Урок на тему "Андрей Рублев. Троица"
методическая разработка (8 класс) на тему

Понарина Наталья Альбертовна

Методичесая разработка урока по истории Отечества в специалной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Андрей Рублев. Троица.34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Великий иконописец Андрей Рублев «Троица».

Цель: познакомить с биографией и творчеством Андрея Рублева, дать представление о процессе написания икон.

Задачи.

Цели урока:

  •  С помощью  ресурсного круга обеспечить понимание учащимися того, чем является икона в православной традиции, познакомить с иконописцем А.Рублёвым и его творением – иконой «Живоначальная Троица»; показать, что икона всегда пишется языком символов, и каждая деталь на ней имеет особый смысл;
  • Развивать умения самостоятельно работать с учебником, выделять главное, проводить сравнительный анализ; формировать у учащихся умение понимать место и роль духовной и нравственной культуры в своей жизни и в жизни своего Отечества; формировать у обучающихся умение мыслить образами; формировать ключевые компетенции учащихся: ценностно-смысловые (способность понимать окружающий мир – произведение искусства); общекультурные (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры – духовный подвиг А.Рублёва и его икона «ЖивоначальнаяТроица»); коммуникативные (навыки работы в группе, коллективе).
  • Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, вызывать чувство уважения к творцам. Развивать интерес к предмету.

Оборудование.

  • Учебник “История России”, для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией Пузанов Б.П..
  • Кроссворд “Путешественник Афанасий Никитин”.
  • Медиапроектор, презентация в формате PPT.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Рапорт дежурного.
  2. Выполнение здоровьесберегательных упражнений.

2.Проверка домашнего задания. Введение в тему.

- В детстве я читала один рассказ, в котором маленькая девочка хотела очень увидеть чудо. Но ей никак не удавалось. Тогда один очень мудрый человек посоветовал ей посмотреть в окно, только в разное время года и в разное время суток. И чудо свершилось! Девочка поняла, что чудес искать не надо – они рядом с нами: через свое простое окно она увидела каким чудесным образом изменяется природа: один и тот же двор, но как по разному он выглядит зимой, весной, летом, осенью, утром, днём и ночью. Когда девочка выросла, она стала художником и не переставала удивляться всем чудесам, которые она спешила запечатлеть на холсте.

- Какие же чудеса нас окружают ежедневно? Приведите примеры (смена времен года, смена дня и ночи, радуга, северное сияние, снежинки и пр.)

- Как называются  люди, которые изображают природу, портреты, натюрморты и т. п.? ( художниками)

- Давайте разгадаем кроссоврд…1 – художник.

- Но есть люди, которые изображают более высокие духовные вещи. И для их изображение одного вдохновенья и умения держать кисть в руках очень недостаточно. О ком я говорю? Да, об иконописцах.  (2 – иконописец). - - - Назовите имя одного из самых великих иконописцев,  которого мы начали изучать на прошлом уроке (Андрей Рублев) (3 – Андрей)

- Кем был Андрей Рублев? (4-монах)

- Как звали  отца настоятеля монастыря, в котором служил Андрей Рублев? (5 – Сергий Радонежский)

- Найдите в тексте учебника подтверждение того, что мы сейчас сказали…

- Прочитайте слово, которое у нас получилось в кроссворде и мы узнаем , о чем будем говорить на сегодняшнем уроке… (икона)

ИКОНА
 
И трепет в ней, и сила вдохновенья!
Пред ликом сердце в сладостном огне…
Икона – человечьих рук творенье –
Запечатлела дух на полотне.

Нисходят благомощные потоки
Любви бессмертной, созданной творцом,
И молятся о нас его пророки
Со светлым и простым, как жизнь, лицом.

Мы лица эти называем – "лики",
В их кротости – могущества печать.
Они в сердца, как солнечные блики,
Незримо источают благодать.

Бессмертные творения Рублева,
ИКОНЫ Византии золотой…
А рядом – пусть – как ласковое слово,
Спокойный лик пророчицы седой.

Да будет так! И Нового завета
Простые истины вдохнем, как неба синь.
Того и этого соединенье Света
В незыблемости краткого "Аминь"!

3.Изучение  нового материала

Давайте запишем тему урока… Великий иконописец Андрей Рублев «Троица».

