«Канистерапия – способ адаптации детей с ТМНР»
статья на тему

Особенностями канис-терапии является комплексное воздействие на физическое и психическое состояние человека, способствующее развитию психофизиологических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Особого внимания заслуживают возможности канис-терапии по интеграции с другими методами для достижения синергетического эффекта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Суворова Галина Валерьевна

Учитель-логопед ГБОУ школа №7

«Канистерапия – способ адаптации детей с ТМНР»

В условиях реформирования системы коррекционного образования вопросы организации и совершенствования логопедической работы крайне актуальны.  Процесс обучения и воспитания лиц с расстройствами речевой и речемыслительной деятельности требует применения системного междисциплинарного подхода, использование широкого спектра современных методов. Теоретический анализ проблемы позволил обратить внимание на зарубежный и отечественный опыт применения канис-терапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, как метода развития, восстановления или компенсации имеющихся нарушений, адаптации к условиям жизни в обществе.

Для детей с ТМНР характерно помимо наличия соматических заболеваний и психологические проблемы: высокая тревожность, неуверенность – стресс. На основании анализа медицинских исследований, которое провела М.Мальцева, установлено влияние канис-терапии на уровень некоторых гормонов в организме человека. Канис-терапия позволяет устранить негативное влияние стресса.

Достоинством канис-терапии является комплексное воздействие на физическое и психическое состояние человека, способствующее развитию психофизиологических, эмоциональных и интеллектуальных способностей. Особого внимания заслуживают возможности канис-терапии по интеграции с другими методами для достижения синергетического эффекта. Однако отсутствие доступных методических разработок по канис-терапии в логопедии и необходимость совершенствования методов оценки результатов определяют актуальность исследований в этой области. В практическом плане решение данной проблемы позволит использовать дополнительные ресурсы в работе с детьми с ОВЗ.

В 2014-2015 учебном году на базе ГБОУ школы № 7 Красносельского района Санкт-Петербурга совместно с благотворительной общественной организацией «Собаки для жизни» начал реализовываться учебный проект «Дай лапу друг».

Целью данного проекта являлось повышение эффективности коррекционной работы, реабилитации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья путем создания условий для обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей.

Осуществлена разработка экспериментальной логопедической программы с использованием метода канис-терапии. Программа ориентирована на учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития - классов «Особый ребенок», рассчитана на 12 индивидуальных занятий. Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Занятие длится 20 минут, с регулярностью 1 раз в неделю. Исходя из индивидуальных потребностей, предусмотрены различные, постепенно усложняющиеся, игровые упражнения, выполняемые во взаимодействии со специально подготовленной собакой. С каждым ребенком работает логопед и канис-терапевт с собакой, при необходимости, присутствует психолог.

Игровые упражнения с собаками позволяют эффективнее задействовать все анализаторы и могут быть интегрированы в структуру коррекционного занятия на всех его этапах. Особо следует отметить, что собака является одним из инструментов, используемых в работе, главная роль в которой принадлежит специалистам: логопедам, психологам, дефектологам и учителям. Применение метода канис-терапии эффективно в направлении развития общей и мелкой моторики, психических функций, речевых функций. В программе предусмотрено взаимодействие специалистов службы сопровождения, установление межпредметных связей и закрепление их во внеклассной деятельности. Канис-терапевтическое воздействие направлено на коррекцию нарушенных компонентов устной и письменной речи: фонетико-фонематической; лексической; грамматической; развитие связной речи. В ходе выполнения заданий особое внимание уделялось социализации детей, формированию социально-бытовых навыков.

Задачами программы являлись:

  1. Повышение мотивации достижения у школьников, коррекция эмоционального состояния, вовлечение их в активное социальное взаимодействие и учебно-воспитательный процесс.
  2. Сенсомоторное развитие, коррекция нарушений речи, активизация познавательной деятельности, формирование коммуникативных способностей.
  3. Формирование личности, нормализация микросоциального окружения, создание условий для сотрудничества логопеда с родителями, развитие умений социально-бытовой ориентировки.

Составлено примерное календарно-тематическое планирование и подготовлены планы конспекты уроков. Исходя из необходимости проведения исследования и оценки его результатов, на подготовительном этапе большое внимание уделялось отбору участников программы с учетом пожеланий родителей.  Стандартизация процедуры отбора учащихся, собак, волонтеров и специалистов службы сопровождения, является сложнейшей задачей со многими переменным и поэтому трудно реализуемой на практике (люди и животные имеют индивидуальные различия, значимость которых сложно оценить имеющимися методами). Использование при проведении исследования метода качественного анализа случаев коррекционной практики позволяет нивелировать указанную проблему.

Разработаны критерии оценки и шкалы экспертной оценки, позволяющие систематизировать полученные данные. В ходе реализации программы оценка участников производилась посредством наблюдения за их поведением до начала занятия, на занятие и по его завершению.  За каждым учащимся наблюдали логопед, классный руководитель, воспитатель, психолог и дефектолог, подробно фиксируя особенности его поведения. После занятия эксперты анализировали полученные данные, оценивая особенности эмоциональной, мотивационной и коммуникативной сфер личности, качество выполнения учебных заданий. На следующем этапе осуществлялось сведение экспертных оценок и качественный анализ конкретных случаев из коррекционной практики.

Результаты проведенного пилотажного исследования свидетельствуют о наличии у большинства участников программы положительных изменений.

Выводы:

  1. Использование возможностей канис-терапии на логопедических занятиях оказало положительное влияние на все сферы личности учащихся. В большей степени на эмоциональную и поведенческую.
  2. Повышение мотивации способствовало улучшению качества усвоения учебного материала.
  3. Важным положительным эффектом является снижение тревоги и числа стереотипических действий.
  4. Положительные результаты достаточно устойчивы и зачастую сохраняются после завершения уроков, что отмечается другими педагогами и родителями.
  5. Применение канис-терапии способствовало повышению качества адаптации учащихся к изменяющимся условиям окружающего мира, их социализации.
  6. Особо следует отметить, что перечисленные позитивные изменения являются результатом совместных усилий всех специалистов и педагогов, работавших с этими детьми много лет. Канис-терапия явилась своеобразным катализатором, ускорившим процесс перехода количественных изменений в качественные.
  7. Установление междисциплинарных связей способствовало закреплению положительного эффекта от канис-терапии.

Результаты работы по реализации учебного проекта «Дай лапу друг» могут найти практическое применение при совершенствовании коррекционной работы и системы сопровождения учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Развитие математического мышления как способ адаптации учащихся к ЕГЭ"

Материал содержит программу и тематическое планирование элективного крса "Разивтие математического мышления как способ адаптации учащихся к ЕГЭ" по подготовке к ЕГЭ по математике...

Развитие творческих способностей – один из способов социальной адаптации детей с двигательной патологией

О реабилитации больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Развивать детские способности – это, значит, вооружить ребенка способами деят...

Способы преодоления трудностей эмоциональной и социальной адаптации детей с ТМНР в условиях дифференцированного образования

Презентация к семинару-практикуму ГБОУ Школа №281 от 31.01.2019 "Социальная адаптация детей с ОВЗ"...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....

Конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для детей с нарушениями слуха и для детей с ТМНР

План-конспект подгруппового занятия по формированию элементарных математических представлений может быть использован в работе с детьми с нарушениями слуха дошкольного возраста в подготовительной групп...

«Мульт-терапия как способ успешной социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к школе».

Мультипликационная терапия на сегодняшний момент является одной из наиболее эффективных технологий адаптации и социализации детей, так как развитие компьютерных технологий, доступность для использован...

Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.

Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позво...