«Формирование коммуникационной компетентности воспитанников, через погружение в мир профессий путем создания интерактивных игр»
проект на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г. НАДЫМА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» г.НАДЫМА)
Утверждаю
И.о заведующего МДОУ
«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
______________И.О.Колесникова
приказ №________ от «____»______20__г.
Принято:
Педагогическим советом
«Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
протокол №_____от _____20__г.
Педагогический проект
«Формирование коммуникативной компетенции воспитанников через погружение в мир профессий путём создания банка интерактивных игр»
Разработчик: Татаркина Е.В., учитель-логопед МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма»
Надым, 2018г
СОДЕРЖАНИЕ:
Паспорт проекта | 3 | |
1. | Введение | 5 |
1.1 | Актуальность проекта | 5 |
1.2 | Цель и задачи проекта | 6 |
1.3 | Принципы реализации проекта | 7 |
2. | Программа реализации проекта | 7 |
2.1 | Основные направления | 8 |
2.2 | Этапы и сроки реализации проекта | 8 |
3. | Планирование ресурсного обеспечения | 8 |
3.1 | Риски и их предупреждения | 11 |
4. | Предполагаемый результат | 12 |
Список литературы | 12 | |
Приложение 1. Анкета для воспитанников по профориентации | 14 | |
Приложение 2. Уровень грамматического строя речи | 14 | |
Приложение 3. Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи | 19 |
Паспорт проекта
1 | Наименование образовательного учреждения, реализующего проекта | Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» г.Надыма» |
2 | Адрес учреждения | 629735, ЯНАО, г.Надым, ул.Зверева , д.44 «А» тел. 8(3499) 526172 |
3 | Должность и ФИО ответственного работника, утвердившего проект | И.о заведующего МДОУ «Детский сад «Улыбка» г.Надыма О.А.Колесникова |
4 | Дата утверждения проекта | 24.08.2018 |
5 | Полное название проекта | Педагогический проект «Формирование коммуникативной компетенции воспитанников через погружение в мир профессий путём создания банка интерактивных игр» |
6 | Возраст детей, на которых рассчитан проект | 6лет - до завершения образовательного процесса |
7 | Срок реализации проекта | 1 учебный год |
8 | Количество учебных групп, занимающихся по проекту | 2 группы Занятия проводятся с подгруппой детей по 10 человек |
9 | Сведения об авторе ( ФИО, сведения об образовании, уровень квалификации, должность) | Татаркина Елена Викторовна, высшее профессиональное образование, учитель-логопед. |
10 | Характеристика проекта | |
-по основной направленности | Целью проекта является формирование коммуникативной компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий Задачи проекта: - развивать коммуникативные навыки; - совершенствовать лексико-грамматические категории, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память; - способствовать ранней профориентации детей; -воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду; -формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль),через использование ИКТ. Ожидаемый результат: -умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, говорить правильно, используя речевые, неречевые и интонационные средства выразительности речи в их совокупности; - повышение мотивационной готовности детей к коррекционным занятиям - различает профессии по существенным признакам; - объясняет роль труда в благополучии человека | |
- по усвоению программы | Проект рассчитан на 1учебный год (сентябрь-май) Занятия проводятся 1 раз в месяц с использованием компьютерных игр, продолжительностью 20-25 минут с подгруппой детей и 1 раз в неделю индивидуально на логопедических занятиях, по развитию лексико-грамматических категорий. Работа по проекту предполагает три этапа: I этап (организационный): сентябрь 2018г-проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядно-игрового материала. II этап (практический): октябрь 2018- апрель 2019г реализация тематического плана через использование интерактивных игр, организацию самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации. Развитие лексико-грамматических категорий. III этап (итоговый): май 2019г проведение итогового мониторинга, анализ и обобщение опыта. |
1.Введение
Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи.
Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка, что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.
Среди основных направлений деятельности педагогов дошкольных учреждений одно из центральных мест занимает работа по речевому развитию детей, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития навыков речевого общения детей.
Речь-величайшее богатство, данная человеку, и её как любое богатство, можно либо приумножить, либо растерять.
Речь чудесный дар природы, не даётся человеку от рождения. Должно пройти время,чтобы малыш начал говорить. В раннем детстве в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, малыш овладевает основными грамматическими формами родного языка, накапливает значительный запас слов. Родителям и педагогам следует быть чуткими к ребёнку, много общаться с ним, внимательно слушать его, предоставляя достаточную двигательную свободу.
1.1.Актуальность проекта:
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Эта проблема явилась предметом изучения современных отечественных и зарубежных ученых: М. И. Лисиной, В. А Кан-Калика Н. Д Никандрова, А. Б Добрович, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой, Ф. и др. Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач. (Е. И. Негневицкая, З. Н. Никитенко, Е. А. Ленская, В. И. Верещагина и др.)
