Конструкт логопедического занятия на тему "Различение на письме букв Ы-И после согласных"
план-конспект на тему

Потешкина Лариса Шакуровна

Конструкт логопедического занятия разработан для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 года обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_logop._zanyatiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель-логопед: Потешкина Лариса Шакуровна

Предмет: Логопедические занятия

Класс: 3

Группа: 1

Тема урока: Различение па письме букв Ы-И после согласных

Цель урока: Создание организационных и содержательных условий для формирования у детей умения определять твердые и мягкие согласные перед гласными ы-и в процессе смены видов деятельности.

Задача обучения: создание условий для совершенствования навыка фонематического письма букв Ы-И после согласных.

Задача развития: создание условий для развития фонетико-фонематического восприятия и навыков звукового анализа у учащихся на примере дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными Ы-И.

Задача воспитания: Создание условий для воспитания волевых качеств личности, любознательности, самостоятельности, мотивации к изучению русского языка.

Тип урока: закрепление пройденного материала

Формирование БУД:

Личностные действия: осознание детьми значимости умения различать звуки речи, правильного различения на письме букв Ы-И после согласных; учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата,

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: используют знаково-символические действия: сравнительный анализ опорных схем произношения звуков ы-и.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

Основные понятия: «звук», « буква».

Оборудование: логопедическая тетрадь, цветные карандаши, карточки для артикуляционной гимнастики, фишки.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивационный (1-2 минуты) Цель для учителя: подготовить учащихся к работе на уроке, создать положительный эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность и познавательную активность.

Цель для учащихся: быстрое включение всех учеников в учебнопознавательную деятельность, полная готовность.

(Приветствует учащихся; настраивает на работу)

- Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и я думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Громко прозвенел звонок. Начинается урок.

Наши ушки - на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ниминуты не теряем.

Проверяют готовность к уроку

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Этап актуализации знаний

(3-4 мин)

Цель для учителя: Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Цель для учащихся: восполнить пробелы в знаниях. Повторить пройденный материал.

С какими гласными звуками вы работали на прошлом занятии? Какова артикуляция, в чём сходство и различие?

Назовите гласные 1 и 2 ряда.

а) Игра «Доскажи словечко».

В узкий глазок вдета тонкая нитка И поплыла за корабликом прытко.

Шьёт, зашивает и колется колко,

А называют кораблик ... (ИГОЛКА).

Из упрямства ни на шаг Не продвинется ... (ИШАК).

Как пишутся согласные перед гласной Ы?

Как пишутся согласные перед гласной И?

Называют сходство и различие гласных Ы-И в артикуляции.

Называют гласные 1 и 2 ряда.

Поднимают руку и угадывают последнее слово в предложениях.

Твердо.

Мягко

Личностные УУД: осознание значимости различения звуков речи.

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Регулятивные УУД: 

определять цель учебной деятельности.

Познавательные УУД: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Физминутка

Цель для учителя: создать условия для снятия мышечного напряжения, усталости, сохранение здоровья учащихся.

Цель для учащихся: повышение умственной работоспособности, снятие усталости.

-Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам отдохнуть

Ходьба на месте

Повороты влево, вправо

Приседания

Работа руками

Круговые вращения тазом

Прыжки

3. Первичное закрепление с проговарнванием во внешней речи.

(15 мин)

Цель для учителя: закрепить знания на новый способ действия, с проговарнванием вслух алгоритма рассуждения при дифференциации звуков и опорой на схему произношения звуков.

Цель для учащихся: выполнение задания на новый способ действия.

3) Выдвижение гипотезы

Дифференциация гласных в слогах.

  1. Повторите слоги за логопедом. ПЫ-ПИ-ПИ    ТА-ТА-ЛИ

СЫ- СИ-СЫ   РЫ-РИ-РЫ

ДЫ- ДИ-ДИ

  1. Чтение слогов по слоговой таблице. Прочтите сначала слоги с буквой Ы, затем с буквой И.
  2. Запишите слоги в две строчки: с Ы в первую, с И во вторую, разными пастами.

Проверка: прочесть слоги первой строчки, затем второй.

Дифференциация звуков в словах.

Слоговой аукцион.

Дополните слова: ЛЫ...(жи), МЫ...(ло, ши), СЫ...(ро, рок), ЛИ...(мон, за), ГРИ...(бы, бок), КНИ...(ги, жка).

в) Работа со стихотворением. Прослушайте стихотворение.

Что глядишь, корова,

Мишку через Ы Строго и сурово?

Проучите Мишку —

Мишка - лодырь, через А Превратите в Мышку.

Написал КАРОВА,

Кошка мышку хвать!

Напишите вы

Будет лодырь знать.

Сравните слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, какими звуками и буквами отличаются эти слова?

Повторяют слоги за логопедом.

Читают слоги по слоговой таблице.

Записывают слоги по плану.

Самопроверка.

Дополняют слова.

Слушают внимательно стихотворение, сравнивают слова МИШКА и МЫШКА по смыслу и написанию, называют звуки и буквы которыми отличаются эти слова.

Личностные УУД: правильного различения на письме букв Ы-И после согласных.

Коммуникативные УУД: 

участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.

Познавательные УУД: перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.

Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания, самоконтроль.

4. Рефлексия

(5 мин)

Цель для учителя: проанализировать и оценить успешность достижения цели занятия, дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся, наметить перспективу следующей работы, мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения

Цель для учащихся: обобщить знания по теме занятия, получить информацию о реальных результатах учения;

Вспомните цель, поставленную в начале занятия.

Ребята, как вы думаете, мы достигли результата на занятии? Почему так думаете?

Как бы вы оценили свою работу по шкале оценки.

Оценивание работы

Личностные УУД:

самоанализ и самоконтроль результата.

Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.

Познавательные УУД:

выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.

Регулятивные УУД:

способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности, самоконтроль, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

Конспект открытого логопедического занятия "Дифференциация звуков Л - Ль. Буква Л". (подготовительная к школе группа).

Предлагаю Вашему вниманию конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы (ФФНР).Занятие было проведено в рамках методического объединения учителей-логопедов город...

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конструкт логопедического занятия для учащихся 2-3 класса, имеющих нарушение письма и чтения, обусловленных ОНР. Тема "Синонимы"

Конструкт логопедического занятия по теме "Синонимы" составлен в соответствии с требованиями ФГОС....