Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.
статья

Абашина Юлия Георгиевна

Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позволит расширить образовательное пространство, обеспечить возможности осуществления личностно-ориентированного обучения, коррегировать имеющиеся недостатки и сформировать жизненно необходимые знания, умения, навыки каждого ребенка.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Социально-бытовая адаптация как основное направление социализации детей с ТМНР.

2 слайд

Тяжёлые и множественные нарушения развития (далее – ТМНР) представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объём которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объёма и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребёнка и возможности его участия в жизни общества.

3 слайд

Под социально-бытовой компетенцией понимается приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами.

Бытовой труд является одним из простых видов человеческой деятельности. С ним ребенок сталкивается повседневно и повсеместно с первых дней своей жизни. В жизни надо уметь самостоятельно (или с минимальной помощью) принять пищу, помыть посуду, одеться, убрать в комнате.

Формирование у детей навыков, необходимых им для обретения бытовой независимости - это задача общая в воспитании любого ребёнка, но в отношении детей с ОВЗ приобретает особый смысл. Т.к. овладение даже простейшими навыками самообслуживания не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и «работает» на укрепление его уверенности в своих силах, способствует продвижению в психомоторном развитии. Очень важно использовать все способности, возможности ребёнка и развить у него жизненно-необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли, по возможности, самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту простую работу, жить в нормальных средовых условиях.

4 слайд

Одной из особенностей при организации социально-бытовой адаптации является необходимость учёта особенностей ребёнка, его возможностей, степени утраты здоровья.

5 слайд

Целью социально-бытовой компетенции является усвоение общественного опыта, т.е. формирование необходимого запаса знаний, умений и навыков, способствующего успешной адаптации и интеграции в общество во взрослом возрасте.

6 слайд

Задачи формирования социально-бытовой компетенции состоят в следующем:

  • Расширение представлений детей об окружающем предметном мире.
  • Обогащение чувственного опыта ребенка, формирование правильного восприятия окружающей действительности – умения смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать.
  • Формирование адекватных представлений о социальных явлениях, воспитание навыков социального взаимодействия.

7 слайд

Первоначальный уровень адаптированности ребенка в быту устанавливается в процессе педагогической диагностики, непосредственного наблюдения и общения с ребенком. Умеет ли он вступить в контакт со взрослыми и детьми, насколько он самостоятелен в быту, умеет ли умываться, одеваться, сформированы ли элементарные санитарно-гигиенические навыки, каков уровень его актуального развития. К сожалению, зачастую дети с ТМНР приходят в образовательное учреждение, не обладая элементарными знаниями и умениями в бытовой сфере. В большинстве случаев играет роль нежелание (боязнь оказаться слишком строгим родителем), или же отсутствие возможности (наличие других детей в семье, работы) проявить настойчивость при обучении детей элементарным навыкам.

Как правило, ребенок с умеренной умственной отсталостью и ТМНР не может овладеть даже ритуальными формами общения, общепринятыми и соблюдаемыми при встречах, расставаниях, возникновении неловкости, потребности что-то спросить, узнать. Поэтому детей данной категории нужно учить этикету с первых шагов жизни, повседневно, повсеместно, систематически, терпеливо и настойчиво.

8 слайд

Основные трудности у целевой группы детей с ТМНР:

– несформированность коммуникативных навыков, интереса к взаимодействию с другими детьми;

– неумение выражать свои желания, мнения, решения;

– несформированность умения обходиться без помощи и поддержки взрослых, ухаживающих за ними, в течение дня;

– неумение обращаться за помощью к другим взрослым, принимать помощь от других взрослых.

9 слайд

Наблюдения за данной категорией детей помогли определить показатели нарушенного общения:

– интеллектуальные нарушения (умеренная, тяжёлая и глубокая умственная отсталость, ТМНР);

– неспособность использовать язык и неречевые средства;

– повышенная эмоциональная замкнутость, застенчивость;

– конфликтность;

– навязчивое чувство страха;

– излишняя впечатлительность;

– ранимость, обидчивость;

– тревожность.

10 слайд

В процессе формирования социально-бытовой компетенции детей с ТМНР предусмотрено использование следующих приёмов работы:

– совместные действия взрослого и ребёнка;

– употребление в общении не только речевых, но и альтернативных и дополнительных средств коммуникации;

– подражание действиям взрослого;

- действия по образцу и речевой инструкции;

– поисковые способы ориентации.

11 слайд

Для более успешной социальной адаптации детей со сложными и множественными нарушениями в развитии, основываясь на данных примах, были выдвинуты принципы, на основании которых должна строиться работа.

1. Принцип совместной деятельности подразумевает, что обучение детей происходит исключительно совместно с взрослым и под его контролем.

