Использование моделей артикуляции звуков в логопедической практике (постановка звуков)
презентация к уроку

Киселёва Надежда Васильевна

Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели.

Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Работа с моделями  артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ispolzovanie_modeley.ppt2.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 11

Применение моделирования в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяет: Улучшить качество обучения и воспитания Обеспечивает наглядную основу изучаемого Способствует развитию фонематического слуха мыслительных операций и более прочного запоминания материала

Слайд 12

Схема постановки звуков Формы нарушения звукопроизношения Звук отсутствует Звук заменяется Звук искажается Модель артикуляции отсутствующего звука Модель отсутствует Модель артикуляции заменяемого звука Модель артикуляции замены Упражнения с опорой на модели в слуховой дифференциации заменяемых звуков Модель артикуляции заменяемого звука

Слайд 13

Модели артикуляции звуков Ребенок, не различив на слух какой-либо звук, может воспользоваться зрительной подсказкой в виде модели. Модели артикуляции звуков воссоздают образ положения органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звуков. Работа с моделями артикуляции звуков предполагает тщательное предварительное изучение ребенком строения органов артикуляционного аппарата.

Слайд 14

Применение моделей артикуляции при исправлении нарушений произношения в группе шипящих звуков [ш], [ж], [щ'] и [ч']

Слайд 15

Свистящий парасигматизм Губы. При произнесении звука [с] губы в улыбке - на модели , а при произнесении звука [ш] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [с] кончик языка у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ш] язык поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх. Звуки [с] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.

Слайд 16

Губно-зубной парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [ф] нижняя губа приближена к краям верхних резцов - на модели фигура, напоминающая дугу. Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [ф] кончик языка у нижних резцов, но оттянут назад - на модели ниже фигуры. Звуки [ф] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.

Слайд 17

Призубный парасигматизм Губы. При произнесении звука [ш] губы округлены - на модели , а при произнесении звука [т] губы принимают нейтральное положение - на модели . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы - в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [т] кончик языка у верхних резцов - на модели над Звуки [т] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.

Слайд 18

Шипящий парасигматизм Губы. При произнесении звуков [ш] и [щ'] губы округлены, на моделях . Язык. При произнесении звука [ш] кончик языка поднят за альвеолы, в верху , направление показывает движение языка вверх, а при произнесении звука [щ'] кончик языка ниже, у альвеол, на модели ниже, направление показывает движение языка вверх. Звуки [щ'] и [ш] глухие - на моделях нет , твердые.

Слайд 19

Постановка звука [ж] На модели показано, что звуки [ж] и [ш] похожи по положению языка, губ, но при произнесении звука [ж] включен голос, обозначенный на модели .

Слайд 20

Замена звука [ж] на звук [з] Губы. При произнесении звука [з] губы в улыбке, на модели , а при произнесении звука [ж] губы округлены - на модели . Язык. При произнесении звука [з] кончик языка находится у нижних резцов - под , а при произнесении звука [ж] язык поднят за альвеолы - на модели движение вверх. Звуки [з] и [ж] звонкие, на моделях

Слайд 21

Постановка звука [щ'] означает, что при произнесении звука [щ'] губы округлены, вверх - язык поднят вверх, но ниже, чем при произнесении звука [ш] Постановка звука [ч'] Звук [ч'] относится к группе аффрикат, т.е. он возникает в результате быстрого соединения смычно-взрывного звука [т'] с последующим щелевым звуком [щ']. На модели означает, что губы выдвинуты вперед, округлены. В первый момент кончик языка производит смычку с верхними резцами - в низу . В следующий момент кончик языка поднимается к небу, показывает движение языка вверх, а следующее положение кончика языка.

Слайд 22

Замена звука [щ'] на звук [ч'] Губы. При произнесении этих звуков губы округлены, слегка выдвинуты вперед - на моделях . Язык. При произнесении звука [щ'] кончик языка поднят к альвеолам - на модели в середине , а показывает движение языка вверх. Звук [ч'] сложный по артикуляции, состоит из двух звуков [т'] и [щ']. В первый момент кончик языка находится у нижних резцов - на модели в низу , а во второй момент кончик языка отходит к альвеолам - на модели движение вверх.

Слайд 23

Замена звука [р] на звук [л] Различия заключаются в том, что при произнесении звука [р] кончик языка совершает колебательные движения – на модели , а при произнесении звука [л] боковые края языка опущены и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву и воздушная струя проходит по бокам языка – на модели фигура напоминает букву [л].

Слайд 24

Модель артикуляции звука [а] Модель артикуляции звука [у] Модель артикуляции звука [о] Модель артикуляции звука [ы] Модель артикуляции звука [и] Модель артикуляции звука [э] Гласные звуки

Слайд 25

Модели артикуляции звуков - это не просто буквы алфавита, которые надо учить. Каждая модель дает практически полную наглядную характеристику звука во всем его фонетическом разнообразии и соответствует положению органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие "Постановка звука ж".

План  занятия .Тема: Постановка звука ж.Цель: Учить правильно произносить  звук ,развивать фонематический слух, слуховое            вни...

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Модели артикуляции звуков отражают по­ложение органов артикуляционного аппарата в момент про­изнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при по­становке звуков пров...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж;                2) учить изолированному произношению звука;  ...

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...

Семинар - практикум на тему «Нарушения речи у детей дошкольного возраста. Подготовка органов артикуляции к постановке звуков».

В презентации отражены нормы появления звуков в речи. А так же основные артикуляционные упражнения. Даны советы родителям  по развитию речи детей....

Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [к]».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22209392","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"491","width":"1037"}}]]...

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука....