Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий",
статья

Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей дошкольного возраста с системными нарушениями речи с использованием современных информационных технологий

Использование компьютера в обучении и воспитании детей с речевыми нарушениями становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике и психологии состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания; создании новых научно обоснованных средств развития активной творческой деятельности.

         Коррекционный педагог все чаще сталкивается с необходимостью поиска все новых методов и форм коррекционного воздействия, поиска обходных путей в работе с детьми, имеющими сложную структуру дефекта.

Сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия (Л.С. Выготский, 1960; Н.И. Жинкин, 1958 и др.).

Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности, визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.

Актуальность применения компьютерных технологий продиктована современностью - это компьютеризация процесса образования в Российской Федерации, повышение требований к качеству образования, необходимость оптимизации коррекционного процесса, повышение его эффективности, создание у детей мотивационной готовности к процессу обучения.

 Применение специализированных компьютерных технологий в системе коррекционного процесса позволяет активизировать у детей компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.

Как показал опыт, преимущества электронного способа работы с информацией являются:

  • последовательность и системность информации;
  • тезисность и информативность;
  • наглядность и информативность подачи материала;
  • легкость возврата к предыдущей информации;
  • возможность дополнения или исправления информации;
  • копируемость;
  • транспортабельность.

На данный момент разработано и много компьютерных программ, рассчитанных на детей дошкольного возраста. Данные программы нацелены на развитие внимания, памяти, мышления. Однако не все массовые компьютерные игры можно использовать для обучения детей в логопедических группах. Большинство из них не соответствуют методике обучения детей с нарушениями речи, а в некоторых случаях содержат ошибки. На данный момент необходимо создание компьютерных программ, которые отвечали бы требованиям коррекционной педагогики.         Альтернативой в данном случае может стать создание собственных слайд-фильмов, презентаций в программе Microsoft Power Point и компьютерных презентаций, разработанных педагогом с учетом особенностей развития их воспитанников.

В своей практической деятельности столкнулась с необходимостью создания заданий в виде презентаций.

 При разработке заданий в стиле презентаций я руководствовалась программой Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада», Программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой (1985), опиралась на методический и практический аспект работы в программе Роwег Роint, подробно освещенный О.Б.Воронковой.

         Система коррекционной работы построена на основе методик обучения детей с отклонениями развития. Авторы – Л. Н. Ефименкова, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, Р. И. Лалаева, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, 1969, 2002.

Вариативно использовались методические разработки Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».

        Был разработан наглядный материал по развитию артикуляционной моторики у детей, оформленный   в стиле презентациий. Каждое артикуляционное упражнение – это слайд с текстовым сопровождением.

Эта информация в электронном виде полезна как родителям в индивидуальной работе с детьми дома, так и в практической деятельности воспитателя.

У детей с общим недоразвитием речи нарушения фонематического слуха являются стойкими и требуют длительной коррекции. Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей преодоления нарушений фонематических процессов как необходимой ступени к овладению грамотой.

        При развитии фонематического слуха у детей использую наряду с традиционными методами коррекции компьютерные технологии, в частности, разработанные задания в стиле презентаций - слайды на дифференциацию звуков: сонорных, свистящих-шипящих.

Упражнение: «Исключение четвертого лишнего»

Цели: Расширение словарного запаса по лексическим темам. Развитие фонематического слуха и фонематических представлений – выделение заданных согласных из ряда слов, дифференциация звуков [р] – [л], закрепление правильного произношения сонорных звуков.

Описание упражнения

При нажатии левой клавишей мыши происходит смена слайдов. Ребенок должен назвать картинки, появившиеся на экране монитора, затем выделить общий согласный звук, который есть в названиях трех картинок.

После этого он называет четвертую картинку, где этот звук не повторяется.

 -В словах «дятел», «голубь», «галка» есть звук [л]. В слове «ворона» этого звука нет. Слово «ворона» – лишнее.  

Слайд 1

Исключение четвертого лишнего (ребенок должен назвать слово, в котором нет звука Л).

Зимующие птицы ……………….        дятел, голубь, ворона, галка.

Дикие животные ……………….        лось, белка, барсук, волк.

Животные жарких стран……….        коала, лама, тигр, слон

Инструменты ……………………        топор, пила, молоток, лопата.

Мебель……………………………        стол, полка, кровать, стул

Слайд 2

Исключение четвертого лишнего (ребенок должен назвать слово, в котором нет звука Р).

Домашние животные …………...        кролик, лошадь, баран, корова.

