Индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [к]».
план-конспект урока

Рыжова Людмила Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnoe_logopedicheskoe_zanyatie_k.doc610 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальное логопедическое занятие

«Постановка звука [к]». 

Вид занятия: постановка

Цели занятия:  

  • Учить выполнять артикуляционные упражнения для [к], формировать длительную направленную воздушную струю;
  • Развивать фонематический слух, мимическую выразительность, память, внимание, мелкую моторику.
  • Воспитывать  доброжелательность, любовь и бережное отношение к  природе.

Оборудование:

Игрушки деревьев, зайца, волка, медведя, лошадки, лисы, белки, грибов, кукушки.

Картинки, на которых изображены катание на лыжах, на коньках, на санках, лепка детьми снеговика.

Литературный ряд: 

Стихи А. Барто, Б.Заходера, Н. Кукловской, М. Грозовского.

Ход занятия.

1.Организационный момент  (приглашаю в кабинет ребёнка, приветствую его. Садимся с ним перед зеркалом за стол, на котором стоят изображения деревьев и зайца)

-Сегодня мы с тобой будем зайчатами и отправимся в лесное путешествие!  

2.Артикуляционная гимнастика.

А) Упражнения для губ.

-И поедем мы с тобой на автомобиле. Пристегнули ремни?

Нажимаем на педаль –

И машина мчится вдаль!

 (вибрация губ)

-На пути нам встретился волк! Рррр…  Ах, какой же он страшный! Какие  у него острые зубы! Но мы его не боимся! Давай покажем волку, что и у нас тоже есть зубки. (Упражнение «Заборчик», см. Приложение, комплекс 1)

-Испугался волк, чуть не плачет…  Давай улыбнёмся ему- покажем, что не такие уж мы и страшные (Упражнение «Улыбочка», см. Приложение, комплекс 1)

-Ну вот, кажется, мы подружились с волком. А ты знаешь, что он любит песни петь? Вот так: «У-у-у». Давай подпоём нашему новому другу? (артикулирование гласных звуков [а], [о], [у]). А теперь   беззвучно «У» (Упражнение «Трубочка», см. Приложение, комплекс 1)

- Сейчас  будем чередовать два упражнения «Заборчик»- «Трубочка». Как здорово у тебя получается!

-Пришло время попрощаться с волком.

Волк на пне сидит, вздыхает,

Вслед нам лапкою махает.

-Пока- пока! Мы отправляемся дальше…

Б) Упражнения для языка.

- На пути нам встретился медведь!  

Медведь поесть малину мечтал в глуши лесной,

Но с нами неожиданно столкнулся под сосной!

-Рассердился мишка, решил побороться с нами - силами померяться. (Упражнение «Кто сильнее?», см. Приложение, комплекс 3)

-Вот какие мы сильные! Справились с медведем!

-Кто же это нам навстречу скачет, звонко цокая копытцами? ( Упражнение «Лошадка», см. Приложение, комплекс 2)

Я люблю свою лошадку

Причешу ей гриву гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости!

-Шагаем мы дальше по лесу…

Надо очень тихо идти,
Чтоб ее не вспугнуть и услышать.
Где-то сидит высоко на суку
И считает года – ку-ку.
Вот впереди опушка,
А вот и она –кукушка!
.

-Как кукует кукушка? (ку - ку- ку)

-Долго мы шли…Вот впереди горка. (Упражнение «Горка», см.Приложение,комплекс 2)

-Рядом с горкой старый дуб. Здесь живёт белка. Замёрзли мы. Попросимся в дупло  к белочке  погреться? Белочка в своём доме маленький ремонт затеяла -потолочек белит. Поможем ей? (Упражнение «Маляр», см. Приложение, комплекс 2)

-Какие мы помощники! Решила белочка нас угостить. У неё есть грибные запасы (Упражнение «Грибок», см.Приложение, комплекс 2)

-Ну вот, согрелись. Отправляемся дальше. Навстречу нам лисичка- сестричка. Смотрит лукаво, подмигивает. Давай покажем лисичке упражнение «Фокус» ( см. Приложение, упражнение 3)

- Какая же ты молодчинка! Настоящая фокусница!

3. Формирование фонематического слуха.

Игра «Хлопни в ладоши».

А) Выделение [к] из ряда звуков.

-Лиса очень любит играть в разные игры. Вот и сейчас предлагает она тебе в прятки сыграть со звуками. Спрятала лисичка звук [к] , а тебе его найти нужно. Как только услышишь его – хлопни в ладоши. Слушай внимательно:      

                                                      к, г, т, х, н, к.

Б) Выделение [к] в слоге из ряда слогов.

-Как только услышишь [к] в слоге «ка»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ка, га, та, ха, на

-Как только услышишь [к] в слоге «ак»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

 ак, ат, ах, ан

-Как только услышишь[к] в слоге «ко»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ко, го, то, хо, но

Как только услышишь [к] в слоге «ок»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

 ок, от, ох, он.

-Как только услышишь [к] в слоге «ку»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

ку, гу, ту, ху, ну

Как только услышишь [к] в слоге «ук»   –хлопни в ладоши. Слушай внимательно:

 ук, ут, ух, ун.

- Молодец! А мы прощаемся с лисой, говоря ей «До свидания!», и отправляемся дальше.

4. Пальчиковая игра со звуковым сопровождением «Зайчики».

