Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [к]».
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
Индивидуальное логопедическое занятие
«Постановка звука [к]».
Вид занятия: постановка
Цели занятия:
- Учить выполнять артикуляционные упражнения для [к], формировать длительную направленную воздушную струю;
- Развивать фонематический слух, мимическую выразительность, память, внимание, мелкую моторику.
- Воспитывать доброжелательность, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
Игрушки деревьев, зайца, волка, медведя, лошадки, лисы, белки, грибов, кукушки.
Картинки, на которых изображены катание на лыжах, на коньках, на санках, лепка детьми снеговика.
Литературный ряд:
Стихи А. Барто, Б.Заходера, Н. Кукловской, М. Грозовского.
Ход занятия.
1.Организационный момент (приглашаю в кабинет ребёнка, приветствую его. Садимся с ним перед зеркалом за стол, на котором стоят изображения деревьев и зайца)
-Сегодня мы с тобой будем зайчатами и отправимся в лесное путешествие!
2.Артикуляционная гимнастика.
А) Упражнения для губ.
-И поедем мы с тобой на автомобиле. Пристегнули ремни?
Нажимаем на педаль –
И машина мчится вдаль!
(вибрация губ)
-На пути нам встретился волк! Рррр… Ах, какой же он страшный! Какие у него острые зубы! Но мы его не боимся! Давай покажем волку, что и у нас тоже есть зубки. (Упражнение «Заборчик», см. Приложение, комплекс 1)
-Испугался волк, чуть не плачет… Давай улыбнёмся ему- покажем, что не такие уж мы и страшные (Упражнение «Улыбочка», см. Приложение, комплекс 1)
-Ну вот, кажется, мы подружились с волком. А ты знаешь, что он любит песни петь? Вот так: «У-у-у». Давай подпоём нашему новому другу? (артикулирование гласных звуков [а], [о], [у]). А теперь беззвучно «У» (Упражнение «Трубочка», см. Приложение, комплекс 1)
- Сейчас будем чередовать два упражнения «Заборчик»- «Трубочка». Как здорово у тебя получается!
-Пришло время попрощаться с волком.
Волк на пне сидит, вздыхает,
Вслед нам лапкою махает.
-Пока- пока! Мы отправляемся дальше…
Б) Упражнения для языка.
- На пути нам встретился медведь!
Медведь поесть малину мечтал в глуши лесной,
Но с нами неожиданно столкнулся под сосной!
-Рассердился мишка, решил побороться с нами - силами померяться. (Упражнение «Кто сильнее?», см. Приложение, комплекс 3)
-Вот какие мы сильные! Справились с медведем!
-Кто же это нам навстречу скачет, звонко цокая копытцами? ( Упражнение «Лошадка», см. Приложение, комплекс 2)
Я люблю свою лошадку
Причешу ей гриву гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости!
-Шагаем мы дальше по лесу…
Надо очень тихо идти,
Чтоб ее не вспугнуть и услышать.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года – ку-ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она –кукушка!.
-Как кукует кукушка? (ку - ку- ку)
-Долго мы шли…Вот впереди горка. (Упражнение «Горка», см.Приложение,комплекс 2)
-Рядом с горкой старый дуб. Здесь живёт белка. Замёрзли мы. Попросимся в дупло к белочке погреться? Белочка в своём доме маленький ремонт затеяла -потолочек белит. Поможем ей? (Упражнение «Маляр», см. Приложение, комплекс 2)
-Какие мы помощники! Решила белочка нас угостить. У неё есть грибные запасы (Упражнение «Грибок», см.Приложение, комплекс 2)
-Ну вот, согрелись. Отправляемся дальше. Навстречу нам лисичка- сестричка. Смотрит лукаво, подмигивает. Давай покажем лисичке упражнение «Фокус» ( см. Приложение, упражнение 3)
- Какая же ты молодчинка! Настоящая фокусница!
3. Формирование фонематического слуха.
Игра «Хлопни в ладоши».
А) Выделение [к] из ряда звуков.
-Лиса очень любит играть в разные игры. Вот и сейчас предлагает она тебе в прятки сыграть со звуками. Спрятала лисичка звук [к] , а тебе его найти нужно. Как только услышишь его – хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
к, г, т, х, н, к.
Б) Выделение [к] в слоге из ряда слогов.