Необходимо отметить что, в последнее время возрастает потребность к овладению способами общения в процессе обучения, усиливается необходимость в освоении растущим человеком способов межличностного взаимодействия (Т. А. Репиной, Е. О Смирнова, Белова Е. А.). Этот процесс может и должен осуществляться в педагогической действительности (выражение В. В. Краевского). Однако на данный момент отмечается недостаточная разработка механизмов и подходов к формированию коммуникативной компетентности у дошкольников. Детей учат не столько размышлять и адекватно высказывать свои мысли, сколько полагаются на возможности запоминания ребенком предлагаемого материала. Это противоречие отмечает в своих работах Ш. А. Амоношвили. Перед педагогм возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс, чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения. Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса. Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности ребенка называют: диалог (Е. О. Смирнова, Т. А. Репина, Е. А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З. Я. Футерман, В. Ф. Толстова, И. О. Рыжкова), организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации (C.Новоселова, Н. Е. Короткова) и др. К сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, используются для формирования коммуникативной компетентности детей.
Актуальность данного проекта вызвана следующими факторами:
У детей наблюдается:
- низкий уровень развития коммуникативных навыков, замкнутость, застенчивость;
- несформированность вербальных средств коммуникации;
- ситуативно-деловая форма общения;
- недостаточно развитое дружеское отношение к сверстникам, уважительное отношение к старшим ;
- несформированность навыков ведения диалога, умения задавать вопросы, отвечать на них полными ответами;
- затруднена развёрнутая связная речь.
Встает вопрос – какие условия необходимы, чтобы развивать речевую коммуникативную компетентность у дошкольников?
Использование интерактивной деятельности способствует повышению уровня речевой компетентности дошкольников.
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление редкое.
Работая с детьми старших групп, я столкнулась с тем, что у них плохо развита речь, они испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей жизни, не все могут пересказать литературное произведение, последовательно составить описательный рассказ, затрудняются определить место звука в слове, с трудом запоминают стихотворный материал.
Проблема: отсутствие методических разработок формирования коммуникативных компетенций дошкольников с погружением в раннюю профориентацию, бедная диалогическая речь, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, неспособность детей грамматически правильно построить высказывание.
Гипотеза: Если включить в систему работы по речевому развитию дошкольников, интерактивные игры, через погружение в мир профессий, то повысится уровень развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста.
1.2. Цель и задачи
Целью данного проекта является формирование коммуникативной компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Для решения данной цели были поставлены следующие задачи проекта:
- развивать коммуникативные навыки;
- совершенствовать лексико-грамматические категории, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
- способствовать ранней профориентации детей;
-формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль), через использование ИКТ;
-воспитывать эмоционально-положительное отношение к труду.
Новизна: для того чтобы методы и приемы работы по развитию коммуникативных компетенций детей дошкольного возраста стали наиболее эффективными, необходимо использовать интерактивные игры в разных видах деятельности в сочетании с интеграцией образовательных областей, погружая воспитанников в мир профессий.
1.3.Принципы реализации проекта
Принцип активности ребенка в процессе обучения. Используя ИКТ, стимулируется познавательная активность детей, тем самым, повышается интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.
Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Коррекционная работа с опорой на различные анализаторы.
Принцип научности. Дети усваивают реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).
Принцип наглядности. Используются интерактивные игры, компьютерные развивающие программы, слайд-шоу, видеофрагменты.
Принцип системности и последовательности обучения. Усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. ИКТ позволяют работать над звукопроизношением, просодическим компонентом речи, фонематическим анализом и синтезом, фонематическими представлениями, лексико – грамматическими средствами языка артикуляционной моторикой, мелкой моторикой, связной речью.
Принцип доступности обучения. Наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности соответствуют уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитывается специфика детей с нарушениями речи.
Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются на индивидуальных занятиях и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребенка.
Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране, что исключает субъективную оценку.
Принцип воспитывающего обучения. У детей воспитываются волевые и нравственные качества.
Вид проекта: долгосрочный
Продолжительность проекта: сентябрь 2018-май 2019г
Участники проекта: дети 6-7 лет
2. Программа реализации проекта
В современных исследованиях содержательная линия речевого развития дошкольника определяется речевой компетенцией, которая формируется на этапе дошкольного детства.
Под речевой компетенцией понимается умение практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые ,неречевые и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция ребёнка предусматривает:
Лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую, монологическую, коммуникативную составляющие:
- Лексическая - предполагает наличие определенного запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
- Грамматическая-предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.