- Вам было дано опережающее задание. В словаре найти определение слову «икона». Что такое икона? (Иконой, или образом называют изображение Божией Матери, Спасителя, ангелов или святых) 

- Как и когда появилась первая икона? (Рассказ ученика о появлении Спаса Нерукотворного)

- Давайте представим, что мы с вами приехали в Москву и хотим посетить выставку Произведений Андрея Рублева в Третьяковской галерее.

Сюжетно-ролевая игра «Покупаем билет в Третьяковскую галерею» (учитель продавец, дети должны посчитать сумму и сдачу за билет)

Цена билетов в Третьяковскую галерею в 2018 г.

  • Взрослые - 500 руб.;
  • Студенты РФ - 250 руб.;
  • Пенсионеры РФ и СНГ - 250 руб.;
  • Дети до 18 лет - бесплатно.

В музее вы можете взять в аренду официальный аудиогид на русском языке за 350 рублей или на английском, немецком, французском, итальянском, испанском или китайском языке за 500 руб. Для аренды аудиогида требуется залог в размере 2000 рублей или любой документ, удостоверяющий личность, кроме паспорта.

  • Первое и второе воскресенье месяца - день бесплатного посещения для студентов РФ.

Предположительно Андрей родился около 1360 года. Мы не знаем, как назвали его при рождении; Андрей – это второе монашеское имя. В каком он родился городе, кто были его родители – тоже неизвестно. Одно можно утверждать: они были людьми знатными, ведь фамилии вXIV век носили только люди высших, образованных сословий. Его тихий, скромный, простодушный характер сложился в обычной для Руси христианской семье. С детских лет нежная душа мальчика видела много горя, смерти, но видела она и много добра, милосердия и любви. Всё это оставило неизгладимый след в душе великого художника.

Учащиеся рассказывают об иконах:

Просмотр икон Рублёва (Слайды)

1. Архангел Михаил у Рублёва – светлый ангел-хранитель. Предводитель небесного воинства обращён к Богу. Его нежный лик, лазугно0розовые одежды, золотые крылья кажутся тающими в воздухе.

2. Фреска «Шествие праведный в рай». Её считают одной из вершин творчества. За апостолами Петром и Павлом к вечному суду идут люди. Обернувшись к толпе, Павел решительно взмахивает рукой, указывая путь тем, кто достоин Царствия Небесного.

3.На иконе «Спас» Рублёв изобразил не грозного Судью, а Спасителя, готового понять, простит т утешить.

4. Апостол Павел выглядит более строгим и мощным, краски уже не такие певуче-прозрачные. Многие исследователи считают, что этот образ создан Даниилом чёрным, с которым Андрей работал вместе многие годы и не расставались до самой смерти. Их похоронили рядом в московском Андрониковом монастыре.

Величайшее творение Рублёва – Святая Троица, написанная для церкви Троице - Сергиева монастыря.

Три прекрасных ангела в молчании сидят у стола, их головы слегка склонились друг к другу. Задумчивые взоры как бы продолжают беседу, полную сердечного согласия. Драгоценный отблеск Небесного Царства жил в красках иконы – сине-голубой, золотой, зелёной, фиолетово-розовой. Андрей Рублев не показывает никого, кроме ангелов. На столе нет еды, только чаша с головой тельца – символа будущей жертвы Христа. Центральный ангел благословляет чашу, другие безмолвно признают необходимость искупительной жертвы ради счастья людей. Великий иконописец не обозначает лиц Божественной Троицы. Рублёв создаёт образ неразрывного небесного союза, полного молчаливой кротости и самоотверженности.

- Бог любит Троицу. Объясните, как вы понимаете данное выражение?

(так говорят про число 3, когда предлагается сделать еще одну попытку или какое-то действие после двух неудачных.)

Минутка релаксации: Вам приходилось бывать в храме или церкви? Вы видели иконы? Попробуем воспроизвести свои впечатления. Давайте попытаемся увидеть и услышать образы, звуки и запахи в храме. (На фоне красивой церковной музыки учащимся демонстрируются иконы)

- Ребята, давайте составим план наших действий по изучению новой темы.

План действий.

  1. Узнаем историю написания иконы «Живоначальная Троица».
  2. Познакомимся с правилами иконописного образа.
  3. Узнаем средства, которыми передаётся внешнее выражение сюжета иконы.
  4. Познакомимся со средствами, которыми передаётся внутреннее средоточие иконы.

Основной этап – открытие новых знаний (чтение теста учебника)

В основу иконы «Живоначальная Троица» легла библейская легенда о явлении трёх путников-ангелов старцу Аврааму и его жене Саре. Патриарх Авраам угадал в дивных путниках божества и пышно угостил их.  

