А. Рублев «Троица» Идея, композиция. Урок развития речи, 9 класс.
методическая разработка (9 класс) по теме

 

Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».

Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.

            2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли.

            3. Донести основную идею произведения мирового шедевра.

            4. Познакомить с особенностями композиции иконы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rublyov.docx23.32 КБ

Предварительный просмотр:

ГКСОУ  ВО  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат  VII вида г. Вязники»

А. Рублев

«Троица»

Идея, композиция.

Урок развития речи,

9 класс. 2011 год

Учитель: Л.В.Малышева


Тема: Идея и композиция иконы А. Рублева «Троица».

Цели: 1. Обогатить словарь новой лексикой.

           2. Совершенствовать умение связанно излагать свои мысли.

 3. Донести основную идею произведения мирового шедевра.

           4. Познакомить с особенностями композиции иконы.

Ход урока.

I. Постановка целей, знакомство с планом изложения нового материала.

1. Иконописец А. Рублев.

2. Смысл названия иконы, история ее создания.

3. Ангелы на иконе Рублева, символика.

4. Композиция и линейный ритм.

5. Колорит иконы.

6. Общечеловеческое значение иконы «Троица».

II. Вступительное слово учителя об А. Рублеве.

Установка: прослушать, выписать непонятные слова.

На рубеже 14 - 15 веков окончательно складывается национальная школа живописи на Руси,  ярким представителем которой был А. Рублев. О его жизни известно немного. Родился в 60 г XIV века (точно дата не установлена) (1360 – 1430 гг). Жизнь его была нелегкой: в 1380 году он ополченцем участвовал в Куликовской битве, семья его вся погибла при нашествии монголо-татарских полчищ, и он уходит в монастырь и становится иноком (монахом). Монастыри в то время становятся центрами образования и искусства. В одном из них Троице-Сергиевом он познакомился с основами живописного искусства. Рублев украсил фресками многие соборы в Москве: Троице-Сергиев монастырь, Благовещенский собор, фрески Спасс-Андроникова  монастыря. Его имя связано и с г. Владимиром, где он фресками украшал Успенский собор (1408 г (Демонстрация фресок)). В старину все иконы писали на досках, выше всего ценились доски кипарисные, а Рублев предпочел местное дерево  липу. Иконы, написанные на липовых досках, оказались долговечнее металла, за 600 лет ни одна не сгнила.

Липовые доски, отстроганные и отглаженные, Рублев сушил в сухом помещении,  до тех пор, пока из них не уходила влага. Доски становились звонкими,  потом на лицевую сторону наклеивалась ткань – поволока, это ткань из рогожи. Сверху поволока покрывалась рыбьим клеем, смешанным с мелом. Такой клей назывался левкас. Получалась белая как снег,  ровная поверхность. Краски Рублев готовил сам. В каменной ступе или морской раковине растирал их каменным пестом. Каждую краску иконописец смешивал со связующим веществом, чтобы она стала чище и приставала к иконе. Таким веществом могло быть сырое яйцо, желчь щуки. Рублевские краски сияют сквозь века, они не тускнеют.

Что интересного узнали? Какие новые слова выписали? (инок, фреска, поволока, левкас).

Мы с вами познакомимся с шедевром не только древне-русского, но и мирового искусства: иконой А. Рублева  «Троица»(1425 – 1427 гг). Написана она в память Сергия Радонежского, основателя Троице – Сергиева монастыре (картина Нестерова «Труды преподобного Сергия Радонежского»).

Какие ассоциации возникают, когда слышим название иконы?(Демонстрация церковного календаря, чтение о празднике «Троица»)

Большая часть молитв содержит слова о пресвятой троице: Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. В христианской религии бог один в трех лицах, то есть мы должны поверить в христианские догмат 1 = 3(«Закон божий» стр 19).

Однажды сарацинские мудрецы спросили  Св. Константина: «Как вы, христиане, единого Бога разделяете на три Бога. У вас есть Отец, Сын и Дух Святой?». На это святой отвечал: «Не злословьте о Пресвятой Троице; Отец, Сын и Дух Святой – три лица, существо же одно. Взгляните на Солнце: в нем три вещи круг, сияние и теплота; также и в Пресвятой Троице – Отец, Сын и Дух Святой. Солнечный круг – подобие отца: ибо, как круг не имел начала и конца, так и Бог безначален и бесконечен: и как от круга солнечного происходит сияние и теплота, так и от Бога Отца рождается Сын и происходит Дух Святой ».

За основу иконы Рублев взял Библейский сюжет из Ветхого Завета: чтобы сохранить между людьми познание и почитание истинного бога, бог избрал для этой цели патриарха Авраама. Он явился старцу в виде трех странников. Авраам радушно принял их, приказав слуге забить быка, а жене испечь хлеб. За трапезой в теки Мамврийского дуба шла беседа, и гости предрекли Аврааму и Сарре, вопреки их возрасту, рождение сына. Уже здесь мы видим воплощение божества в 3 лицах. Библейский сюжет трактовали многие художники, но ангелы  были представлены грозными видениями.

Посмотрите на икону, отличаются и ангелы Рублева от традиционной трактовки? (Ангелы Рублева – это отроки, их лица просветленные, глаза умиротворенные).

