ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.
статья по физике (9, 10, 11 класс)

Хулхачиева Галина Ходжигоровна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования ‑ анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.

Задачи исследования:

1.    Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.

2.    Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.

3.    Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mesto_tehnologiy_v_innovatsionnoy_deyatelnosti.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  общеобразовательное  учреждение  «Ачинеровская СОШ». 

Выступление на педагогическом совете:

«Место технологий в инновационной деятельности.»

Учитель физики, информатики, астрономии и ОБЖ

Хулхачиева Галина Ходжигоровна

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования  анализ, поиск и теоретическое обоснование таких технологий обучения физике, которые на современном этапе развития общества соответствуют принципу инновационности, позволяющему повысить эффективность обучения.

Задачи исследования: 

  1. Выявить технологии обучения физике, которые на современном, этапе удовлетворяют принципу инновационности.
  2. Выявить особенности управления самостоятельной поисково-научной деятельностью учащихся на уроках физики с использованием инновационных технологий.
  3. Проверить эффективность использования инновационных технологий обучения физике в средней школе.

Задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний или в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира, на первый план на современном этапе развития общества, выходят требования сохранения и развития личностных качеств ученика, развитие его творческого потенциала и интеллекта, жизненноценностных ориентаций.

Вопрос же о том, как специальными педагогическими средствами целенаправленно развивать интеллект ученика, его творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию, остается открытым. Это проблема номер один современных инновационных поисков.

В инновационных процессах целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные.

Определим термин инновационных процессов с исторической и научной точки зрения:

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» — «в направлении изменений».  

Инновация — это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы.

Согласно этому необходимо четко определять и дифференцировать понятия «инновационные образовательные технологии» и «инновационное образование». Таким образом:

Инновационные образовательные технологии и программы – это любые образовательные технологии, являющиеся результатом инновационной деятельности педагогов, создавших и развивших их;

 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ

К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов:

1) изменение в целях;

2) изменение в содержании образования;

3) новые средства обучения;

4) новые идеи воспитания;

5) новые способы и приемы обучения, развития, воспитания  школьников и т.д.

Инновационные технологии обучения физике (исследовательские, игровые, дискуссионные и др.) должны включать такие виды деятельности учащихся, которые характеризуются их субъективной позицией на уроке, так как деятельность учащихся на уроке определяется не только содержанием и структурой физического знания, но и их индивидуальными потребностями и интересами.

Методика использования инновационных технологий обучения физике будет эффективной, если они обеспечат полное включение учащихся в познавательную деятельность на уроке, предполагающую самостоятельное получение и анализ результатов, диалоговую форму организации поисковой деятельности, положительный эмоциональный настрой учащихся на содержание урока и их ориентацию на достижение успеха в учебной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

 СИСТЕМА ФРОНТАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ В 10-11 КЛАССАХ – это совокупность естественных и виртуальных лабораторных работ, программного и методического обеспечения их проведения, творческих индивидуальных заданий. Таким образом, наглядно это может быть представлено в следующем виде:

ВИРТУАЛЬНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ, ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К НИМ ИХ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

 В качестве индивидуальных творческих заданий используются следующие:

1.        Самостоятельная разработка различных электрических и радиотехнических схем.

Ученики при этом пользуются домашними компьютерами.

Задания выдаются либо индивидуально или так называемой творческой группе, состоящей из 2-3 человек.

  1. Научно исследовательские работы, которые носят долговременный характер, и предназначены для выступления и защиты на научно-практических конференциях учащихся:

Научноисследовательские работы учащихся занимают особое место при внедрении инновационных технологий обучения. Это вызвано следующими причинами:

- необходимостью внедрения индивидуально-ориентированного обучения, направленного в первую очередь на отдельно взятую личность обучаемого с учетом всех его умственных и психофизиологических особенностей и выбранной специализации дальнейшего обучения;

- приобщения учащихся к современным методам проведения физических экспериментов, таких, например как компьютерное моделирование физических явлений и использование современных вычислительных средств для измерения различных физических величин;

- развития интеллекта ученика, его творческого и научного мышления, формирование научного мировоззрения.

 Разработка модели инновационноинформационного научно-методического сопровождения учебного процесса:

  1. Создание банка компьютерных информационных материалов и эффективной целостной методики использования инновационноинформационных технологий в обучении физике.

 

В данной работе была предложена для рассмотрения следующая схема организации учебного процесса, с точки зрения применения инновационноинформационных технологий обучения:

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

ПОЛУЧЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ

УСВОЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Компьютерные демонстрации

Компьютерные демонстрации

Электронные учебники

Компьютерное тестирование

Электронные учебники

Компьютерное тестирование самоконтроля

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента

Компьютерные лабораторные работы

Творческий экзамен с применением компьютерных технологий

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные программы моделирования

Компьютерные научноисследовательские работы учащихся

В соответствии с предложенной моделью, проводилась работа в следующих направлениях:

  1. Систематизация имеющихся компьютерных информационных материалов:

ЭОР «Классная физика», «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,

  1. Создание собственных компьютерных информационных материалов.

Презентации по темам для всех классов почти по всем темам.

3. Образование и использование связей между указанными компонентами.

Следует отметить, путь к построению данной системы, проходил через количественный метод, приобретения, накопления и создания вышеуказанных материалов.

