Конспект логопедического занятия по теме "Деепричастный оборот"
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Коспект разработан для учащихся 7-8 классов и может быть использован на уроках русского языка и логопедических занятиях. Учебный материал представлен в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_deeprichastnyy_oborot.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического группового занятия

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа

и синтеза

в 7классе VII вида

с использованием компьютерных технологий

Логопедическая тема: Развитие языкового анализа и синтеза

Грамматическая тема: Деепричастный оборот

Лексическая тема: Театр

Задачи:

  1. развитие языкового анализа и синтеза;
  2. совершенствование навыка чтения;
  3. уточнение знаний о деепричастном обороте;
  4. актуализация знания орфограмм, профилактика дизорфографических ошибок;
  5. развитие умения находить и выделять деепричастный оборот;
  6. развитие умения использовать деепричастные обороты в речи;
  7. Развитие умения производить анализ предложений с деепричастными оборотами;
  8. развитие памяти, внимания,  зрительного и слухового восприятия, логического мышления;
  9. активизация словарного запаса учащихся по теме «Театр»;
  10. привитие интереса к логопедическим занятиям, урокам русского языка, чтения;
  11. создание комфортной эмоциональной атмосферы на занятии.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, электронная презентация, компьютер, проектор, электронная доска, электронная дидактическая игра-пазл, ручки, простые и цветные карандаши, схемы предложений с деепричастными оборотами.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сядьте правильно, красиво. На нашем занятии сегодня у нас присутствуют гости. Мы рады гостям!

2.Знакомство с грамматической и лексической темами занятия.

- Расшифруйте слова, выполнив задания. Запишите на строчке.

а) –задание «Буквенная арифметика»

-Решите грамматический пример.

(ДЕЯТЕЛЬ – ЯТЕЛЬ) +Е+(ПРИКАЗ – КАЗ) +(ЧЕСТЬ – Ь  Е=А) + (ЗВЕЗДНЫЙ – ЗВЕЗД)=

_____________________________________________________________________

б) Вычеркните сочетание букв СК

СКОСКБСКОСКРСКОСКТСК  _______________________________________

-Какие слова у вас получились? Прочитайте.

(Деепричастный оборот)

- Тема нашего занятия «Деепричастный оборот»

О чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете,  разгадав загадку. Слушайте внимательно.

Артисты там работают,

А зрители им благодарно хлопают.

(Театр)

Поговорим о театре. Мы с вами отправляемся в Театр Юного Зрителя  на встречу со сказкой. В нашей школе проходит Неделя Логопедии под названием «В мире сказок».

Давайте познакомимся с  одним из героев-помощников.

г) Знакомство с героем-помощником. Работа с дидактической игрой-пазлом «Узнай героя»

-Разгадайте загадку.

Он пел под гитару,

Тоски не тая:

«Пропала Мальвина –

Невеста моя…»

                                   (Пьеро)

-Угадайте героя-помощника по наименьшему количеству деталей игры-пазла

3. Повторение  изученного.

а) Работа с правилом.

-Давайте вспомним, что такое деепричастный оборот? Выполните задания Пьеро.

Запомните, ребята!

Деепричас…ный   (3о3б3о3р3о3т3) ____________________________ – это дееприч…стие

(с) (WзаZвиDсиQмыNмиV) ____________________________ сл…вами,  относится к

глаголу и является  (мовтсьлетяотсбо) _________________________

.

б) задание «Образуй деепричастие»

- Образуйте от глаголов деепричастия. Обратите внимание на вопросы.

Что делать?

Что делая?

(№то%ро*пи?ть+ся%)________________________

_______________________

(хо-2 дить-3 про-1  ) __________________________

_______________________

(ьтавовтсвучоп)  _________________________

_______________________

                            ____________________________

(со, ват, ьтял)

_______________________

не дожидат?ся______________________________

______________________

ра…махивать

______________________

Что  сделав?

(нять, за) _________________________________

______________________

пр…льнуть ________________________________

______________________

в) задание «Составь словосочетание»

- Соедините стрелками деепричастия с подходящими по смыслу словами, чтобы получились словосочетания.

пр…ходя

(за)актерами

ор…пясь

в гардеробе

ра…махивая

мимо сцены

слушая

(на)спектакль

наблюдая

руками

ост…вляя

оркестр

4. Составление и анализ предложений с деепричастным оборотом.

- Вспомним правила поведения в театре. Будем составлять предложения с деепричастными оборотами. Вместо символов вставьте деепричастия из таблицы.

Правило 1. Приходите (в)театр  (в)нарядной одежде. (гардеробе-11 Зимой -1  в-5 сапоги -9  театр-6  женщины-2  туфли-7  берут-4 (символ)-8   в-10  . обычно-3

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

(так как вечернее платье не очень хорошо смотрится с зимней обувью)

-Сколько слов во втором предложении?

-Найдите грамматическую основу 2 предложения.

-Составьте схему.                                       Схема: ____________________________________

(Ответ. Зимой женщины обычно берут в театр туфли, оставляя сапоги в гардеробе)

Правило 2. Приезжайте в театр минут за 20-30.  ___________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5

3

7

2

9

торопясь

не

и

успеете

свои

8

1

10

4

6

занять

Вы

места

сильно

раздеться

(Ответ.  Вы успеете, не  сильно торопясь, раздеться и занять свои места.)

- Заглавные буквы обведите в кружок, знаки препинания подчеркните.

- Найдите грамматическую основу. Составьте схему.

Схема: _______________________________________________________

-Объясните постановку запятых.

Правило 3. Как правильно пройти к своим креслам? Повернитесь лицом к уже сидящим зрителям и спиной к сцене. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прох…дя

кивком

ряду

гол…сом

причиненое

по

тихим

гол…вы

за

бе…покойство

или

извинитесь

(Ответ: Проходя по ряду, извинитесь тихим голосом или кивком головы за причиненное беспокойство.)

-Сколько слов во 2 предложении?

- Какой частью речи является 11 слово?

Составьте схему 2 предложения.

Правило 4.

знакомых

увидели

переговариват…ся

не

Вы

громко

стоит

зале

или

размахивая

в

кричат…

руками

Если

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ответ: Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит, размахивая руками, кричать или громко переговариваться.)

- Заглавные буквы подчеркните двумя чертами, знаки препинания возьмите в кружок.

- Назовите 6 слово, 9 слово.

- Выделите главные члены предложения.

-Составьте схему

Схема: __________________________________________

- Измените предложение так, чтобы деепричастный оборот был после главного слова.

-Составьте схему.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема: ____________________________________________

(Ответ: Если в зале Вы увидели знакомых, не стоит кричать или громко переговариваться, размахивая руками.)

Правило 5. 

Шифровка:

следует

подлокотника.

Занимая

не

занимать

места

оба

(Ответ: Занимая места, не следует занимать оба подлокотника.)-

- Выделите любым цветом деепричастный оборот.

- К какому слову относится деепричастный оборот?

-Составьте схему предложения.

Схема: ______________________________________________

Правило 6.

(деепричастие)+ внезапное + (существительное) + (глагол)+ выйти из зала как можно тише.

Слова для справок: постарайтесь, чувствуя, выйти, недомогание.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

-Составьте схему предложения.

Схема: ______________________________________

(Ответ: Почувствовав внезапное недомогание, постарайтесь выйти из зала как можно тише.)

Правило 7.

Артисты выходят (на)п…клон.  Поблагодарите их (ЩапЩлоЩдисЩменЩтаЩмиЩ) ____________________________________.

УФНЕУФДОЖИДАЯСЬУФЗАНАВЕСАУФНЕУФСТОИТУФБЕГОМУФБЕЖАТЬУФВУФГАРДЕРОБУФ

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ответ: Не дожидаясь занавеса, не стоит бегом бежать в гардероб.)

-Назовите деепричастный оборот.

-Назовите 4 слово в предложении.

-Составьте схему предложения.

Схема: _____________________________________

- Измените предложение так, чтобы деепричастный оборот был после главного слова.

5. Подведение итогов.

- Что мы делали на занятии? (Выполняли логопедические задания, разгадывали загадку, составляли  словосочетания, предложения с деепричастными оборотами, схемы предложения, находили главные и второстепенные члены предложения, вспоминали правило, части речи,  писали, думали.)

6. Оценки.

- Сегодня на занятии хорошо работали. Какие были трудности? Спасибо за старание.

7. Организация окончания занятия.

-Соберите свои портфели. Занятие окончено. Можно выйти из класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....