УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СТИЛИ РЕЧИ"
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Запольская Юлия Анатольевна

В старших классах большое внимание уделяется стилям речи. Данный урок-практикум можно провести как итоговое занятие  по функциональной стилистике. В данном конспекте представлены разнообразные виды работы. Много времени отводится речевой практике. Предусмотрена и самостоятельная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stili_rechi_urok-praktikum.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК-ПРАКТИКУМ В 10 КЛАССЕ

СТИЛИ РЕЧИ

                                                              Запольская Ю.А.,

                                                              учитель русского языка и

                                                              литературы

                                                              МБОУ «Гимназия   №4»

                                                              Елабужского муниципального

                                                              района

Цель урока: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока:

Образовательные: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.

Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.

Воспитательные: воспитание эстетического отношения к слову, формирование творческих способностей школьников.

 

Тип урока: урок-практикум

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (с текстами)

Ход урока.

     

      1.Оргмомент. Мобилизация внимания школьников. Определение задач урока.

2.Вступительное слово учителя.

На протяжении нескольких уроков мы с вами, ребята, доказывали принадлежность текста к тому или иному стилю, говорили о сфере применения каждого из стилей, о специальных средствах языка, имеющих особую стилистическую  окраску. Сегодня мы выполним ряд заданий по теме «Функциональная стилистика.

Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:

  1. Логично (последовательно и аргументировано), беспристрастно, точно (исключая приблизительность) передаётся информация для сообщения  знаний.
  2. Точно (исключая двусмысленность), официально, по общепринятому стандарту, в виде документа излагается что-либо.
  3. Непринуждённо, без особых забот о литературной правильности речи выражается личное отношение к чему-либо или сообщается что-либо в процессе общения людей.
  4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя (слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с чем-либо.
  5. Опосредованно, через систему художественных образов в отшлифованной форме речевого произведения как вида словесного искусства повествуется о чём-либо для воздействия авторской  поэтической мыслью на читателя.

Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите слова и словосочетания, которые в равной  степени могут быть употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные, официально-деловые, разговорные). Составьте небольшой текст с использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.

  1. Уведомление, дубликат, город, рефлекс, симпозиум, ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка, пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся, синий, сорвиголова, строить, конституция.
  2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на стуле, привести в соответствие, настоящий закон, коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в голове.

Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните таблицу по образцу).

СТИЛЬ

книжный

 разговорный

Стиль художественной литературы

научный

деловой

публицистический

тезисы

протокол

очерк

реплика

повесть

Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма, повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная, сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня, фраза, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор, указ, речь (выступление).

  1. Организация речевой практики.

Обсуждение самостоятельно подготовленных высказываний учеников по анализу текста.

Ребятам  было дано домашнее задание  - подготовить лингвостилистический анализ текста (тексты разные в зависимости от варианта). Приведу в пример один текст и задания к нему.

Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывая их между поленьями и кочергой, трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, всё же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела, и я кочергой яростно добивал их.

                                                                                                 (По М.Булгакову)

-Определите тему текста.

-Определите основную мысль текста.

-Выделите микротемы.

-Определите тип текста.

-Определите стиль текста.

-Укажите используемые стилистические средства.

-Какова особенность употребления глаголов в данном тексте.

Примерный план ответа:

        

Тема текста – решение писателя сжечь свою рукопись.

        Главная мысль – изображение события и состояния человека, уничтожающего свой сокровенный труд. Текст содержит одну микротему.

        Это образец художественного стиля. Слова в переносном значении помогают описать переживания человека, обилие глаголов и глагольных форм  даёт ощущение динамизма, стремительности происходящего: ломая ногти, раздирал тетради; пепел душил пламя; сопротивляясь; мелькали; добивал.

        Данный текст типологически представляет собой повествование с элементами описания состояния человека. Событие показано в хронологической последовательности. Мы наглядно представляем начало, развитие и конец действия: вынул списки романа – раздирал тетради – вкладывал между поленьями  - роман погибал – бумага чернела. Глаголы прошедшего времени, обозначая последовательно сменяющиеся события, помогают развёртыванию повествования.

 ( На уроке можно выслушать несколько человек, а  работы остальных учащихся  проверить потом. Ребята, внимательно слушая ответ своего одноклассника, могут внести свои коррективы, исправить недочёты или ошибки, если таковые имеются, прокомментировать, высказать своё мнение)

4. Самостоятельная письменная работа (можно предложить учащимся тексты различных стилей)

1 вариант.

Доказывать, что грамотность наших школьников сильно понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц, недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще везде,  где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать, что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия, что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.

                                                         Л.Щерба. Безграмотность и её причины

2 вариант.

        У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище – речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но живую речку, если она умирает, как всякий живой организм, сконструировать заново невозможно.

        Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда говорят: «Миссисипи  мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают, что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается около рек. Только-только пробившийся из земли ключик без пользы уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные промышленные центры. А если какой-нибудь город начинает страдать от жажды, если мелеют большие реки, первую  из причин надо искать там, где расположены «капилляры» водной системы, - на малых речках.

                                                                                                  В.Песков. Отечество

Задания

        

Проанализируйте тексты публицистического стиля:

  1. примерами из текстов подтвердите, что они: а) написаны на общественно значимую, злободневную тему; б) адресованы массовому читателю;

      в) призваны воздействовать на рассудок и чувства читателей с целью

      воспитания у них высоких, благородных гражданских чувств;

  1. докажите, что для текстов характерна прямая и открытая оценочность (без обращения к художественным образам), в которой ярко выражена позиция автора, его страстное желание убедить читателя в своей правоте;
  2. найдите языковые средства, создающие общую экспрессивность текста: специальные выразительные средства – эпитеты, сравнения, метафоры, риторические вопросы или восклицания, противопоставления и т.п.; найдите характерные для публицистического стиля слова и словосочетания, обозначающие обобщённые и общественно-значимые понятия – политики, морали, нравственности, культуры, социальных чувств и т.п.

Урок завершается самостоятельной письменной работой учащихся, в которой они продемонстрируют свои знания и умения по данной теме.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 10 классе по теме "Стили речи"

Данный материал представляет собой разработку  урока, презентацию и текст для индивидуальной работы учащихся  по русскому языку в 10 классе по УМК Бабайцевой (социально гуманитарный профиль)...

Подготовка и контрольная работа по русскому языку в 8 классе на тему "Стили речи"

В учебнике по русскому языку для 8 класса С.И. Львовой и В.В. Львова подробнейшим образом дан материал по стилистике. После изучения этого материала необходимо провести урок закрепления и урок контрол...

Конспект урока-практикума в 7 классе на тему: «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».

Коспект урока по русскому языку для учащихся 7 класса в нетрадиционной форме....

Разработка урока в 10 классе на тему "Стили речи" по сингапурской методике.

Урок предназначен для учащихся 10 класса по теме "Стили речи" с применением современных инновационных технологий по сингапурской методике....

Конспект урока развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Урок знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывае особенности языковых средств разговорного стиля речи. восспит...

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...

Урок в 7 классе по теме "Стили речи. Публицистический стиль"

Повторение изученного о стилях речи, дать представление о публицистическом стиле, сформировать умение определять текст публицистического стиля, его признаки....