Экологическое занятие для детей с нарушением интеллекта «ПО ДОРОГАМ И ТРОПАМ ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТ» (Географический круиз).
план-конспект на тему

Клюева Тамара Дмитриевна

Представлен конспект занятия для детей с умственной отсталостью. Цель занятия:  воспитание экологической культуры, знакомство с литературой тематического характера, расширение кругозора у детей с нарушением интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_dorogam_i_tropam_zapovednyh_mest.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое занятие

 для детей с нарушением интеллекта

 «ПО ДОРОГАМ И ТРОПАМ ЗАПОВЕДНЫХ  МЕСТ»

(Географический круиз).

Пояснительная записка

Экологическое воспитание детей с проблемами в развитии в специальной (коррекционной) школе – неотъемлемая часть единого коррекционного воспитательного процесса, во время которого формируются понимание и адекватное восприятие явлений природы, умение выявлять и оценивать причинно-следственные связи в окружающем мире, стремление к созиданию, а не разрушению.

Несформированность познавательной деятельности у детей с особыми возможностями здоровья  затрудняет  у них понимание многих явлений и процессов в природе.  Поэтому особенно важны при работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью систематичность занятий, личностно-ориентированный подход и опора на их эмоциональную сферу. Разнообразие форм и методов работы, интегрированный в другие учебные предметы характер мероприятий с такими детьми делают работу по формированию экологической культуры привлекательной для них и способствуют формированию интеллектуальных, эмоциональных качеств, создающих основы для  детей с интеллектуальной недостаточностью ответственного и бережного отношения к природе, ее обитателям, людям.

ПО ДОРОГАМ И ТРОПАМ ЗАПОВЕДНЫХ МЕСТ.

                                (Географический круиз)

        

Цель: воспитание экологической культуры, знакомство с литературой тематического характера, расширение кругозора у детей с нарушением интеллекта.

Задачи:

расширить знания по отдельным экологическим проблемам;

познакомить учащихся с охраняемыми территориями России;

пробудить в детях с проблемами в развитии желание бережного отношения к природе;

воспитывать разумное, созидающее отношение к окружающей природе;

развивать интерес к чтению.

        

Оборудование: физическая карта России, выставка с книгами, видеофильм о заповедных местах Родины, флажки, слайдовая презентация с изображением животных и фотографиями природных заповедников, мультимедийный проектор, экран.

Цитата: «Поиски интересного чтения  были для меня своего рода путешествием». (А.С. Грин).

Словарь: круиз, заповедники, национальные парки.

Ход занятия:

Ведущий.

Ребята! Сейчас мы отправимся с вами в географический круиз по родной стране. Самая лучшая страна для каждого человека – его Родина. Мы родились в России. Это наша Родина. Она самая большая на Земле. Россия занимает 9-ю часть всей суши. Россия расположена сразу  двух частях света – Европе и Азии. Её территория так велика, что требуется больше недели, чтобы проехать на поезде от западных до восточных границ.

Перед началом нашего путешествия, обратим внимание на слова, которые вы видите перед собой.  

Первое из них круиз. Что же оно обозначает? (Ответы учащихся). 

Давайте возьмём с собой в круиз то, что поможет нам в этом путешествии – книги. Обратите внимание на слова писателя А.С. Грина и отправимся в путь.

1-й ученик.

Много богатств подарила природа жителям России. Наша страна богата полезными ископаемыми, лесами, реками, озёрами…  Природа её разнообразна. Об этом написано много стихотворений и песен.

2-й ученик. Стихотворение  о России.                                

I. Что значит: Родина моя?                                II. Потом пшеничные поля

Ты спросишь. Я отвечу:                                От края и до края.

Сначала тропочкой земля                                 Всё это - Родина твоя,

Бежит тебе навстречу.                                Земля твоя родная.

Потом тебя поманит сад                                Чём старше станешь и сильней,

Душистой веткой каждой.                                Тем больше пред тобой

Потом увидишь стройный ряд                        Она заманчивых путей

Домов многоэтажных.                                Доверчиво раскроет.