Результатом проводимой работы и внедрения данной системы явилось:

  1. Повышение эффективности обучения.
  2. Повышение заинтересованности большей части учащихся к изучению предмета.
  3. Образование тесных взаимных связей между компонентами модели и использование результатов работы по одному из компонентов для реализации задач других компонентов.
  4. Повышение успеваемости по физике.

ЭЛЕКТИВНЫЕ   КУРСЫ

Одним из важнейших компонентов современного инновационного образования на мой взгляд, является разработка и внедрение в учебную деятельность элективных   курсов по предмету. Данные курсы играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени  обучения. Они связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, жизненных планов, таким образом, в какой-то мере можно говорить о социальном заказе общества. Выполняя такой заказ сбора и анализа пожеланий учеников, мной  проводился следующий курс:

 

«Электрические помощники в быту», кружок «Юный физик»

Как элемент системы инновационного образования, элективные  курсы  кроме личносто-ориентированного подхода к обучению позволяют решить следующие задачи при изучении физики:

- углубить знания о методах научного познания на основе знакомства с алгоритмами наблюдения, эксперимента, теоретического мышления;

- сформировать умения систематизации наблюдений, проведения экспериментальных исследований, использования измерительных приборов;

- сформировать умения использования языка физики для анализа научной информации;

- сформировать умения применения полученных знаний при объяснении явлений природы.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Применение компетентностного подхода в моей педагогической практике, как раз и стало логическим и закономерным продолжением, проводимой мной работы по внедрению инновационно-информационных технологий обучения физике.

Анализируя и совершенствуя ранее предложенную схему организации учебного процесса, я и пришла к осознанию необходимости модернизации и применения компетентностного подхода в обучении. С точки зрения развития у учащихся ключевых компетенций, данная модель претерпела следующие изменения:

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ

КОММУНИКАТИВНАЯ

КООПЕРАТИВНАЯ

ПРОБЛЕМНАЯ

Электронные учебники

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента

Компьютерные научно исследовательские работы учащихся

Компьютерные научно исследовательские работы учащихся

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные лабораторные работы

Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента

Компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента

Компьютерные научно-исследовательские работы учащихся

Электронные учебники

Творческий экзамен с применением компьютерных технологий

Компьютерные демонстрации

Творческий экзамен с применением компьютерных технологий

Компьютерное тестирование

Последнее представление даёт более чёткую картину осмысления целей образовательного процесса состоящим из: определения целей обучения учащихся педагогом, целей изучения учащимися данного учебного материала, а также совокупности методов и приёмов для их достижения. То есть, говоря языком системы компетентностного подхода – формирования у учащихся совокупности ключевых компетенций.

Как видно из представленной модели, основными формами учебной деятельности позволяющими овладеть учащимся ключевыми компетенциями, на мой взгляд,  являются: компьютерные научно-исследовательские работы, компьютерные лабораторные работы и компьютерные программы моделирования и демонстрационного эксперимента.

Именно они, по моему мнению, в первую очередь, способствуют приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, самостоятельное решение проблемных ситуаций, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях. Таким образом, как раз мы и реализуем инновационные методы обучения, согласно тем определениям, которые были даны вначале рассмотрения данной проблемы.

Чтобы успешно реализовать инновационные методы обучения, педагог должен уметь:

- В совершенстве владеть современными информационными знаниями, технологиями и методикой их применения.

-Успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность.

-Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников;

-Проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам.

-Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций.

-Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами учащихся, характерными для их возраста.

-Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике.

-Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

-Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися.

-В совершенстве использовать метод “Создание ситуации успеха”.

Привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени.

-Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

-Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

-Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

  Самостоятельное проведение учащимися лабораторных экспериментов с использованием компьютерной техники поддерживает интерес к изучению школьных дисциплин, повышает активность на уроке, позволяет вовлечь большее количество учеников в работу.

 - знакомит учеников с современными методами научных исследований;

- школьники получают представление о системах автоматизированного сбора данных, освобождаются в ряде случаев от выполнения вспомогательных действий по обработке результатов измерений и оформлению отчета.

- развивает познавательный интерес;

- формирует разносторонние экспериментальные умения и практические навыки школьников;

- предоставляет широкие возможности для проектной деятельности учащихся;

- обучение идет через открытие;

- развивает творческие способности учащихся.

 - Работа с одарёнными детьми (проведение занятий по подготовке к олимпиадам).  Призёр –  Бистеев Баир, победитель школьного тура  и призёр муниципального тура прошлого года .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных информационных технологий на примере урока физики по теме: "Сила трения".

Урок физики по теме:"Сила трения". 10 класс. Урок с использованием ИКТ. На уроке применяется работа в малых группах, а также имеются элементы исследовательской деятельности....

«ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»

laquo;ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИЙ И КОМПЕТЕНТОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ»...

Инновационный проект «Стимулирование познавательной активности учащихся в обучении математике посредством использования современных информационных технологий»

Сегодня очень актуальны направления, которые  способствуют повышению активности учеников. Меняются не только содержание образования, но и  технологии их преподавания, методы и приемы. Особую...

Статья: «Инновационные технологии при обучении физики на основе использования современных интерактивных учебных пособий «Наглядная физика».

В данной статье я представляю свой опыт использования интерактивных методов обучения, основанный на использовании современных информационно-коммуникационных технологий....

Использование современных образовательных технологий при изучении физики

Под современными образовательными технологиями в обучении понимается процесс совершенствования способов, форм, методов, приемов и средств обучения. Инновационная деятельность неразрывно связывает учеб...