Андрей Рублёв не стал передавать все детали библейского предания, он лишь уделил внимание трём фигурам. Это Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух. Ангелы восседают за столом, в центре которого чаша, символизирующая готовность к жертвенному подвигу. Существует такое мнение, что именно икона «Живоначальная Троица» вернее всего даёт ключ к пониманию красоты всей древнерусской иконописи.

- Что же за мир, в который нас погружает созерцание "Троицы"?  Давайте попытаемся разобраться в особенностях иконы.

Сейчас вы все на время станете экспертами в области искусствоведения. Вам необходимо провести исследование и подготовить отчёт о проделанной работе.

Работа экспертов (работа в группах)

1-я группа

Задача: исследовать, что изображено на иконе.

  1. Внимательно рассмотрите икону. Помните: на иконах не бывает ничего лишнего! Образы, предметы и каждая деталь несут большой смысл.
  2. Посмотрите ещё раз на икону. Три ангела держат совет о чём-то исключительно важном. Как вы думаете, о чём они советуются?
  3. Как размещены ангелы: где и на чём они восседают?
  4. В руках ангелов – жезлы.
  5. Трон и жезлы всегда символизировали власть и силу земных царей. А что же они значат на иконе, изображающей ангелов?
  6. Обратите внимание на то, что окружает ангелов.
  7. Что виднеется над головой левого ангела?
  8. Что находится за плечом среднего ангела?
  9. Над правым ангелом сливаются в одно полукружье три горы. Что символизируют окружающие ангелов предметы?
  10.  Проверьте свои предположения по учебнику . Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

2-я группа

Задача: разгадать одну из главных тайн иконы.

  1. Перед вами три ангела? Схожи ли они между собою? Есть ли разница?
  2. Какого цвета крылья у ангелов?
  3. В каком состоянии пребывают ангелы? Можно ли сказать, что они беседуют между собою? На каком уровне  идёт общение между ними?
  4. Что общего в одеянии ангелов? Какой цвет объединяет их одежды?
  5. Что символизирует синий цвет? На что указывает он в одеждах ангелов?
  6. Проверьте свои предположения по учебнику ( с.               ).
  7. Что значит образ Триединого Бога?
  8.  Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

3-я группа

Задача: исследовать различия трех Лиц Святой Троицы.

  1. На иконе изображены три сидящих на тронах ангела. Один из них сидит в центре  престола и чуть выше других. Предположите, кто это: Бог-сын, Бог-Отец или Бог-Святой Дух?
  2. Одежда Вседержителя окрашена в тёмно-вишнёвый цвет. Что символизирует этот цвет?
  3. На кого  устремлён взор  Бога-Отца? Как он смотрит на своего сына?
  4. Какой цвет преобладает в одеянии Бога-сына?
  5. Предположите, куда устремлён взгляд Бога-сына?
  6. Куда устремлён взор ангела - Святого духа?
  7. Какой цвет преобладает в Его одежде ? Что символизирует зелёный цвет?
  8. Проверьте свои предположения по учебнику ( с.            ).
  9. Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

4-я группа

Задача: исследовать, что символизируют предметы, изображённые на заднем плане иконы.

  1.  Что изображено в центре иконы, за спиной у среднего ангела?
  2. Вспомните, если сможете, какие важнейшие события библейской истории сопровождал образ дерева.
  3.  Над головой левого ангела изображён храм. Подумайте, что он символизирует на иконе преподобного Андрея Рублёва?
  4. О чём напоминают три горы над правым ангелом?
  5. На иконах не бывает ничего лишнего! Образы, предметы и каждая деталь несут большой смысл. Что хотел сказать иконописец, разместив вокруг ангелов образы дерева, храма и гор?
  6. Проверьте свои предположения по учебнику ( с.              ).
  7. Подготовьте отчёт об исследовании для других экспертов.

4.Продуктивная обработка информации

Шаг1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Творческие отчёты экспертов.

Шаг 2 – самостоятельная работа в парах с самопроверкой по эталону.

- Соотнесите предметы, изображённые на иконе с тем, что они собой символизируют

/Работа в парах/

Предметы иконы

Значение

Три ангела

Чаша

Нимб

Жезлы

Дом

Дерево

Гора

  1. Знак святости
  2. Признаки царской власти
  3. Жертвенная чаша
  4. Бог-Отец, Бог-Сын, Бог- Святой Дух.
  5. Древо познания добра и зла.
  6. Церковь.
  7. Стремление к горнему, небесному.
  8. Мамврийский дуб.
  9. Творение рук человеческих.