2. Принцип связи с жизнью – все формируемые умения и навыки должны носить прикладной характер и быть связанными с повседневной жизнью и конкретными ситуациями.

3. Принцип опоры на ранее усвоенные знания и умения. Развитие и углубление имеющихся у детей навыков происходит на основе уже имеющегося опыта.

4. Принцип опоры на ведущую деятельность и сохранные сенсорные функции подразумевает, что формирование навыков самообслуживания идёт с опорой на ведущий вид деятельности ребёнка, основывается на неповреждённых или менее повреждённых системах организма.

Таким образом, сложная структура нарушения предполагает поиск новых путей и средств для достижения наибольшего эффекта в контексте психолого-педагогической помощи детям.

Каждый ребёнок с тяжёлыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития наделён особыми способностями, имеет свой собственный темп и ритм развития, но вместе с тем имеет и большое количество ограничений.

Задача педагога состоит в выявлении альтернативных путей развития деятельности ребёнка, которые позволяют в некоторой мере компенсировать его ограничения.

12 слайд

Успешность формирования бытовой самостоятельности определяется соблюдением следующих условий:

1. Определение актуального уровня потребностей ребёнка.

2. Вера в возможность развития ребёнка, направленность на результативную подготовку каждого воспитанника.

3. Постоянное педагогическое изучение воспитанника, совершенствование содержания работы с ним.

4. Поддержание психофизического комфорта в процессе коррекционно-развивающей работы (ребёнок не должен испытывать голод, жажду, боль, неприятные ощущения).

5. Обеспечение познания окружающего мира органами чувств, восприятия раздражителей различными частями тела.

6. Речевое сопровождение выполняемого действия.

7. Использование разнообразной наглядности, активизация познавательной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала.

8. Формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности.

9. Позитивное подкрепление (даже небольшие успехи детей позитивно оцениваются, а временное отсутствие достижений не воспринимается негативно).

10. Преемственность работы педагогов и родителей.

11. Ослабление контроля с целью повышения самостоятельной активности ребёнка.

13 слайд

Работа с родителями (законными представителями)

Одним из составляющих направлений социализации детей с ТМНР является работа с родителями. Постоянная работа с родителями, вовлечение их в процесс социально-бытовой адаптации позволяют наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на коррекцию и социализацию детей с ТМНР. Многие родители прилагают большие усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребёнка, но им часто не хватает знаний и умения. Воспитание ребёнка данной категории требует много терпения, настойчивости, понимания и часто даже педагогической изобретательности. Родители, получая поддержку со стороны воспитателей и специалистов, становятся социально активнее и более открытыми к вопросам воспитания их детей.

14 слайд

Максимально возможное социальное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий: более раннее начало коррекционной работы; благоприятная семейная обстановка и тесная связь учреждения с семьёй; применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с особыми образовательными возможностями и целям их воспитания.

Вывод

Анализируя вышеизложенное можно прийти к выводу, что социальные подходы в коррекционно-педагогической работе с детьми с ТМНР в процессе активизации их ведущих видов деятельности способствуют возникновению потребности к установлению социальных отношений с взрослыми и сверстниками, формированию представления о себе, предметном мире, окружающей действительности, формированию адекватного поведения в ближайшем окружении, привитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, что способствует в конечном итоге социальной реабилитации и адаптации детей данной категории во взрослом возрасте.

Успех формирования социально-бытовых умений и навыков зависит от адаптации учебной программы к нуждам конкретного ребенка. Ориентация на социальную направленность учебно-воспитательного процесса позволит расширить образовательное пространство, обеспечить возможности осуществления личностно-ориентированного обучения, коррегировать имеющиеся недостатки и сформировать жизненно необходимые знания, умения, навыки каждого ребенка.

Представляется необходимым создавать условия для взаимодействия педагогического состава с родителями для совместного решения вопросов социально-бытовой адаптации, как основной формы социализации детей с ТМНР.

Важно вырабатывать рекомендации для родителей, в целях предупреждения получения детьми негативного опыта в семье во время социально-бытовой адаптации в домашних условиях. Зачастую, родители не обладают достаточным количеством знаний, умений и терпения, чтобы создавать у ребенка бытовые ритуалы. Естественно, существуют и общие рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ТМНР. Конечно, всё это непросто. Однако правильный подход, повседневное приучение ребёнка к выполнению посильных заданий со временем покажут результаты. И ребёнок постепенно станет самостоятельным обслуживающим себя человеком, а иногда и помощником своих родителей.

15 слайд

В заключении своего доклада, предлагаю практические советы для родителей по обучению детей новым видам деятельности.

1. Сначала выясните, как ребёнок вас понимает. Он может понимать вас, слушая вашу речь, наблюдая за выражением лица, движениями рук, тела. Или же ребёнок может понять вас, если он прикасается к вам тогда, когда вы что-то делаете. Ребенок может понять вас, делая что-то вместе с вами.

