.

Ландыш:                 Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется: его задень-

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим - я и ты?

Ромашка:                Нарядные платьица

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежде.

Такие весёлые

Эти ромашки.

Вот-вот заиграют

Как дети, в пятнашки.

Колокольчик:        Колокольчики мои,

Цветики степные

Что глядите на меня

Тёмно-голубые?

И о чём звените вы

В день весёлый мая,

Средь некошанной травы

Головой качая?

Фиалка:                   На солнечной опушке

Фиалка расцвела-

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится,

Не любит лезть вперёд

Но кто-то ей поклонится

И бережно возьмёт.

Анютины глазки:       По утрам, умываясь росой,

Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой

И спросил я: «А как назывались?»

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке

Слишком грустно и нежно они

Назывались-«анютины глазки»

Воспитатель:  Конечно, не перечислить всех цветов, которыми одаривает нас природа. И все они просятся в букет. И если собрать все, что попадётся на пути, получится огромный разнопёстрый букет, который скоро повянет, и вы его выбросите. Так что сорвать в букет можно совсем немного цветов. Но. Помните, всё меньше и меньше остаётся красивых цветов на наших лугах и полях, в лесах из-за бездумного их сбора. Поэтому старайтесь любоваться ими на природе, нежели рвать, а потом выбрасывать по пути домой.

Ученик:                 Если ты сорвёшь цветок,

Если он сорвёт цветок,

Если все: и он, и ты

На земле сорвут цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты

И не будет красоты.

(Показывает иллюстрацию с изображением правила поведения: не губи цветы в природе. Чтобы зацвёл ландыш, надо ждать 6 лет, а чтобы зацвела брусника, надо ждать 9 лет. Если вырвешь с корнем, непременно, загубишь растение на долгие годы).

  1. Станция «Лекарственные растения»

Белочка:               Лес, как сказочное царство

Там кругом растут лекарства.

В каждой травке, в каждой ветке-

И микстура, и таблетки

Ну а чем и как лечить.

Я могу вас научить

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

Нужно только не лениться.

Нужно только научиться

Находить в лесу растения

Что пригодны для лечения!

  Я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения.  Задание для вас вот какое: загадаю загадку, вы должны назвать лекарственное растение, да ещё и объяснить, от каких болезней они помогают.(Показ слайдов)

  1. Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя-тёплая и нежная, как родная мать. Помогает при болях сердца, лёгких, почек.  (мать-и-мачеха)
  2. Вдоль дорог, тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь тому, кто поранит ногу или руку. Семена подорожника помогают при дизентерии. Листья этого растения кладут на ранки. (подорожник)
  3. Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель. Это растение улучшает состав крови, работу сердца.  (крапива)
  4. Какой лесной кустарник является настоящим накопителем витамина с? (шиповник)
  5. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. Отвар пьют как успокоительный чай. (мята)
  6. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки. Отвар принимают при болях в животе. (одуванчик)
  7. Гирлянды белых маленьких колокольчиков висят весной между большими остроконечными листьями.  А летом на месте цветков- красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш)

Воспитатель: Вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга  оказываются на краю гибели. Больших проблем нам пока не решить, но кое-что вы уже можете сделать: посадить деревья вместе с родителями, делать скворечники, кормушки, посадить цветы. Будьте  добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям.

Есть просто храм.

Есть храм науки,

А есть ещё природы храм

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцам и ветрам.

Он свят в любое время суток

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник "В гостях у природы"

Материалы мероприятия могут быть использованы на уроках окружающего мира, математики, классных часах. возраст участников - 2-4 класс....

Игра-путешествие: «В гости к старичку - лесовичку».

Занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры.Цель:уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях, дать знания о простейших сп...

экологическая игра-путешествие

внеклассное мероприятие по экологии...

Игра-путешествие "В гостях у Мороза Ивановича"

Организованная образовательная деятельность «В гостях у Мороза Ивановича»проводится в форме игры-путешествия в старшей логопедической группе в рамках тематической недели «Новый год»...

Сценарий игры-путешествия "Путешествие в мир природы"

Цель игры: Формирование основ экологической грамотности и чувства персональной ответственности у каждого учащегося за судьбу своей планеты, пересмотр потребительской позиции человека в отношениях с жи...

Игра-путешествие "В гости к К. И.Чуковскому"

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.С ранних лет стихи его приносят всем  нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и баб...

Экологическая викторина: «В гостях у природы»

-Замечательное богатство, которым наделена наша планета – природа. Нет на Земле человека, чья жизнь не была бы связана с природой.- Животные и растения окружают нас повсеместно. Они да...