                                                                                (Н. Полякова).

Ведущий. Красива земля нашей Родины. Мы бережём нашу землю и украшаем своим трудом. Труд и красота идут рядом: мы сажаем сады и леса, боремся за чистоту наших рек и озёр. На нашей земле нам жить и строить.

Но знаете ли вы, что от хозяйственной деятельности человека не всегда бывает польза. Нарушается равновесие в природе: уничтожаются пастбища, загрязняются реки и почва. Некоторые животные и растения либо исчезли, либо находятся на грани исчезновения.

Ребята, чтобы точно определить тему нашего мероприятия, попробуйте отгадать зашифрованное слово, написанное на доске.

З _ _ _ _ _ _ ники.

Слово, которое необходимо отгадать, происходит от слов: повеление, наказание, нерушимое наставление. (Заповед(ь)ники.)

Вот мы с вами  добрались до второго словарного слова – заповедники. Кто скажет, что такое заповедник..

Ответы учащихся: Заповедник – участок территории, на котором законом охраняется природа в естественных условиях. В заповедниках запрещена хозяйственная деятельность человека.

Ведущий. В путешествии нам потребуется помощь «проводника», человека, который покажет нужные дороги и тропы. Проводником будет тот, кто правильно ответит на мой вопрос. Что за книга у меня в руках? Она была заведена с целью сохранения редких, исчезающих видов животных и растений. Все животные и растения, попавшие в эту книгу, находятся под охраной закона. Их истребление сурово наказывается.

Ответы детей: Эта книга называется «Красной книгой».

Проводник. Каждый из нас мечтает попутешествовать, увидеть своими глазами различные уголки нашей необъятной Родины, разнообразие животного и растительного мира. Благодаря книгам мы сегодня пройдём по дорогам и тропам заповедных мест, познакомимся с редкими видами растений и животных, определим места их обитания и обозначим флажками на карте. Всего в России действует 99 заповедников. Это, конечно, очень много и побывать во всех мы не в состоянии, но о некоторых мы расскажем.

Ребята! Посмотрите на карту и назовите место, отмеченное флажком.

Ученик. Флажком обозначена столица нашей Родины город Москва.

Ведущий. Рассмотрите картинку с изображением животного и давайте, определим, как оно может быть связано с городом Москвой?

Ученик. Это лось. Лось очень удивительное и интересное животное. Лоси обитают в лесной зоне. Рога у него в отличие от оленьих широкие, плоские. Их имеют только самцы. Каждый год в декабре лоси сбрасывают рога. Новые начинают отрастать в начале лета, а к августу они полностью окостеневают. Рога этим животным необходимо как оружие. Прочитать об этом можно в книге «Атлас животных для школьников». (Ученик показывает книгу.)

Проводник. Место, где разводят и охраняют лосей, находится под Москвой и называется «Лосиный остров». Это национальный парк (словарное слово).

Национальный парк отличается от заповедника тем, что в нём не только разводят животных и растения, но в нём любой человек может, приехав туда, отдыхать, любоваться окружающей природой и животным миром.

Ведущий. Если мы сядем на волжский теплоход и будем двигаться на юг по реке, то мы попадём в город Астрахань, недалеко от которого расположен Астраханский заповедник, в котором работают учёные разных специальностей. Одни изучают растительность, другие – жизнь рыб, третьи ведут наблюдение за птицами. (Проводник флажком обозначает место на карте.)

Ведущий. О ком сегодня мы будем говорить, вы поймёте, если отгадаете загадку.

                        С хвостом, а не зверь,

                        С перьями, а не птица.

Ученик. Это рыба. Астраханский заповедник – царство рыб и водоплавающих птиц. Один из самых примечательных обитателей этих мест – русский осётр. Вид этот, составляет исключительную принадлежность русской фауны. В прежние годы осетры достигали 112-128 кг веса и до 3,5 м длинны, в настоящее время редко достигает 80 кг.  