2. Учите ребёнка выполнять различные виды деятельности в то время, когда это обычно делают другие люди. Например, помогайте ребёнку учиться раздеваться, когда пришло время сменить одежду или ложиться спать.

Начните обучение с того вида деятельности, которому, по вашему мнению, он сможет научиться легче всего.

Учите ребёнка одновременно только одному виду деятельности. Начинайте обучать его новому только тогда, когда он научится хорошо выполнять предыдущее.

3. Каждый день выделяйте некоторое время обучению ребёнка. Ребёнок сможет быстрее научиться чему-то, если   видит, что другие тоже делают это (например, вся семья обедает вместе).

4. Может случиться так, что ребёнок не может научиться какому-то новому виду деятельности, как бы вы ни старались обучать его. В этом случае разрешите ребёнку заниматься тем, что он уже может делать. Это поможет совершенствовать ему своё умение. 

5. Когда вы обучаете ребёнка, вы должны привлечь всё его внимание. Ребёнок не сможет хорошо сконцентрировать внимание, если он голоден или устал. Убедитесь, что у него всё в порядке и ему удобно. Для занятий выбирайте тихое и спокойное место, где ребёнок может сосредоточиться.

6. Некоторые дети могут удерживать внимание на очень короткое время. Если ребёнок такой, то сначала учите его тем видам деятельности или играм, которые ему нравятся больше всего. Каждый день подолгу занимайтесь теми видами деятельности, которые нравятся ребёнку. Таким способом вы научите ребёнка удерживать внимание на одном занятии в течении длительного времени. Когда он сможет это делать, начинайте учить его другим видам деятельности. Однако следует помнить, что, если ребёнок подолгу занимается одним и тем же, он может устать. Тогда он может не захотеть вообще заниматься этим. Не заставляйте ребёнка делать что-либо очень долго. Наблюдайте за ним, чтобы заметить, когда он начнёт уставать. Прекратите заниматься этим видом деятельности, до того, как малыш устанет.

7. Будьте терпеливы, когда обучаете ребёнка. Говорите с ним медленно, тихо. Ребёнок ничему не научится, если вы кричите на него или пугаете.

8. Чтобы помочь ребёнку быстрее учиться, необходимо использовать поощрение. Когда ребёнок получает какое-то поощрение за то, что он правильно что-то сделал, он захочет сделать это опять. Поэтому делайте так, чтобы ребёнок, которого вы обучаете, зная, что вы поощрите его за то, чтобы он сделал что-то хорошо. 

9. Помогайте и подсказывайте, кладя свои руки поверх рук ребёнка, только если он нуждается в вашей помощи, чтобы завершить что-либо. Физическая подсказка. Цель физической подсказки - помочь ребенку ответить правильно. Физические подсказки могут быть разных уровней интенсивности.

  • Полная физическая подсказка. Рука взрослого полностью контролирует руку ребенка. Во время выполнения подсказки взрослый ведет руку ребенка и рукой ребенка делает то, что требуется выполнить.
  • Физическая подсказка на уровне кисти. Взрослый контролирует движения ребенка, держа свою руку на уровне кисти ребенка.
  • Физическая подсказка на уровне локтя. Взрослый контролирует руку ребенка, держа свою руку на уровне локтя ребенка. Ребенок имеет больше самостоятельности в этом варианте, а взрослый уменьшает контроль за действиями ребенка.
  • Физическая подсказка на уровне плеча. Взрослый руководит движениями ребенка, держа свою руку на плече ребенка. Он подталкивает руку ребенка в правильном направлении.
  • Нулевая физическая подсказка. Ребенок делает все сам после предъявления инструкции (т.е. самостоятельно).
  • Начиная обучение с более интенсивной подсказки, постепенно снижается уровень интенсивности и ребенок постепенно приобретает самостоятельность.

10. Продолжайте обучение до тех пор таким образом, пока он не обучится выполнять данный вид деятельности целиком, без посторонней помощи. Это может занять несколько дней, недель или месяцев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные направления работы по социально-бытовой адаптации младших школьников с проблемами в интеллектуальном развитии

Жизнь людей измеряется не прожитыми годами, а тем, какой след они оставят на Земле. Призвание учить – очень громкое слово, не всегда и не каждый сразу уверен в правильном выборе своей профессии. Лишь...

Представление инновационного педагогического опыта "Профориентационная работа-одно из направлений социализации детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Выбор профессии является одним из м...

Коррекционно-развивающая программа по формированию социально- бытовой адаптации детей с ТМНР

Социально-бытовая адаптация детей с ТМНР  В связи с актуальностью данного вопроса формулируется следующая цель: изучение и формирование социальной адаптации детей с ТМНР....