- Какие цвета использует А.Рублёв при написании иконы?

/Красный, пурпурный, синий, зелёный, золотистый, белый/

- Давайте вспомним, что символизируют эти цвета?

Красный – цвет крови.

Синий – небо, небеса.

Зелёный – жизнь, пробуждение.

Золотистый –

Белый – чистота, безгреховность.

Все цвета легкие, свежие, жизнерадостные. Надежда на то, что люди могут жить идеалами Добра, Красоты, Справедливости.

«Икона является для зрения тем, чем является слово для слуха»,  -писал святой Иоанн Дамаскин, живший в YIII веке.

Поистине, через иконы было нам дано явление той благодатной силы, которая некогда спасла Русь, Россию.

- Иконы живут по своим законам, без проникновения в которые нельзя её понять. Какие это законы?

/Символика цвета, особенности композиции/

Кто-то очень точно сказал: Троица Рублева является самым верным доказательством существования Бога». Иконы Рублева ценились исключительно высоко. Его иконы оценивались в 20 «рублев», что потеем временам составляло стоимость деревни с землёй и угодьями. Когда после страшного московского пожара сгорел важный ряд иконостаса, написанный Рублёвым, то об этом горестном событии было записано в летописи, как о государственной потере. К сожалению лишь небольшая часть творений преподобного Андрея сохранилась до наших дней.

В 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси, Андрей Рублев был канонизирован «на основании святости жизни, на основании его подвига иконописания. А. Рублёв канонизирован Русской православной церковью в 1988; церковь отмечает его память 4 (17) июля. 

  1. Итог урока

- Назовите тему урока?

- Что нового вы узнали?

- С чем были знакомы раньше?

- С какими заданиями справились легко?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Пригодятся ли полученные знания на уроке?

- Как оцениваете свою работу на уроке?

  1. Домашнее задание:  Летом отмечают православный  Праздник Святой Троицы. Узнайте у учителей, воспитателей, как отмечали его на Руси. А может быть, где-то его отмечают и сейчас? С помощью Интернета попытайтесь найти информацию о том, празднуют ли в наши дни Троицу?  

Этой иконе поэты посвящали свои строки. Никого она не оставляет равнодушными.

Три Ангела, три странника у дуба
Мамврийского. Какая тишина
От них исходит. Как озарена,
Сияет глубь иконы! Сердцу любы
Они давно. Печалью мягкой светят
Глаза у одного, и нежный лик его задумчив.
Он главой поник.
В Другом – величье. Строг и светел третий.
Пред ними чаша. Посохи свои они поставили.
Пред вещей чашей дух замирает.
Тихи, не случайны сейчас их речи, полные любви.
Они здесь, близко. В мир сошли печали,
Чтоб осенить покровом и спасти, -
Три странника из озаренной дали,
Вкушающие хлеб и соль земли.

(В. Василенко “Троице” А. Рублева)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Андрей Рублев.Жизнь и творчество"

Урок разработан для американской делегации (в рамках программы обмена)с целью информирования зарубежных друзей о культуре России и известных людях. В план урока были включены тест по итории России пре...

МОСТ НАД БЕЗДНОЙ Паолы Волковой - Рублев Троица

http://www.youtube.com/watch?v=6R5YATHA-zE&feature=share&list=PLD45402863DBCA8DE...

А. Рублев «Троица» Идея, композиция. Урок развития речи, 9 класс.

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.            2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли....

Внеклассное мероприятие "История рубля. Как появился рубль" к 700 летию российского рубля

Классный час в 6 классе раширяет кругозор учащихся, способствует расширению знаний учащихся об истории нашего Отечества....

Методическая разработка урока "Финансовая грамотность. Рубль"

Данный урок был разработан и проведен в 5 классе. Цель урока - закрепление навыков умножения чисел, ознакомление с основами финансовой грамотности, денежными расчетами, понятием котировок валют.Предст...

Презентация к уроку по тувинской литературе на тему А. Даржай "Он рубль"

Презентация к уроку по тувинской литературе на тему А. Даржай "Он рубль"...

«Троице-Сергиева лавра - история обители. Трагические страницы истории Троице-Сергиевой лавры»

Цель исследования: изучение  истории создания и развития на протяжении веков одной из наиболее почитаемых святынь православной Руси Свято-Троице-Сергиевой лавры и  её роли в истории Российск...