Стереотипные игры для детей с аутизмом
методическая разработка по теме

Материалы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_vospit.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Стереотипные игры для детей с аутизмом

Цели:

  1. Повышение профессионального уровня;
  2. Изучение методической литературы по теме самообразования;
  3. Внедрение технологии или методики в практику;
  4. Разработка конспектов или вариантов планирования;
  5. Обобщение и систематизация знаний по теме самообразования.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещения МО;
  2. Разработать перспективный план работы с детьми;
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

Предполагаемый результат:

Одна из главных задач педагога – помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации и поэтому коррекционная работа с таким ребенком имеет два основных направления:

  1. Преодоление аффективной патологии. Установление контакта с аутичным ребенком.
  2. Формирование целенаправленной деятельности. Усиление психологической активности аутичных детей.

На первом этапе необходимо предоставить ребенку возможность самостоятельно обследовать помещение комнаты для занятий. Убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки и предметы. Насколько это возможно, звукоизолировать комнату. Строго дозировать аффективные контакты с ребенком, т.к. может наступить пресыщение – когда даже приятная ситуация становится для ребенка дискомфортной и может разрушить уже достигнутое. Общение с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа.

На втором этапе аутичному ребенку необходима постоянная поддержка взрослого, его побуждение и ободрение, чтобы перейти к более активным и сложным отношениям с миром. Решение этой задачи требует от педагога умения чувствовать настроение ребенка, понимание его поведения и использовать это в коррекционной работе основных психологических процессов. Необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, чему будет способствовать использование с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.

Разработав единый подход, сочетающий в себе требуемые лекарства и работу педагога, можно достичь более сильного результата. Комплексный подход поможет облегчить привыкание ребенка к образовательному учреждению. Постоянно общаясь с детьми, педагог сможет применять методы с учетом всех тонкостей общения с аутичными обучающимися. Педагог проконтролирует и получение необходимого уровня образования и вовлечет ребенка с помощью занятий.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы:

В процессе работы используются приемы, содержание которых отвечает целям и задачам темы самообразования. Полифункциональные упражнения, с одной стороны, дающие возможность решать несколько задач, а с другой – позволяющие оказывать на разных детей различное воздействие.

Стереотипная игра

В стереотипных играх аутичных детей есть повторяющиеся действия, манипуляции с предметами, но отсутствует видимый сюжет. Для аутичного ребенка стереотипная игра – это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Он может часами манипулировать предметами, совершая странные действия. Главные особенности таких стереотипных игр следующие:

  1. цель и логика игры, смысл производимых действий часто непонятны для окружающих;
  2. в этой игре подразумевается единственный участник – сам ребенок;
  3. повторяемость, т.е. ребенок раз за разом совершает один и тот же набор действий;
  4. неизменность, т.е. раз установившись, игра остается одинаковой на протяжении длительного времени;
  5. длительность, т.е. ребенок, может играть в такую игру годами.

Наличие комфорта и переживание удовольствия ложатся в основу использования стереотипной игры как основы взаимодействия с ребенком. На начальном этапе коррекционной работы с аутичным ребенком взрослого не должно быть «слишком много». Поначалу взрослый лишь наблюдает, затем осторожно подключается к играм ребенка. Торопить действия не надо. Когда ребенок привыкнет к присутствию взрослого, можно попробовать организовать взаимодействие с ним внутри стереотипной игры. Начать нужно с того, что в нужный момент подать ребенку нужную деталь, чем обратить его внимание на присутствие взрослого.

Каждое занятие состоит из нескольких последовательных частей.

1 часть. Вводная. Организационный момент, настраивающий на работу. Игры и упражнения на развитие произвольности психических процессов (приветствие, игра с массажным мячиком, развитие приемов массажа и самомассажа) – 2-3 мин; дыхательные упражнения – 2-3 мин;

2 часть. Основная. Выполнение основных заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных процессов (или эмоционально-волевой сферы) у школьников, крупной и мелкой моторики, двигательной координации. В основную часть обязательно включаются релаксационные  упражнения, способствующие снятию мышечного напряжения, усталости и активизирующие мыслительную деятельность, упражнения для развития мелкой моторики рук и развивающие игры и упражнения.

3 часть. Заключительная. Упражнения и задания на развитие самоконтроля и адекватной самооценки. Рефлексия занятия, подведение итогов работы.