-Дошли мы с тобой до лесного домика. Кто же здесь живёт? Заяц!

Гостей зайка увидал

И от страха задрожал.

Нас не бойся, серый зайка.

Лучше с нами поиграй-ка!

-Я буду показывать тебе движения пальцами, а ты повторяй за мной:

Пошли зайчики гулять,           (пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                              большие пальцы опущены вниз и как бы  

                                                              прыжками двигаются по столу)

А другие догонять.                (ритмичные движения по столу указательными пальцами)

Эти зайчики бегом,                   (движения средних пальцев в быстром темпе)

Ну, а те идут пешком.             (медленное движение безымянных пальцев по поверхности                

                                                              стола)

Пятый зайчик так скакал!     (ритмичное касание поверхности стола обоими мизинцами)

Что в конце пути упал.            (хлопок обоими кулаками по поверхности стола)

-В какую интересную игру с пальчиками поиграли мы с зайчиком! Понравилась тебе игра? (ответ ребёнка)

4. Развитие связной речи.

-Зайчик приготовил для тебя ещё задание. (Ребёнку даётся картинка  для просмотра, на которой изображена  картинка зимы)

 -Рассматривая картинку, послушай рассказ, а потом ответь, пожалуйста, на вопросы.

   Красиво зимой! Все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежат целые сугробы. Заденешь ветку — снег так и сыплется, так и сверкает разноцветными искрами. В поле, в лесу расстелила зима по земле белый пушистый ковер и спрятала под ним от мороза зверей.

-Кого спрятала зима? (Спящего под снегом медведя.)
-Зайцу, который зимой по лесу, по полю бегает, подарила зима новую шубу. Помнишь, какая у зайца зимняя шубка?
(Белая, теплая, пушистая)
-Зимующие в лесу птицы в морозы ближе к жилью перебираются. Знают — люди им помогут! Какие птицы прилетели к нам зимой на участок? Какие живут на наших участках постоянно? (Синицы, воробьи, вороны, свиристели, снегири)

-Как мы заботимся о птицах? (Делаем кормушки.)
-Зима не только красива. Зима — веселое время года. Зимой можно... помогай мне!  
(Кататься с горки на санках, бегать на лыжах, кататься на коньках, играть в хоккей, лепить снеговиков)
По мере перечисления ребёнком зимних развлечений я показываю  соответствующие картинки.

-Скажи, тебе нравится зима? Почему? (ответ ребёнка)

-Зайчик очень доволен тем, как ты отвечала на вопросы. Давай ещё раз вспомним то, о чём рассказывал  тебе  зайчик. (ребёнок  смотрит  на картинку и составляет  рассказ)

5. Итог занятия.

-Вот и завершилось наше путешествие. Погуляли мы по лесу. Каких животных встретил на своём пути? (ребёнок перечисляет животных).  Задания разные выполняла- умница! У тебя всё замечательно получалось, а на следующем занятии получится ещё лучше!

Приложение

Комплекс 1. Упражнения для губ

Название упражнения

Описание упражнения

«Заборчик»

      Улыбнуться (зубы видны). Удерживать губы в таком положении.

«Улыбочка»

      Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

«Трубочка»

  Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой.

Комплекс 2. Упражнения для языка

Название упражнения

Описание упражнения

Упражнение «Лошадка»

       Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. 

Упражнение «Маляр»

       Рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, вести от верхних резцов до мягкого нёба. 

Упражнение «Грибок»

       Рот открыть. Язык присосать к нёбу.

Упражнение «Горка»

       Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. 

Упражнение «Кто сильнее?»

       Рот открыть, улыбнуться. Язык высунуть вперёд. Широкой стороной шпателя давить на кончик языка ребёнка, стараться затолкать его внутрь рта. Ребёнок, в свою очередь, должен упираться в шпатель кончиком языка, стараясь не запустить его в рот.

Комплекс 3. Упражнения для выработки воздушной струи

Название упражнения

Описание упражнения

Упражнение «Фокус»

       На нос ребенку кладем кусочек ватки. Ребенок должен сдуть его с широкого языка. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [рь] в связной речи". Сертификат за участие во Всероссийском конкурсе "Формула будущего 2011"

В данном конспекте в игровой форме ребенок выполняет задания по автоматизации звука [рь]. В занятии используются компьютерные презентации, авторский рассказ "Кто быстрее?", здоровьесберегающие техноло...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [Ж] на этапах "звук, слог, словосочетание, предложение", "Путешествие жука Жужжи"

Путешествуя с виртуальным жуком, ребенок выполняет задания по автоматизации звука [ж]: жужжит, читает слоги и слова, подбирает рифму, собирает в путешествии различные предметы с заданным звуком, ищет ...

Логопедическое занятие "Постановка звука ж".

План  занятия .Тема: Постановка звука ж.Цель: Учить правильно произносить  звук ,развивать фонематический слух, слуховое            вни...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ж"

Цель занятия: постановка звука ЖЗадачи: 1) Закрепление артикуляционных упражнений на звук Ж;                2) учить изолированному произношению звука;  ...

Конспект индивидуального логопедического занятия: «Постановка звука Р»

Цель: постановка звука РЗадачи:- закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений для постановки звука Р; - продолжать формирование длительно направленной воздушной струи; - учить правильно...

Конспект индивидуального логопедического занятия « Постановка звука [Ш]»

Данное занятие направлено на закрепление правильного артикуляционного уклада при произношении звука....