Постановка звуков Т - Д при замене на заднеязычные К - Г
план-конспект по теме
Последнее время, отмечают специалисты,появился новый вид нарушения звукопроизоншения у детей дошкольного и младшего школьного возраста - нарушение произношения звуков Т, Д. Эти звуки раннего онтогенеза, как правило детьми заменяются на заднеязычные К, Г. В практике использовала приемы описанные раннее другими специалистами, но хороший положиетльный результата дал прием раннее мне не встречавшийся. Предлагаю приемы постановки звуков Т, Д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Постановка звуков Т - Д при замене на заднеязычные К - Г | 29.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Постановка звуков Т - Д при замене на заднеязычные К Г
Наша речь состоит из звуков. Правильно произносить звуки родного языка ребенок должен научиться еще до школы. В дошкольном возрасте наблюдается неправильное произношение ребенком звуков. Это вполне закономерное явление. Для трех-четырехлетних детей характерна общая несформированность языка. Если быть невнимательными к звукопроизношению ребенка, то такие замены, искажения звуков могут оставаться надолго.
Для успешного обучения ребенку необходимо внятное и четкое звукопроизношение. Однако большое число первоклассников приходит в школу с нарушенным или искаженным звукопроизношением.
Специалисты отмечают, что последнее время появился новый вид дислалии - неправильное произношение звуков Т - Д. Эти переднеязычные звуки в онтогенезе появляются в возрасте 3 - 4 лет.
При произнесении этих звуков дети совершают типичные ошибки:
- Замена звуков переднеязычных «Т – Д» на соответствующие заднеязычные «К – Г», например, "фук(т)болка", "шк(т)аны".
- Смешение согласных переднеязычных «Т – Д» с заднеязычными «К – Г»: клетка - клекта; стакан - скатан.
- Звук «Т» может смягчаться «П» или «К», например: пьичка - птичка; кьёчка, пьёчка вместо точка.
Причины неправильного звукопроизношения:
- Недостаточная сформированность артикуляционного аппарата.
- Нарушение мышечного тонуса артикуляционной мускулатуры.
- Недоразвитость слухового восприятия (трудности в дифференциации звуков).
Артикуляционный уклад звука Т.
Звук Т – переднеязычный, согласный, твердый, глухой.
Звук Д – переднеязычный, согласный, твердый, звонкий.
- Губы в нейтральном положении принимают позицию следующего гласного звука,
- Расстояние между зубами 5 мм.
- Кончик языка при произнесении с гласными звуками А, О, У, Ы упирается в верхние зубы или альвеолы, образует смычку.
- Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воздушная струя толчкообразная
Особенности постановки звука Т - Д
Классическими приемами логопедической работы являются подготовительный этап и постановка звука.
1.Подготовительный этап
Артикуляционная гимнастика.
Подготовить к ней речевой аппарат поможет логопедический массаж.
- "Широкая улыбка" – зубы соединить, широко растянуть губы и держать такое положение до 7 сек
- "Непослушный Язычок" – произнести пя-пя-пя, постучав верхней губой по языку, постепенно проводя дифференциацию (различение) звуков П- Т.
- "Блинчик" – расслабить язык, сделав его широким, расположить на расслабленной нижней губе.
- "Качелька" - поднимаем язычок только к верхней губе. Увеличиваем подьем язычка.
- "Дедушкины усы"- удерживаем ватную палочку языком на (над) верхней губой.
- "Парус" - язык узкий упирается в верхние зубы - мачта, парус поднять - язык широкий. Чередование узкого и широкого языка.
Упражнение на формирование правильного направленного выдоха
- Задуй свечу – ребенок должен сложить губы трубочкой и резко дунуть на пламя свечи и погасить его.
- Загоним мячик в ворота. Ребенок делает из кирпичиков ворота, ставит их перед собой, скатывает из ваты шарик и, улыбаясь, сильно дует на шарик, пытаясь попасть в ворота.
- "Снежинка" - ватка кладется над верхней губой, язычок накрывает верхнюю губу - вдох и выдох на ватку.
Дыхательное упражнение "Снежинка", упражнения для языка "Дедушкины усы", "Качелька", "Парус" достаточно эффективны в случаи, если у ребенка повышенный мышечный тонус языка, и он не может его удержать около зубов при выдохе.
2. Постановка звука Т.
- Демонстрация правильного положения губ и язычка, показывая
различения при произношении, например, Т (кончик язычка) и К (хвостик язычка): «Торт едят», «Капли капают».
- Постановка по подражанию: взрослый показывает положение язычка и предлагает повторять сначала слоги, а потом слова.
- Межзубной. Логопед просит ребенка улыбнуться, закусить кончик языка зубами, и сильно, резко вытолкнуть воздух вперед. При этом можно контролировать выдох рукой или дуть на ватный шарик.
- Постановка Т от звука П. Ребенок повторяет па-па-па, расположив широкий кончик языка на нижней губе, затем, широко улыбаясь, произносит П, получается Т.
- Постановка от Ц. Предлагаю этот прием от обратного: звук Ц "прячет" за собой два звука - с-т.
"Кошка мышку ловит" - предлагаем ребенку имитировать пальцами рук движение кошачьих коготков, напрягая пальчики и проговаривая: цап, цап, цап.
Затем слог сокращаем - ца, ца, ца.
И вот мы около норки - произносим Ц, Ц, Ц все тише и тише. Здесь нужно попросить ребенка оставить только удар язычком в зубки - звук Т, звук С не произносить.
- При постановке Д идет идентичная работа, лишь при выдыхании добавляется голос.
Автоматизация звуков Т Д
Звук поставлен. Начало нового этапа: автоматизация. Вся работа по автоматизации и дифференциации изучаемого звука заключается в выработке навыков узнавания и правильного произнесения звука в слогах, словах и предложениях. Важно добиться свободного произнесения, при этом, не забывая об артикуляционной гимнастике.
Правильный подбор артикуляционной и дыхательной гимнастики, упражнений, словесного материала поможет получить хороших результатов в становлении грамотной красивой речи ребенка.
Это долгий, трудоемкий процесс, требующий терпения и упорных тренировок. При систематической и регулярной работе над звуками Т и Д удается добиться положительного результатов, т.е. поставить звуки, автоматизировать их и ввести в речь ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука [Л] и постановка звука [Р]
Автматизация звука [Л] в стихотворениях и подготовка артикуляционного аппарата к постновке звука [Р]...
Статья «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»
1. Понятие о дизартрии, её патологические особенности.2. Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией.3. Специфика нарушений в произношении звуков раннего онтогенеза у детей с дизартри...
Индивидуальное корреционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".
Индивидуальное коррекционно-образовательное занятие на тему: "Дифференциация звуков [Ш], [Ж]. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков [Р], [РЬ]".Данное занятие разработано д...
Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)
Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент ...
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка «Колобок».
Индивидуальное занятие по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.Тема: Автоматизация звука «к». Постановка звука «л». Сказка...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...
Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «н» Дифференциация звуков «с-з» Постановка звука «х» Текст «День рождения»
Открытое индивидуальное занятиепо развитию слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «н»Дифференциация звуков «с-з»Постановка звука «х&raqu...