Приложение

ИГРА С ШАРИКАМИ «СУХОГО БАССЕЙНА»

Во время занятия ребенок может вдруг подбежать к сухому бассейну с шариками и начать раскидывать шарики. При этом с явным удовольствием вслушивается в раздавшийся грохот. В этом случае следует организовать игру.

САЛЮТ

Подбрасываем вместе с ребенком шарики, бусины. Затем собираем вместе их в бассейн.

ИГРЫ С МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ

Детям нравится наблюдать за кружением мыльных пузырей, с криками восторга они носятся по комнате, пока их не поймают, и тут же просят повторения. Но сами выдуть пузыри часто отказываются, – это требует сноровки и определенного уровня развития дыхания. Поэтому следует предварительно подготовить ребенка к игре с мыльными пузырями. Для этого нужно научить его сильно дуть направлять струю воздуха в нужном направлении. Предлагаются следующие игры:

«Снег пошел» - дуть на кусочек ватки в воздухе, чтобы она не упала.

«Плыви, кораблик» - дуть на маленький легкий кораблик на воде.

«Вертушка» - дуть игрушку-вертушку.

«Катись, шарик!» - дуть на маленький шарик (например, для пинг-понга), можно дуть через трубочку.

«Солнечный зайчик»
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. (Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.

Игра «Ручки»

Ребенок располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки педагога по руке ребенка.

Смешивание красок

Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого сливаем воду разных цветов в один стакан, либо растворяем в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Из желтого и красного цветов получается оранжевый цвет, из синего и желтого – зеленый, а из красного и синего – фиолетовый. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол кладем клеенку. Увлажняем плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и кладем на клеенку, пригладив влажной губкой. Окунаем кисточку в одну из красок и осторожно проводим по бумаге. Продолжаем работу с другими красками. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски. Вода смешивается с красками, и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Эксперимент проводим вместе с ребенком

Игра «Поводырь»

Упражнение выполняется в парах. Сначала ведущий (педагог) водит ведомого (ребенка) с повязкой на глазах, обходя всевозможные препятствия. Затем они меняются ролями.

«Покажи нос»

Цель: помочь детям ощутить и осознать свое тело. 
Содержание: 
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Вы смотрите, не зевайте
И за мной все повторяйте,
Что я вам сейчас скажу
И при этом покажу.
Взрослый, называя части своего тела, показывает их на себе, кладет на них руку. Дети повторяют за ним движения, показывая на себе названные части тела. Затем взрослый начинает «путать» детей: называть одну часть тела, а показывать другую. Дети должны заметить это и не повторить неверные движения.

Пластилиновые картинки

При создании пластилиновых картинок используются методы надавливания и размазывания. Таким простым способом можно делать самые разнообразные «картины» из пластилина: при размазывании по картону зеленого пластилина – получаем «травку», из красного – сделать «ягодки». Таким же способом в синем пруду поплывут «золотые рыбки», а на голубом картоне появится желтое пластилиновое «солнышко» с лучиками.

Игры с крупами

Приготовим крупы: гречку, горох, манную крупу, фасоль, рис.

Прячем ручки

Насыпать гречневую крупу в глубокую миску, опустить в нее руки и пошевелить пальцами, ощущая ее структуру. Выражая удовольствие улыбкой и словами, предлагаем ребенку присоединиться: «Где мои ручки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками – так приятно! А теперь потри ладошки друг о друга, немножко колется, да?». Прячем мелкие игрушки, зарывая их в крупу, а затем ищем.

Пересыпаем крупу

Пересыпаем крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую. Также пересыпаем крупу в руках, обращая внимание на извлекаемый при этом звук.

Игра «Покормим птичек»

Педагог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» собираются в круг и вместе « клюют зернышки», стуча пальцами по полу.

«Рисование: горизонтальные линии»

Задача: нарисовать три горизонтальные линии, соединяющие набор точек. Материал: бумага, цветной карандаш, маркер. Процедура: используя маркер, подготовьте несколько рабочих листов, нарисовав 5—6 точек. Возьмите руку ребенка и дайте ему цветной карандаш. Помогите поставить карандаш на точку слева и проведите его рукой линию до правой точки. Повторите это много раз. Уменьшайте ваш контроль, когда вы почувствуете, что ребенок двигает карандашом сам. Награждайте ребенка после каждого законченного листа. Когда ребенок научится рисовать достаточно прямую линию между двумя точками, постепенно увеличивайте расстояние между точками и делайте их более светлыми.

«Симметричные рисунки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. Содержание: Предлагается по образцу нарисовать предмет вместе со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый — слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме.

«Собираем головоломки»

Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игры-шнуровки

Игры-шнуровки - это очень полезные развивающие игры для детей. Дети разных возрастов с увлечением просовывают шнурки в дырочки, завязывают узелки, а те, что помладше их просто «запутывают» и «распутывают», прикрепляют одну деталь к другой и делают это с большим удовольствием. Игры-шнуровки помогают также приобрести полезные навыки, они способствуют развитию концентрации внимания, логического мышления, фантазии, памяти, мелкой моторики. С помощью шнуровок можно эффективно готовить руку ребенка к письму.

Игры с песком

Развивающие игры с песком: 8 направлений 1. Развитие мелкой моторики. Песок помогает развитию моторики. Его можно сжимать, прихлопывать, тромбовать. Можно тыкать пальцами, защипывать — для развития указательных пальчиков и щипкового захвата. Эти упражнения тренируют захват и учат пользоваться инструментами (вместо совочка можно для разнообразия брать разные ложки, лопатки и т.д.). Разровняйте поверхность песка и дайте малышу формочки или небольшую чашку. Можно просто нажимать на перевернутые формочки, чтобы получать отпечатки. Так будут развиваться мышцы пальчиков и рук. 2. Сенсорное восприятие. Песок — идеальный сенсорный материал для детей, которым необходимы новые тактильные ощущения. Дети любят все трогать, поэтому с удовольствием играют с песком, мнут его, пропускают сквозь пальцы. Бывает, что ребенка не оторвать от лотка/песочницы. Подобные занятия успокаивают и положительно влияют на умение сосредотачиваться. 3. Рисование и подготовка руки к письму. Дети могут рисовать пальцами или небольшими «приспособлениями» (счетными палочками, зубочистками, палочками от мороженого, неподточенным карандашом). Пусть рисуют черточки, каракули, геометрические фигуры, повторяют написание букв по вашему примеру. Это даст им дополнительные сенсорные навыки и поможет приобрести опыт письма даже без письменных принадлежностей. 4. Развитие творческого мышления. Песок — материал, «открытый» для фантазии (то есть нет определенного и единственного способа, как с ним можно играть). Песок развивает в детях творческие способности. У ребенка формируется определенный опыт, он открывает для себя новые и новые цепочки «идея — воплощение, деятельность, двигательная активность — результат». При работе с «открытым материалом» ребенок сначала думает, как именно использовать эту «субстанцию». Потом идет процесс обдумывания плана действий. Ну и самое приятное — получение результата. Песок полезен для занятий с детьми-аутистами. Предоставив в распоряжение малыша лоток с песком и несколько «инструментов» (формочки, совочки, палочки) и задумчиво спросив «Хм, что мы можем с этим сделать?», вы запустите мыслительный процесс. 5. Ролевые игры Примерка определенной роли, воспроизведение характерных для нее действий связаны с творческим мышлением. Например, посудка для игры в кухню или фигурки животных — и фантазии уже есть, где разгуляться! Ролевые игры с песком. Начните с простого: покормите животных, устройте для них ванну; испеките красивый песочный пирог. 6. Развитие речи. Знаете ли вы, что сенсорные занятия с таким материалом, как песок, могут реально помочь детям развить речь и улучшить языковые навыки? Это не просто игра в куличики, это взаимодействие между ребенком и «партнером по общению» (да-да!). Простые, но очень важные правила: не торопитесь и будьте рядом. Подстройтесь под ребенка, найдите зрительный контакт. 7. Тренировка внимания Развитие ручек (моторики пальчиков, силы нажатия) напрямую влияет на развитие мозга. Мозг готов к учебе! 8. Спокойствие и расслабление

ИГРЫ С ВАТОЙ

Вата – очень нежный и приятный на ощупь материал. Следует использовать вату для игры в больницу или в сенсорных играх. Вата может оказывать на ребенка терапевтическое воздействие.

Снег идет

Ощипывать вместе с ребенком небольшие кусочки ваты, подбрасывать вверх со словами: «Снег идет!». Наблюдая за падением «снега», дуем на него, чтобы подольше не падал.

Снежинки

Из небольших кусков ваты лепим «снежки» (формируем руками комок) и со словами: «Давай играть в снежки!» - бросаем друг в друга.

Сугробы

Ребенок зарывается в большие комки ваты, а взрослый помогает ему «спрятаться в сугробе». Можно вместе с ребенком прятать в «сугробе» и любимую игрушку.

Игры со звуками

Окружающий мир наполняют разнообразные звуки. Обратим на них внимание ребенка – прислушиваемся вместе с ним к скрипу двери, стуку ложечки о стенки чашки, когда размешиваете чай, к звону бокалов, скрипу тормозов, стуку колес поезда и т.д.

Игры с ритмами

Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития аутичного ребенка. Использование интереса ребенка к ритму и мелодии способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. В играх с ритмами используются следующие приемы:

– хлопки в ладоши;

– топанье ножками;

– прыжки в определенном ритме;

– танцы;

– проговаривание текстов стихотворений;

– пение детских песенок.

Использование стихотворений, потешек, песенок в работе с аутичным ребенком предполагает:

– Сопровождение текста движениями;

– Воспроизведение сюжета с помощью игрушек;

– Показывание сюжетных картинок (в дальнейшем такая картинка будет «запускать» пропевание ребенком песенки).

При этом следует исходить из принципов простоты (движения не должны быть сложными) и доступности сюжета для детского восприятия. Кроме этого, стишок или песенка должны обязательно понравиться ребенку. Вводите стишки и песенки постепенно, давая ребенку возможность выбрать те, что ему больше нравятся.

Сначала взрослый самостоятельно читает стихотворение или поет песенку, сопровождая их движениями. Когда ребенок запомнит текст, педагог, останавливаясь во время проговаривания или пения, дает ребенку возможность договорить или допеть последнее слово в строке, а, возможно, и целую строку. При этом педагог побуждает ребенка повторить выразительное движение, сопровождающее пение или проговаривание. Эта же работа продолжается мамой. Если делать это довольно долго, наступит момент, когда ребенок станет петь и проговаривать стишки самостоятельно, по собственному желанию.

Уточнения смыслового содержания используемых текстов можно достичь, показывая действия, используя картинки, игрушки, проигрывая сюжеты.

Игра «Погладь зайку»

Педагог, вместе с ребенком, подбирает ласковые и нежные слова для игрушки «Зайки», при этом ребенок ее гладит, может взять на руки, прижаться к ней.

«Плетение коврика»

Задача: понять движения «над» и «под» и передвигать бумагу соответственно. Работать, пока задача не будет выполнена. Материал: бумага (двух или более цветов). Процедура: разрезать бумагу на полоски. Один лист целиком используйте как основу. Полоски основного цвета крепятся к верхушке основного листа. Возьмите полоску другого цвета и проплетите ее через основу справа налево. Когда вы демонстрируете, говорите: «над», «под». Затем дать ребенку следующую полоску и помогите ему продвигать ее «над» и «под» основой. Необходимо показать ребенку, что он должен продевать полоску «над» или «под» в зависимости от позиции предыдущей полоски. После того как полоски распределены правильно, закрепите их кусочком скотча. Когда коврик будет закончен, похвалите ребенка и дайте ему ножницы, чтобы отрезать концы.

Таблица Равенна

Ход занятия: ребенку предлагается залатать коврик. По мере выполнения задания все больше усложняются.

Графический диктант
Ход занятия: под диктовку педагога идет ориентировка ребенка на бумаге.

Продолжи ряд
Ход занятия: на основе заданных фигур провести анализ, найти закономерность и следовать ей при продолжении данного ряда.

Запомни слова

Ход занятия: ребенку поочередно предлагается несколько картинок, которые он по памяти проговаривает или воспроизводит в тетради.

Игра «Снежный ком»

Ход занятия: постепенное формирование последовательности слов, каждый следующий участник воспроизводит предыдущие слова с сохранением заданной последовательности, добавив к ним свое слово.

Игра «Найди отличия»

Ход занятия: ребенку предлагается две картинки, отличающиеся некоторыми деталями. Необходимо найти все различающиеся детали.

Игра «Строим домик для друзей»

Ход игры: Педагог говорит, что у него есть два друга: игрушечный кот Мурзик и собака Шарик. Они очень добрые и веселые, но у них одна беда - нет дома. Давай поможем им построить дом, мама будет строить домик для Мурзика, а ты для Шарика. После этого предлагаются кубики и задание, кто быстрее из них построит дом.

Игра «Самый ловкий»

Ход игры: Педагог предлагает по очереди бросать мяч в корзину, считая у кого больше всех попаданий. Далее ребенок и педагог кидают мяч, по окончании игры называется самый ловкий. Можно предложить другие варианты подвижных игр, главное, чтобы ребенок в этих играх понимал, что в его силах добиться положительных результатов.