Животные жарких стран ……….        носорог, слон, кенгуру, зебра.

Зимующие птицы ………………        голубь, сорока, воробей, ворона.

Овощи …………………………...        горох, свекла, кукуруза, морковь.

Овощи …………………………...        морковь, лук, помидор, горох.

Фрукты ………………………….        Груша, персик, виноград, яблоко.

Одежда ………………………….        фартук, рубашка, шорты, платье.

Посуда ……………………………        самовар, сковорода, термос, вилка.

Аналогично проводится работа по дифференциации свистящих – шипящих звуков.

        Преимущества расположения материала по лексическим темам в том, что по ходу выполнения заданий логопед имеет возможность проводить с детьми работу по накоплению и уточнению словаря, закреплять у них обобщающие понятия.

В течение года проводятся консультации для педагогов, родителей по развитию фонематического слуха у детей, по практическому применению презентаций с разъяснением методики работы с наглядным материалом.

Упражнения были рекомендованы родителями для выполнения домашних заданий с детьми на этапе автоматизации и дифференциации звуков.

Хочу подчеркнуть, что каждое занятие с использованием компьютерной технологии в практической деятельности педагога является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств коррекционного обучения.

Как правило, занятие содержит не более одного упражнения компьютерной программы или слайда презентации и включается в конце занятия.

Занятия проводятся индивидуально или по группам (2 человека) 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Продолжительность разовой работы на компьютере для детей 5-6 лет, не имеющих отклонения в состоянии здоровья, составляет 10-15 минут.  Для детей, относящихся к группе риска по состоянию зрения и имеющих повышенную судорожную возбудимость, нагрузку педагог дозирует индивидуально.

В своей практической деятельности руководствовалась гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий В.И. Ковалько, ссылками на валеологические исследования Н.К. Смирнова, Н.Т. Лебедевой, а также письмо Министерства образования РФ от 17.12.2001 г. № 957/13-13.

Для профилактики зрительного и общего утомления на занятиях   рекомендуется проводить с детьми комплекс упражнений для глаз в игровой форме, которые выполняются сидя или стоя, отвернувшись от экрана, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движений глаз.

 На занятиях с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активны, открыты, у них менее выражена тревожность. Меняющиеся и возникающие на экране изображения вызывают у детей больший интерес, чем традиционные иллюстрации в книге. Благодаря динамичной смене изображений, цвета фона, возникновению и исчезновению анимированного персонажа, от лица которого ведется речь, внимание детей удерживается дольше.

Очень важно, что ребенок самостоятельно пользуется компьютерной мышью, что вызывает у него дополнительный интерес, мотивацию к выполнению упражнения, а также способствует развитию мелкой моторики рук.

Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

Список использованной литературы

1.        Воронкова, О.Б. Информатика: методическая копилка преподавателя/         О.Б.Воронкова. – Ростов н/Д, 2007. – 60 с.

2.        Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у         дошкольников: Книга для логопеда/ Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова,         Т.Б.Филичева. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1990. – 239с.

3.        Ковалько, В.И. Здоровье – сберегающие технологии: школьник и         компьютер/ В.И.Ковалько. – М.: Просвещение, 2007. – 40 с.

4.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. -М.: Просвещение. -         1968. - 133 с.

5.        Лопатина Л. В., Серебрякова П. В. Преодоление речевых нарушений у         дошкольников. СПб. Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во «Союз»,         2001. 191 с.

6.        Филичева, Т.Б Подготовка к школе детей с общим недоразвитием         речи в условиях специального детского сада: Учебное пособие/         Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М.: Изд-во МГЗПИ. – 1991. – 187 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Статья  " Использование современных информационных технологий в преподавании технологии" методические рекомендации молодым учителям...

Использование современных информационных технологий для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.Технология ТОГИС

Основные результаты применения технологии ТОГИС - осознание учениками ценностей совместного труда, овладение умениями организовывать. планировать и осуществлять решение возникших задач, провести ...

Использование современных информационных технологий в преподавании технологии

Информационная технология – это совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющая знания людей и развивающая их возмо...

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

Доклад на конференции Эффективное использование современных информационных технологий, электронно-образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в современной школе.

Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения позволяет интенсифицировать процесс обучения. А именно:- повысить темп урока;- увеличит...

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯЦель исследования ‑ анализ, п...

Информационный проект «Использование современных информационных технологий на уроках английского языка»

Информационный проект «Использование современных информационных технологийна уроках английского языка»...