- Фонетическая - предполагает развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка.
- Диалогическая - предусматривает сформированность диалогических умений, обеспечивающих конструктивное общение с окружающими.
- Монологическая - предполагает сформированность умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов.
- Коммуникативная - предусматривает умение комплексно применять вербальные и невербальные способы с целью коммуникации, общения в конкретных социально-бытовых ситуаций, умение ориентироваться в ситуации общения , оценить его.
Художественно-речевая компетентность - когнитивно-речевая, поэтико эмоуциональная,варазительно-эмоциональная,театрально-игровая,оценочно-этническая.
Исходя из особенностей развития разных сторон речи детей дошкольного возраста, можно условно обозначить:
Основные направления организации речевой развивающей среды, воспитанников 5-7лет
- совершенствование речи как средства общения;
-целенаправленное формирование навыков самостоятельного рассказывания;
-создание индивидуального «авторского пространства» каждого ребёнка.
Таким образом, грамотная организация речевой развивающей среды в дошкольном учреждении
1.Создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только на занятии, но и в самостоятельной деятельности.
2. Обеспечивает высокий уровень речевой активности детей.
3.Способствует овладению детьми речевыми умениями и навыки естественной обстановке живой разговорной речи.
Еще одним из направлений становления коммуникативной компетенции является формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий, которое подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии.
Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, нои об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, малои весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существуетогромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий, тем самым обогащают свой словарный запас, учатся строить связные предложения.
Все это происходит в игровой форме, с помощью интерактивных игр в соответствии с планом реализации проекта. Дети в течение месяца знакомятся с одной профессией во время индивидуальной работы на логопедических занятиях и на итоговом занятии. Индивидуальная работа с детьми по развитию лексико-грамматических категорий проводится еженедельно. Занятие с использованием компьютерных игр является итоговым и проводится с подгруппой детей 1 раз в месяц после изучения темы. Продолжительность каждого отрезка образовательной деятельности в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13 - 20-25 минут.
2.1.Этапы и сроки реализации проекта
I Организационный этап: (сентябрь 2018).
Цель: исследование комплекса педагогических условий ДОУ, способствующих развитию ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.
Задачи: -формулировка цели и задач.
-создать банк интерактивных данных.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
Составление плана деятельности по реализации проекта и определение форм работы с детьми. | 03.09.2018 | |
Анализ методической литературы. | 07.09.2018 | |
Подбор дидактического материала для проведения мультимедийных презентаций. | 10.09.20-18-14.09.2018 | |
Подбор картотеки для развития лексико-грамматических категорий. | 17.09.2018-21.09.2018 | |
Составление анкеты для детей. | 24.09.2018 | |
Первичная диагностика лексико-грамматических категорий. | 17.09.2018- 28.09.2019 | |
Анкетирование воспитанников по профориентации (приложение 1) | 24.09.2018-28.09.2018 | |
Определение перечня профессий для ознакомления детей | 05.09.2019 |
II Практический этап: (октябрь 2018 г. - апрель 2019 г.).
Цель: внедрение и погружение в мир профессий через использование интерактивных игр.
Задачи:
-совершенствовать лексико-грамматические категории у детей;
-формировать обобщенные представления о значимости труда людей;
-воспитывать интерес к трудовой деятельности взрослого
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Тема: Сыщик | Октябрь |
- | Игра « Назови ласково» | |
Игра « Какой ,какая, какое?» | ||
Игра « Разгадай ребус» | ||
Игра « Составь предложение» | ||
Интерактивная игра «Интересная находка» | ||
2. | Тема: Звездочёт | Ноябрь |
Игра « Рассели слова» | ||
Игра « Раздели слова на слоги» | ||
Игра « Чего много?» | ||
Игра « Скажи наоборот» | ||
Интерактивная игра «Путешествие по Галактике» | ||
3. | Тема: Ихтиолог | Декабрь |
Игра « Заколдованное слово» | ||
Игра «Назови ласково» | ||
Игра « Чей,чья,чьё?» | ||
Интерактивная игра «Путешествие в подводный мир» | ||
4. | Тема: Стелодув. | Январь |
Игра «Надуй шар» | ||
Игра « Сдуем ватку» | ||
Игра «Он, она, оно, они» | ||
Игра « Какая, какое ,какие? | ||
Интерактивная игра «Мастерская стеклодува» | ||
5. | Тема: Геолог | Февраль |
Игра «Собери рюкзак» | ||
Игра « Что из чего?» | ||
Игра « Составь предложение» | ||
Интерактивная игра «Весёлая экспедиция | ||
6. | Тема: Археолог | Март |
Игра «Родственные слова» | ||
Игра «Чей? чья? Чьё?» | ||
Игра « Добавь предлог» | ||
Игра « Составь предложение» | ||
Интерактивная игра «Сложная находка» | ||
7. | Тема: Палеонтолог | Апрель |
Игра «На раскопках» | ||
Игра « Находка» | ||
Игра « Какой? какая, какие?» | ||
Игра « Собери картинку» | ||
Интерактивная игра « По следам диназавров» |
III . Заключительный этап: (май 2018)
Важным условием усвоения материала является диагностическая работа.
