экологическая игра-путешествие
методическая разработка по экологии по теме

внеклассное мероприятие по экологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_igra-puteshestvie.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Захолынская основная общеобразовательная школа

Э К О Л О Г И Ч Е С К А Я

ИГРА – ПУТЕШЕСТВИЕ

Подготовила: Баранова Нина Иосифовна

                                                   учитель биологии

д. Мирополье

2011

П О Л О Ж Е Н И Е

о проведении экологической игры – путешествия

Цели и задачи:

Проверка, закрепление и пополнение знаний учащихся;

Выявление лучшего знатока экологии;

Воспитание бережного отношения к природе

Участники:

В игре-путешествии принимают участие учащиеся 5 – 9 классов

Место и время проведения:

Путешествие проводится по кабинетам школы после уроков.

Оформление и оборудование:

Накануне игры-путешествия готовятся карточки-билеты путешественников. Перед началом игры на двери каждого кабинета вывешиваются таблички с названием станций и плакаты с текстами. В кабинетах вывешиваются плакаты, стенды, таблицы по охране природы, на столах раскладываются карточки с вопросами для участников игры и необходимый материал и оборудование.

Определение победителей:

Победитель определяется по наибольшей сумме баллов. Набранных на всех станциях путешествия.

Награждение победителей:

Участники, занявшие 1 – 3 места, награждаются грамотами и подарками.

Станция «Зеленая аптека»

Плакат на двери кабинета:

«Я не степью хожу, я хожу по аптеке,

Разбираясь в ее травяной картотеке.

Распредельная степь, бесконечная степь,

Ты природой написанный странный рецепт»

                                                 С.Кирсанов

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ НА КАРТОЧКАХ:

Почему наш лес часто называют «зеленой аптекой»?

Каковы правила сбора лекарственных растений?

Почему корни или корневища лекарственных расетний следует собирать осенью или ранней весной?

Назовите не менее 10 лекарственных растений.

У какого дерева почки, плоды, листья и кора обладают лечебными свойствами?

Как отличить ромашку аптечную от ромашки пахучей?

Какое растение имеет слабый стебель, длина его может достигать пяти метров, встречается в лесах, может обвить беседку, используется в медицине, хлебопекарной и пивоваренной промышленности?

Какое растение использовали во время войны в партизанских отрядах в качестве ваты?

У туристов часто бывает болезненная потертость ног. С помощью какой травы можно снизить боль?

На пустырях и по дорогам с соцветьем беленьким сорняк.

Но изучите его свойства, быть может взгляните не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он салат к столу,

Сорняк живуч, семян так много в плоде,

Похожем на суму.

О каком растении идет речь, что ты знаешь о нем.?

Можно ли чернику назвать лекарством?

Расскажите о пользе «медового» дерева.

В листьях ее есть витамины «С» и «К», провитамин А, полезные минеральные соли и белки. Весной из нее варят зеленые щи. Можно добыть и зеленую краску. В старину из ее волокон делали мешковину. А ты думал, что она только жжется. Назови это растение.

«У меня печальный вид: голова моя болит. Я чихаю, я охрип, что такое – это грипп?» Какие растения помогут тебе вылечиться в походе?

Станция «Необитаемый остров»

Плакат на двери кабинета:

«Глядя в прошлое, обнажите головы,

Глядя в будущее, засучите рукава»

                                        Б.Шоу

По плодам определи, какое растение росло на острове? (выдается набор плодов)

На поверхности почвы острова большое количество дождевых червей. Чем это вызвано?

По следу определи. Какое животное обитало на острове.

Вы увидели гнездо птицы, как его сохранить.

Тебе повстречалось тропическое дерево. Сможешь ли ты сосчитать его годичные кольца?

По скелету определи, какое животное обитало на суше.

На острове нет растительности. Какие растения могут появиться первыми?

На острове верхний слой земли образован торфом. Какие растения росли на острове?

Ты встретил деревья, кустарники с объеденными ветками. Какой вывод ты сможешь сделать о животном мире острова?

Какое растение ты вырастил бы. Чтобы построить дом. Сплести лапти, сшить одежду, сделать гитару, заготовить продукты впрок?

На берегу ты встретил много водорослей, от которых исходит запах йода. Как можно объяснить такое явление?

На некоторых деревьях острова ты встретил грибы-трутовики. Как можно объяснить, что не все расположенные рядом деревья поражены этим грибом?

На острове растет растение-паразит Раффлезия. Оно не имеет ни листьев, ни стебля, состоит из огромного цветка (иногда больше одного метра в диаметре) и корешков, присасывающихся к корням хозяина – дикому винограду. Откуда растение берет питательные вещества и минеральные соли для своего роста?

