Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Вардашева Татьяна Николаевна

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспитывает интерес к русскому языку, настойчивость, целеустремленность в достижении успешных результатов в выполнении заданий. Развивает связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формирует коммуникативную культуру, приобщает к компьютерным технологиям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_rechi._5_kl.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

ТЕМА: Р/р Стили речи. Разговорная и книжная речь.

ЦЕЛЬ: 

 Образовательная: познакомить учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявить признаки разговорной и книжной речи; показать особенности языковых средств разговорного стиля речи.

 Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку, настойчивость, целеустремленность в достижении успешных результатов в выполнении заданий.

 Развивающая: развивать связную устную речь, творческое мышление, внимание, память учащихся, умение работать с текстом, воспринимать его на слух; формировать коммуникативную культуру, приобщать к компьютерным технологиям.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки, таблица, интерактивная доска

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на стеблях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющие блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите…

М.Дудин

- Прочитайте стихотворение. Выделите интонационно в каждой строке слово, на которое падает логическое ударение.

- Объясните значение слов зенит, повилика, жито.

- Какой теме посвящено это стихотворение?

- Какие чувства оно вызывает у вас?

- Кто из вас знает, что такое КРАСНАЯ КНИГА?

- Назовите авторов, которые пишут о природе и о «братьях наших меньших»?

  1. Знакомство с новым материалом.
  1. Прочитайте тексты.

- О чём говорится в них – об одном и том же или о разном?

- Как говорится – одинаково или по-разному?

КАРТОЧКА

  1. С самого утра перепадает мелкий дождик, сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием. Небо то всё заволакивается рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищается на мгновение, и тогда из-за раздвинутых туч показывается лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз.
  2. В Москве и Подмосковье сегодня переменная облачность, временами небольшой дождь. Ветер слабый.  Температура днём 15-17 .

  1. Ну и погода сегодня! То дождь, то солнце. Да и не очень тепло.

-- Где может быть использовано каждое высказывание?

-- Можно ли в домашнем разговоре (с мамой, сестрой, бабушкой) использовать 1 или 2 текст, а вместо сводки погоды передать по радио или телевидению 1 или 3 тексты? Почему нельзя?

-- Какова задача каждого высказывания? Каким текстом вы воспользуетесь, если вам надо будет нарисовать картину сентябрьского дня? Сообщить точные сведения о погоде? Поделиться впечатлениями о ней?

ВЫВОД: наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем,  то есть от речевой ситуации.

                                                        С одним человеком ( 1-1 )

            С кем говорим?

Со многими людьми ( 1 – много )

Речевая

ситуация

(Р.С.)

В официальной обстановке ( о/о)

            Где?

     В неофициальной обстановке ( н/о )

общение

            С какой целью?          сообщение

       воздействие

-- В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука   с т и –

л и с т и к а.

  1. --Речь бывает книжная и разговорная. 

Разговорная речь используется в непринуждённых беседах со знакомыми людьми обычно в домашней, неофициальной обстановке (1-1, н/о).

Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах (1-много, о/о).

  1. Прочитайте ещё раз тексты.

- Одного ли они стиля или разных?

- Почему вы так считаете? Укажите, в каких речевых ситуациях может быть использован каждый из них. Речевую ситуацию обозначать кратко.

Запись в тетради:

1 текст: Р.С. ---   1-много, о/о, воздействие  (научный стиль)        

2 текст: Р.С.  ---  1-много, о/о, сообщение  (научный стиль)                                                  3 текст: Р.С. --- 1-1, н/о, общение  (разговорный стиль)

        

4. Упражнение 100, 101 (устно). (См. учебник «Русская речь», 5 класс)

5. Чтение теоретических сведений по учебнику «Русская речь» на стр.58.

  1. Закрепление.
  1. Спишите текст (по выбору). Около него обозначьте речевую ситуацию и укажите: разговорная это речь или книжная.

  1. Футболист ударил по мячу. Ударил, значит, его нога ок..зала определённое воздействие на мяч, и скорость мяча ув..личилась.

 ( Р.С. : 1-много, о/о ,   сообщение  (книжная)  )

  1. Серёжа накатывает мяч на Ваньку, и тот – бац! – неожиданно б..ёт с ходу. Мяч со свистом л..тит в ворота.

 ( Р.С. : 1-1, н/о,   общение  (разговорная) )

       

  1. Упр. 103, 104 (устно).
  2. – Представьте себе, что в воскресенье ваш класс идёт в картинную галерею. Вам нужно:  а) объявить об экскурсии ученикам класса; б) сказать о ней своим родителям. Составьте и запишите два текста (по вариантам). В каком из них вы воспользуетесь разговорной речью и в каком – книжной?
  3. УСТНО!

- Удачны ли высказывания ребят, приведённые в книге Норы Галь «Слово живое и мёртвое»? Какое слово не соответствует ситуации? Почему? Замените его другим, более подходящим.

Бегут двое мальчишек лет по десяти-двенадцати, спешат в кино. На бегу один спрашивает другого: «А билеты я тебе вручил?» И другой, пыхтя, отвечает: «Вручил, вручил».

  1. Домашнее задание.

Р.$13, упр 108(I) или 108(II).

  1. Итог урока. Рефлексия.

- С чем вы сегодня познакомились на уроке?

- Какая наука изучает стили речи?

- На какие стили делится речь?

- Где используется разговорная речь? Книжная речь?

Сообщение оценок за урок.

- Понравился вам урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СТИЛИ РЕЧИ"

В старших классах большое внимание уделяется стилям речи. Данный урок-практикум можно провести как итоговое занятие  по функциональной стилистике. В данном конспекте представлены разнообразные ви...

Конспект урока развития речи 8 класс

Методическая разработка урока по русскому языку 8 класс...

Конспект урока развития речи 7 класс

Конспеут урока развития речи. Сочинение по картине Б.М.Кустодиева "Масленица" с использованием словарных слов....

Конспект урока развития речи по теме «Официально-деловой стиль речи» в 6 классе

Урок знакомит учащихся с особенностями делового стиля и правилом написания справок, объявлений; формировать у учащихся умение сопоставлять тексты разных стилей; воспитывает интерес к русскому язы...

Методическая разработка конспекта урока для учащихся 6 класса на тему "Развитие речи. Типы текстов. Рассуждение, повествование, описание предмета."

В русском языке существуют 3 типа речи: повествование, описание, рассуждение. У каждого типа речи имеется своя характеристика.Учащиеся по окончании урока должны научиться:       ...