Несмотря на то, что осётр, как и большинство рыб данного семейства, принадлежит к числу проходных рыб, он составляет в открытом море весьма редкое явление и придерживается более устьев рек и пресноводных частей моря. Отсюда, начиная с апреля, он начинает входить в реку для икрометания. Ход его зависит от попутного ветра: при противном ветре осетры толпятся у мелей перед устьем и ждут моряны, чтобы вместе с волной войти в реку.

Несмотря на чрезвычайную плодовитость осетра, количество его значительно уменьшается с каждым годом. Главным истребителем этой рыбы является человек, так как хищники опасны для неё только первое время.

Проводник. Если от Москвы двигаться на север, то мы окажемся в местах, где большую часть года царят холод и снег. На островах у Полярного круга расположен Кандалакшский заповедник. Летом здесь в течение суток солнце не заходит, а зимой – долгая полярная ночь и на небе полыхает северное сияние. Но даже сюда забралась жизнь разнообразная, яркая, многоцветная! В море здесь много рыбы, она то и привлекает в эти края многочисленные стаи птиц.

Ведущий. Мы отправляемся в Кандалакшский заповедник. Послушайте аудиозапись и подумайте, о ком сегодня мы будем говорить. (Проводник флажком обозначает место.)

Ученик. Это пение птиц. Говорить мы будем о птицах, которые гнездятся здесь. Об одной из них я хочу рассказать. Главное богатство заповедника – прекрасная птица гага. Она очень заботливая мама. Чтоб её птенцам было тепло и уютно, гага выщипывает у себя на груди пух и выстилает им всё гнездо. Гагачий пух тёмно-серого цвета, лёгкий, и теплее его нет ничего на свете. Он идёт на утепление спальных мешков и одежды полярников, альпинистов, геологов. Из-за превосходного качества пуха гага подвергалась хищническому уничтожению. Много ещё интересного и удивительного можно увидеть на островах Кандалакшского заповедника, а прочитать об этом можно в книге Дижур Б.А. «Жалобная книга природы» и в журнале «Муравейник»  №6 за 2007 год в статье «Мои гагачата».

Проводник. А сейчас мы отправимся в уникальный уголок юга Дальнего Востока. Есть такое место в Уссурийской тайге «Кедровая падь». В 1916 году был организован заповедник «Кедровая падь» и по праву считается одним из старейших заповедников России. (Флажком обозначается место на карте). 

Ведущий. Попробуйте отгадать, что у меня в руке. Загадка:

                В колыбельке подвесной

                Летом житель спит лесной.

                Осень пёстрая придёт –

                На зубок он попадёт.  

Ученик. Это орех. Плод кедрового дерева. В долине реки Кедровой сохранились великолепные леса из пихты цельнолистной (чёрной), кедра корейского, ореха маньчжурского и др. Высота хвойных деревьев достигает 50 и более метров, а диаметр – более двух метров. Лесами занято почти ¾ площади заповедника, которые являются домом для многих насекомых, зверей и птиц. Прочитать о данном заповеднике можно в журнале «Свирель» №3 за 2007 год.

Проводник. Заповедные места есть и на территории нашей области. По территории Тамбовской области протекает река Ворона, на берегах которой расположен Воронинский заповедник. Охраняются здесь и растения, и животные. А о ком мы будем говорить, попробуйте определить сами, посмотрев видеофильм. (Просмотр фрагмента видеофильма).

Ведущий. Ребята! Что же за зверя вы видели на экране.

Ученик. Это выхухоль – ценный пушной зверь, который приспособлен к обитанию как на суше, так и в воде. Она поселяется по берегам и в поймах небольших рек с тихим течением, вокруг лесных озёр и в затонах. Живут выхухоли в норках, которые с поверхности земли не видны, ход в нору открывается под водой, поднимается вверх и заканчивается в береговой толще выше уровня воды. Нередко нора бывает многоэтажной.