-Как только услышишь [к] в слоге «ка» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ка, га, та, ха, на
-Как только услышишь [к] в слоге «ак» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ак, ат, ах, ан
-Как только услышишь[к] в слоге «ко» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ко, го, то, хо, но
Как только услышишь [к] в слоге «ок» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ок, от, ох, он.
-Как только услышишь [к] в слоге «ку» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ку, гу, ту, ху, ну
Как только услышишь [к] в слоге «ук» –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:
ук, ут, ух, ун.
- Молодец! А мы прощаемся с лисой, говоря ей «До свидания!», и отправляемся дальше.
4. Пальчиковая игра со звуковым сопровождением «Зайчики».
-Дошли мы с тобой до лесного домика. Кто же здесь живёт? Заяц!
Гостей зайка увидал
И от страха задрожал.
Нас не бойся, серый зайка.
Лучше с нами поиграй-ка!
-Я буду показывать тебе движения пальцами, а ты повторяй за мной:
Пошли зайчики гулять, (пальцы обеих рук сжаты в кулаки,
большие пальцы опущены вниз и как бы
прыжками двигаются по столу)
А другие догонять. (ритмичные движения по столу указательными пальцами)
Эти зайчики бегом, (движения средних пальцев в быстром темпе)
Ну, а те идут пешком. (медленное движение безымянных пальцев по поверхности
стола)
Пятый зайчик так скакал! (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)
Что в конце пути упал. (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)
-В какую интересную игру с пальчиками поиграли мы с зайчиком! Понравилась тебе игра? (ответ ребёнка)
4. Развитие связной речи.
-Зайчик приготовил для тебя ещё задание. (Ребёнку даётся картинка для просмотра, на которой изображена картинка зимы)
-Рассматривая картинку, послушай рассказ, а потом ответь, пожалуйста, на вопросы.
Красиво зимой! Все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку — снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.
-Кого спрятала зима? (Спящего под снегом медведя.)
-Зайцу, который зимой по лесу, по полю бегает, подарила зима новую шубу. Помнишь, какая у зайца зимняя шубка? (Белая, теплая, пушистая)
-Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают — люди им помогут! Какие птицы прилетели к нам зимой на участок? Какие живут на наших участках постоянно? (Синицы, воробьи, вороны, свиристели, снегири)
-Как мы заботимся о птицах? (Делаем кормушки.)
-Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно... помогай мне! (Кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков)
По мере перечисления ребёнком зимних развлечений я показываю соответствующие картинки.
-Скажи, тебе нравится зима? Почему? (ответ ребёнка)
-Зайчик очень доволен тем, как ты отвечала на вопросы. Давай ещё раз вспомним то, о чём рассказывал тебе зайчик. (ребёнок смотрит на картинку и составляет рассказ)
5. Итог занятия.
-Вот и завершилось наше путешествие. Погуляли мы по лесу. Каких животных встретил на своём пути? (ребёнок перечисляет животных). Задания разные выполняла- умница! У тебя всё замечательно получалось, а на следующем занятии получится ещё лучше!
Приложение
Комплекс 1. Упражнения для губ
Название упражнения | Описание упражнения |
«Заборчик» | Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении. |
«Улыбочка» | Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны. |
«Трубочка» | Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. |
Комплекс 2. Упражнения для языка
Название упражнения | Описание упражнения |
Упражнение «Лошадка» | Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. |
Упражнение «Маляр» | Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. |
Упражнение «Грибок» | Рот открыть. Язык присосать к нёбу. |
Упражнение «Горка» | Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. |
Упражнение «Кто сильнее?» | Рот открыть, улыбнуться. Язык высунуть вперёд. Широкой стороной шпателя давить на кончик языка ребёнка, стараться затолкать его внутрь рта. Ребёнок, в свою очередь, должен упираться в шпатель кончиком языка, стараясь не запустить его в рот. |
Комплекс 3. Упражнения для выработки воздушной струи
Название упражнения | Описание упражнения |
Упражнение «Фокус» | На нос ребенку кладем кусочек ватки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. |
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"
В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"
Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...
Логопедическое занятие "Постановка звука ж".
План занятия .Тема: Постановка звука ж.Цель: Учить правильно произносить звук ,развивать фонематический слух, слуховое вни...
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"
Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж; 2) учить изолированному произношению звука; ...
Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»
Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...
Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»
Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука....