Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР
методическая разработка на тему


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия)

В ходе констатирующего эксперимента у детей с фонетическим нарушением речи был выявлен недостаточный уровень развития фонематического восприятия, что отрицательно влияет на формирование всей фонетической системы языка и формировании умения ориентироваться в звуковой и слоговой структуре слов. Для детей данной группы также характерно неустойчивость внимания, отвлекаемость; они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют любые задания, связанные с активной речевой деятельностью.

Учитывая данные обследования, мы составили методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия и звукопроизношения. Основные направления которых заключаются в:

  1. Развитие артикуляционной моторики;
  2. Формирование произносительных навыков;
  3. Развитие фонематического восприятия;
  4. Развитие звукового анализа и синтеза.

Необходимо отметить, что при первичном нарушении фонематического восприятия, работа начинается с развития восприятия неречевых звуков с картинками, игрушками и их действиями; при вторичном нарушении фонематического восприятия работа начинается с развития дифференциации слов близких по звучанию, дифференциации фонем, формирование фонематических представлений; при фонетических дефектах речи работа начинается с формирования произношения, которое состоит в выработке слухопроизносительных навыков и умений в области фонетической и просодической системы языка.

Все содержание коррекционно-логопедической работы должно строиться в соответствии с принципами логопедии. Располагая данными обследования фонематических представлений детей, необходимо соблюдение следующих педагогических принципов.

Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития звукопроизношения и фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.

Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. Основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений.

Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.

Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.

Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.

При составлении методического материала мы использовали рекомендации, отдельные приемы и методы, описанные в работах Т.А Ткаченко, Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, В.И. Селивестрова, Е.Н. Российской.

В основу коррекционно-развивающей работы положен комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития — фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе — задачу развития связной речи. Названные задачи решаются концентрически, за счет усложнения и различной сочетаемости упражнений. В то же время на каждом этапе работы выделяются основные цели: формирование нормативного звукопроизношения, просодических средств, устранение фонематического недоразвития и подготовка к звуковому анализу речи.

Параллельно с коррекционной работой по развитию артикуляции у детей совершенствуют фонематические процессы. На подготовительном этапе используют упражнения, способствующие развитию речевого слуха, активизации внимания детей к речи окружающих и собственной речи. На этапе постановки звуков и их автоматизации идет работа по формированию правильных фонематических представлений. Наряду с артикуляционными характеристиками звука уточняются его акустические признаки (длительность звучания, высота, наличие вибрации и т.п.).

На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову): 1. прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный); 2. прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции - фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); фонематические представления; 3. прием связи звука и буквы.

С самого начала обучения необходимо опираться на осознанный анализ и синтез звукового состава слова. Так как умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста

В статье  описаны особенности формирования фонематического восприятия у детей дошкольного возраста...

педагогический опыт "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Раскрыта значимость своевременного развития фонематического восприятия у детей с ОНР. Представлен план работы по развитию фонематического восприятия у детей данной категории;подобран  практически...

Методические рекомендации по развитию физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольного и младшего школьного возрата

Методические рекомендации по развитию физиологического и фонационного дыхания у детей дошкольного и младшего школьного возрата...

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Коррекция нарушений фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.

Теория и практика дефектологической  работы убедительно доказывают, что развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы ребенка с особыми возможностям...

Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы компенсирующего вида для детей с ОНР

Многолетний опыт работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи подсказывает, что фонематического восприятие необходимо формировать последовательно, поэтапно.У детей с общим недоразвитием речи при ...