Во времена Рублева, когда он писал икону, нашествие Батыя было далеко позади, но действительность была мрачной, полной раздоров, междоусобиц, набегов кочевников. В народе существовало поверье, что в трудное для народа время ангелы небесные спускаются, чтобы помочь людям в борьбе с врагом.

А что самое главное в борьбе с врагом, вспомните «Слово о полгу Игореве», его идею».

Как вы думаете, о чем размышляют ангелы? (о мире, о единении).

Вывод: Ангелы Рублева – воплощение кротости и смирения. Попробуем описать их.

Самостоятельная работа по карточкам. (Подбор эпитетов при описании ангелов).

Образец.

Прекрасны…….. фигуры ангелов, сидящих за трапезой. Склоняясь друг к другу они ведут ……….. беседу. У них…………… лица поэтов или ученых и ………. руки плотников и воинов.

Изображение Троицы исполнено средневекового символизма. Выпишем отдельные символы

1. Вся композиция вписана в восьмиугольник. (Число 8, по средневековым представлениям символизирует вечную жизнь, отсюда крещальная купель имеет восьмигранную форму).

2. Стол, за которым сидят ангелы, символизирует жертвенник, он имеет форму большой чаши.

3.Чаша на столе – смертная чаша.

4. Посохи в руках – грядущее странничество одного из них.

5. Гора в отдалении – возвышение духа.

На первый план выступает не богословское, а чисто человеческое содержание: грусть, навеянная сочувствием к страдающему человечеству, раздумье о судьбах  мира.

Какой предмет привлекает внимание ангелов?

Придумайте обороты со словом чаша: (Дом – полная чаша, испить чашу).

Какой оборот подходит здесь?

Опишите действия ангелов, относительно этой чаши.

Старший ангел указывает на чашу.

Средний ангел крестит чашу (осеняет).

Младший склоняет голову в знак согласия.

Какой рукой производят ангелы действия относительно чаши? (Правой).

Правая рука=десница.

Крестит=осеняет.

Составьте предложения, используя эти слова, включите прямую речь.

Старший ангел десницей указывает на чашу и призывает: «Вынесем все испытания». Средний ангел десницей осеняет чашу и говорит: «Я готов испить эту чашу». Младший ангел как бы выражает согласие: «Я с вами, мои братья».

Что позволяет воспринимать ангелов как единое целое? (Все трое склоняются в знак единения).

Как природа вторит движениям ангелов?

Какая геометрическая фигура преобладает в композиции иконы? (Круг).

Где мы видим эту фигуру? (Ангелы сидят по кругу, нимбы круглые у них ад головами).

Какую основную идею передает иконописец этой фигурой?

У круга нет начала и конца, у бога нет начала и конца во времени и пространстве. Круг помогает осмыслить идею единения, как высшую идею.

Расшифруйте слово единение, о единении между чем и чем говорит иконописец?

Какова же основная идея этого произведения?

Рублев не дает прямого подобия природы, но он извлек мед ее благоуханий, свет красоты и отразил в «Троице» обаяние ее задушевности и тишины.

Посмотрим, каков колорит иконы? Какими оттенками представлена цветовая гамма? Какое время года можно изобразить с помощью этих красок?

Какой цвет преобладает над всеми? (Голубой).

Символом чего может быть голубой цвет? (Цвет неба, озер, рек, это цвет Родины).

Что символизирует зеленый цвет? (Это цвет лесов, лугов, всходов).

Что напоминают крылья ангелов? (снопы хлеба, лучи солнца).

Вывод: Цветовая гамма красок, сияние голубизны  и золота помогают иконописцу передать мечту  о мирной жизни, труде, о человеке гармонического  совершенства.

Вывод: Никто до Рублева не создавал такого чистого сдержанного выражения любви к человеку. Он изобразил те сдвиги, которые характеризуют жизнь людей 15 века, стремившихся к единению.

Обобщение: Что же воспел Рублев в своей иконе? (Единение, любовь, дружбу, сострадание, милосердие). Что помогает ему  донести до зрителя идею единения? (Образцы ангелов, композиция, колорит).

Задание на дом: Написать сочинение: Мои мысли и чувства об иконе А.Рублева «Троица». Чем меня привлекает икона А.Рублева «Троица»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи.Официально-деловой стиль речи.

Урок развития речи в 6 классе. Стили речи. Официально-деловой стиль речи. Материал урока позволяет повторить известные учащимся сведения о стилях речи, формировать умения различать стили речи....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Выступление на методическом объединении. Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов II отделения школы для слабослышащих и позднооглохших детей на уроках развития речи.

Выступление на методическом объединении.Развитие описательно – повествовательной речи учащихся 5-6 классов  II отделения школы для слабослышащих  и позднооглохших детей на уроках разви...


 

Комментарии

Цветовая гамма красок, сияние голубизны и золота помогают иконописцу передать мечту о мирной жизни, труде, о человеке гармонического совершенства.
Вывод: Никто до Рублева не создавал такого чистого сдержанного выражения любви к человеку. Он изобразил те сдвиги, которые характеризуют жизнь людей 15 века, стремившихся к единению.