В настоящее время главная угроза для дальнейшего существования зверьков состоит в разрушении их мест обитания. Такие интересные сведения можно прочитать в «Тамбовской энциклопедии», выпущенной в 2004 году.

Ведущий. Мы побывали в различных уголках нашей страны. (Обращается внимание на карту и флажки, обозначающие заповедные места). Создание заповедников является одной из важнейших проблем современности, так как многие растения и животные требуют особого внимания. Их количество резко сокращается и необходимо принимать меры для того, чтобы сохранить их.

Ученик. Плохо природе – плохо человеку! Необходимо чувствовать ответственность по отношению к природе, учиться ценить, видеть её красоту, уметь разумно пользоваться дарами природы.

Ученик         Берегите Землю!

        Берегите

        Жаворонка в голубом зените,

        Бабочку на листьях повилики,

        На тропинке солнечные блики…

        Берегите молодые всходы

        На земном празднике природы,

        Небо в звёздах, океан и сушу

        И в бессмертье верящую душу,-

        Всех судеб связующие нити.

        Берегите Землю!

        Берегите…                                (М. Дудин).

Звучит финальная песня «Чудо книжка» (сл. Клюева Т.Д.):

I. Мы откроем чудо-книжку                II. В тихом шелесте страничек

Про далёкие края,                                        Вам откроется весь мир:

Изучайте, ребятишки,                        Шёпот ветра, пенье птичек

Путешествуйте, друзья!                        И лесных зверушек пир.

Припев:                                        Припев.

Через горы и долины,

Через реки и моря

Мы пройдём дорогой длинной

Вместе с книгой ты и я!

Ведущий.         Вот и закончилось наше путешествие. Узнать более подробно о животных и растениях вам помогут книги, представленные на выставке.

                                        

Литература:

  1. Адольф Т.А. Заповедными тропами: Пособие для учащихся/ Т.А. Адольф, М.И. Давыдова, В.А. Кошевой. – М.: Просвещение, 1980. – 192с.: ил.
  2. Дижур Б.А. Жалобная книга природы/ Б.А. Дижур. – М.: Детлит, 1978. – 142 с.
  3. Заповедник «Кедровая падь»/ Экологический отдел заповедника// Свирель, - 2007. - №3. – C.4-7.
  4. Красная книга Тамбовской области: Растения, лишайники, грибы/ Г.С. Усова, В.А. Агафонов, К.И. Александрова, Е.А. Иванова, И.А. и [др.]. - Тамбов: ИЦ «Тамбовполиграфиздат», 2002 – 348с.: ил.
  5. Мантейфель П.А. Заметки натуралиста/ П.А. Мантейфель. – М.: Учпедгиз, 1961. – 190с.: ил.
  6. Мои гагачата// Муравейник. – 2007. - №6. – C.26-28.
  7. Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные: по страницам Красной книги СССР/ И.П. Сосновский. – М.: Лесная промышленность, 1987. – 367с.: ил.
  8. Тамбовская энциклопедия / гл. науч. ред. Л.Г. Протасов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2004. – 704с.: ил., карты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.

Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА (F-70, лёгкой умственной отсталостью, детей с ОВЗ)В каждом ребенке заложены возможности и способности, которые необходимо раскрыть, поддержива...

«Воспитание и обучение детей с нарушениями интеллекта» Реализация дифференцированного подхода к обучению детей (педагогическая классификация по В.В. Воронковой, таблица)

Систематезированный в виде таблицы материал с характеристикой 4 типов групп учащихся и основными положениями реализации дифференцированного подхода на уроках труда, математики и русского языка....

Педагогический проект "Экологическое воспитание детей с нарушением интеллекта"

Разработанный проект «Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами ознакомления с явлениями живой и неживой природы» сочетает в себе образовательные возможности и учебно...

Совместное участие в традиционных народных праздниках детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и детей из фольклорного ансамбля.

Анализ проведения двух традиционных народных  праздников.    Талантливые  дети  из успешного фольклорного ансамбля и дети с нарушением интеллекта, речи, опорно-двигательного а...