Чем объяснить хорошую сохранность мумий животных в сфагнумовых болотах на острове?

Объясни пословицу «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего – проклянут и дети».

Станция «Царство Нептуна»

Плакат на двери кабинета:

«Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда,

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода»

Э.Огницвет

В чем опасность загрязнения водоема?

Как человек использует воду?

Почему в сухое лето вода в реке прозрачнее?

Какими путями могут попасть загрязнения в реку?

Как спасти молодь рыбы?

Чем опасны нефтепродукты для водоема?

Почему на берегах рек нельзя мыть автомобили?

Почему нельзя вдоль рек вырубать леса?

Какие растения ты посадил бы для укрепления берегов реки?

Какие орудия разрешены для ловли рыбы?

Какая рыба вьет гнездо?

Какие ноги вырастают у головастика раньше: передние или задние?

Каких рыб за их ценность называют  красными, хотя мясо у них белое, а икра – черная?

Откуда в водоемы берется кислород, которым дышат рыбы?

Станция «Домик лесовичка»»

Плакат на двери кабинета:

«Нашт русский лес очень нуждается в друзьях – охранителях»

                                                                        Д.Кайгородов

1.Какие правила охраны леса вы знаете?

2.Почему и как необходимо охранять муравейники?

3.Каковы правила сбора грибов?

4.Если при походе в лес пришлось разводить костер, что нужно сделать, чтобы не погубить лесную растительность?

5.С каким ружьем разрешается охота в любое время года?

6.Почему необходимо охранять леса?

7.Каковы причины лесных пожаров?

8.Назовите 5 дикорастущих растений своего края. Чем они полезны?

9.Назовите деревья – столовые для птиц?

10.В Европе в одном лесу росла огромная ель. Ее приходили смотреть тысячи людей. В результате вокруг ели почва  стала твердой, как бетон, и ель погибла. Почему погибла ель?

11.Истребление волков в ряде районов страны привело к резкому увеличению численности копытных. Которые уничтожили кустарники, подрост деревьев, в том числе дуба. Какие меры необходимо принять, чтобы восстановить прежнюю растительность?

12.Представьте, что в лесу вырубили все деревья. Отразится ли это на жизни оставшихся растений? Как?

13.Как отразится на жизни животных большая вырубка леса?

14.У книги, иногда объем других всех признаков важнее.

    У этой книги – каждый том, чем тоньше, тем ценнее.

    Я б этой книге пожелал быть толщиной в одну страницу.

    Тогда бы с радостью узнал, что вместо зверя, рыбы, птицы

    Исчез в природе лишь «зверюга» по кличке «браконьер – хапуга».

О какой книге говорится в стихотворении?

15.Люди научились выращивать шампиньоны на навозе, вешенки – на срезах стволов (чурбаках) спиленных лиственных деревьев, на соломе. Почему на навозе или чурбаках спиленных деревьев нельзя выращивать белые грибы или подосиновики?

К А Р Т О Ч К А – Б И Л Е Т

У Ч А С Т Н И К А    П У Т Е Ш Е С Т В И Я

Оценивание ответов по пятибалльной системе

Фамилия, имя учащегося -

Название станции

Количество баллов

Зелена аптека

Необитаемый остров

Царство Нептуна

Домик Лесовичка

Общее количество баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-путешествие по станциям «Экологический марафон» 6 класс

Цель мероприятия направлена на то, чтобы учить ребят доброму и бережному отношению к природе и друг другу. Плюсом является и то, что игру можно проводить на свежем воздуже....

Экологическая игра-путешествие "В гостях у природы"

Дети отправляютс в путешестивие по станциям. На их пути встречаются: "станция "Лесная", станция "Цветочная", станция "Лекарственные растения". На каждой станции ребят ждет различные интересные задания...

Конспект экологической игры "Путешествие за витаминами"

Тепикинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида        КОНСПЕКТ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ИГРЫ“ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ВИТАМИНАМИ”...

Экологическая игра "Путешествие по лесной тропе"

Самый лучший отдых- это отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в осенний лес нам поможет экологическая познавательная игра «Путешествие по лесной тропе». Экология – это наука об...

«Вода - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие)

laquo;Вода  - голубое богатство» (экологическая игра - путешествие) для  учащихся 6 класса специальной коррекционной школы (VIII вида)  - детей с ограниченными возможностями...

Экологическая игра-путешествие Три тайны жизни"

Игра рассчитана на учащихся 6-8 классов и проводится с целью их привлечения к работе по изучению проблем экологического состояния окружающей среды и практическому участию в решении природоохранных зад...