Как способствовать речевому развитию ребенка?
консультация на тему

Титова Елена Константиновна

       Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_sposobstvovat_rechevomu_razvitiyu_rebenka.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Будет ли ребенок любознателен и активен, эмоционально отзывчив и сострадателен – это во многом зависит от опыта его общения в первые годы жизни.

Ребенок от рождения наделен способностью общения с взрослым. Он, как и мы, использует для этого взгляд, улыбку, мимику, звуки. Если взрослый необщителен и не отвечает на попытки ребенка установить контакт – это вредит развитию общения, а в дальнейшем и речи ребенка. Также плохо, когда взрослый слишком активен, в общении с ребенком говорит быстро или, задав вопрос ребенку, опережает его собственным ответом.

Развитие речи ребенка раннего возраста – очень важный этап овладения родным языком. Его речь не просто бурно развивается – она формируется. Поэтому помощь малышу в развитии речи в этот период особенно актуальна. Правильно организованное речевое общение и речевые занятия не только подстегивают развитие речи ребенка, но и помогают компенсировать возможные нарушения, такие как ЗРР (задержка речевого развития).

Предоставьте ребенку максимальную возможность самому активно участвовать в общении. Пользуйтесь любой возможностью, чтобы пообщаться с ребенком. Делайте это во всех режимных моментах: смена пеленок, купание, переодевание, во время гуляния и т.д. Установив контакт взглядов и обменявшись улыбками, попытайтесь начать «разговор». Произносите гласный звук [а], делайте это подчеркнуто преувеличенным образом, глядя в глаза ребенку. Затем помолчите и жестами пригласите ребенка ответить вам. Если малыш не проявляет активности, прерывать разговор не нужно, погладьте ребенка, улыбнитесь ему, продолжайте говорить с ним.

Если малыш произнесет какой-то звук, постарайтесь повторить его. Поиграйте в перекличку с малышом – подражайте звукам, которые произносит он, тяните гласные звуки. Это очень важно для развития речи малыша.

Тяните гласные звуки: а-а-а, о-о-о, у-у-у. Этим мы даем образец их произнесения, учим выделять эти звуки из речи. А малыш слушает и повторяет за взрослым.

Игры – переклички учат вслушиваться в речь, выделять в речевом потоке отдельные звуки, интонации, развивают артикуляционный аппарат малыша, что предупреждает в дальнейшем нарушения речи.

Много веков мамы, бабушки делали такое упражнение в пестушках, колыбельных, потешках. Слыша медленную речь мамы с выделением гласных звуков, малыш начинает шевелить губами, пытается повторить артикуляцию. Сначала это не очень похоже на звуки, произнесенные мамой, но в дальнейшем у малыша получается все лучше и лучше. Так младенец «настраивает» артикуляционный аппарат на произнесение звуков родного языка.

Интерес к человеческому голосу у ребенка врожденный. Для поддержания и развития этого интереса говорите с малышом четким и выразительным голосом, меняйте его интонацию и высоту.

Начинайте приучать ребенка к тому, что ваше обращение к нему (слова, жесты, мимика) имеют смысл, направленный на то, чтобы вызвать с его стороны определенное поведение. Обращайтесь к нему, когда вы его кормите «Открой ротик!», одеваете «Дай ручку!», даете ему игрушку и т.д.

Приучайтесь говорить  очень внятно, простыми фразами, с выразительной интонацией. Используйте разнообразие интонаций и соответствующих выражений лица. Это может быть и радость, и удивление, и вопрос, и нежность. Необходимо побуждать малыша к эмоциональным проявления, учить удерживать взгляд на лице взрослого, который с ним говорит.

Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви.  

Уделяйте ребенку как можно больше внимания, занимайтесь с ним.

Развивайте у малыша слуховое и зрительное восприятие, посредством пальчиковых игр: «Сорока-белобока», «Пальчики» и.т.д. Игры с погремушкой и колокольчиком.

Используйте игры, стимулирующие речевую и двигательную активность ребенка: «Ладушки», «Топотушки», «Наши ручки, наши ножки».

Пойте малышу песенки, читайте стишки, нараспев произносите потешки, пестушки, протягивая гласные в пестушках «потягууууюшки, порастуууууунюшки». Реплики нужно произносить артистично, подражая разным голосам, с разной интонацией – удивленно, огорченно, сердите, ласково, восхищенно; с разной высотой голоса – то низким голосом, то высоким. Говорите медленно, с паузами.

Пойте малышу колыбельные, которые положительно влияют на речевое развитие ребенка.

Успехов вам в развитии речи вашего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей.

Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде  деятельности....

Игры с детьми раннего возраста, способствующие речевому развитию.

ИГРА - вот самый эффективный способ воспитания и обучения любого маленького ребенка. Игра- веселая и забавная ,занимательная и познавательная - поможет родителям в этом.В  данной статье описаны и...

Профилактика задержки речевого развития. Использование Монтессори - материалов для профилактики задержки речевого развития.

В данной статье рассматривается актуальный вопрос:  задержка речевого развития и способы ее профилактики. Приводится ряд эффективных способов, способствующих развитию слухового внимания, слуховой...

Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками, способствующих речевому развитию.

: статья посвящена применению инновационных технологий в работе с дошкольниками. Представлены технологии, способствующие речевому развитию дошкольников. Раскрыты методы и приемы использования инноваци...