Цель: Выявление уровня эффективности формирования речевой компетентности воспитанников.
Задачи: анализ и обобщение опыта
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. | Анкетирование детей по профориентации (приложение 1) | 13.05.2018-17.05.2018 |
2. | Тестирование лексико-грамматических категорий у воспитанников (приложение 2) | 20.05.2018-24.05.2018 |
Диагностика проводится в начале и конце учебного года.
В ходе мониторинга используются методы анкетирования, тестирования.
В ходе анкетирования по профориентации детям задаются вопросы. Для ответов используются наглядные пособия в виде иллюстраций фотографий, видеоматериалов, которые являются подсказками ответов на вопросы.
Ответы детей заносятся в таблицу (приложение 1). И оцениваются по данным критериям:
0 баллов – ребенок дает неправильный ответ.
1 балл – ребенок правильно отвечает на вопросы, но не может их пояснить, не дает развернутый ответ.
2 балла – ребенок правильно отвечает, дает развернутый ответ
Тестирование по лексико-грамматическим категориям заключатся в выполнении детьми пяти тестовых заданий:
• Игра «Назови ласково». Цель: учить образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Описание игры: педагог называет первое слово (например, шар), а ребёнок, называет второе слово (шарик).
• Игра «Один – много». Цель: обучение детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числа
Описание игры: Ребёнку предлагается картинка, на которой изображены один предмет и много таких же предметов. Ребёнок называет их
Варианты 1). Взрослый называет ребёнку предметы в единственном числе, а тот должен называть множественное число этих предметов.
2). Взрослый называет предметы во множественном числе, а ребёнок должен ответить на вопрос: Чего не стало? Например: апельсины – чего не стало? – апельсинов.
• Игра «Чей? чья? чьё?» Цель: упражнять в согласовании притяжательных прилагательных с существительными.
Описание игры: логопед показывает картинку и спрашивает «Чей хвост?». Ребёнок отвечает: «Рыбий».
• Игра «Какой? Какая? Какие?» Цель: формировать представления детей о свойствах предметов.
Описание игры: ребенку предлагается картинка с изображением предмета. Например: железо. Ребенку задаётся вопрос: «Труба какая?». Ответ: «Железная».
• Игра «Составь предложение» Цель: формировать умение по картинке составлять предложение из слов.
Описание игры: ребенку предлагается картинка по которой он составляет предложение.
Данные тесты предназначены для обследования и дальнейшей работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников 6-7лет по разделам: словоизменение, словообразование, характер употребления предложных конструкций. Результаты записываются в таблицу (приложение 2) и оцениваются по следующим критериям.
0баллов-Низкий (Речь резко аграмматична)
1балл-Средний (Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении)
2балла-Достаточный (Грамматический строй близок к возрастной норме)
3. Планирование ресурсного обеспечения проекта:
Кадровое обеспечение проекта: Учитель-логопед
Материально - техническое обеспечение проекта:
Кабинет учителя - логопеда ДОУ предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребёнка с проблемами развития. Основной задачей логопедического кабинета является обеспечение условий для оптимального развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.
В кабинете создана предметная среда с корригирующим, развивающим и оздоравливающим компонентами, систематизировано научно-методическое сопровождение образовательного процесса, ведётся логопедическая документация, функционирует информативный блок для педагогов и родителей.
Кабинет представляет собой специально оборудованное помещение для подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с детьми. Предметная среда логопедического кабинета проектируется в соответствии с программой, которая реализуется в образовательном учреждении.
Развивающая среда кабинета, создавалась на основе принципов построения предметного пространства:
- Доступность: материал для самостоятельных игр детей расположен на нижних открытых полках, материал и документация логопеда – на верхних закрытых полках.
- Системность: весь материал систематизирован по тематике; составлен паспорт кабинета с перечислением всего имеющегося оборудования.
- Здоровьесбережение: достаточное естественное основное и искусственное освещение, дополнительное освещение над зеркалом, проведена пожарная сигнализация. Стены кабинета имеют светлый цвет, цвет мебели пастельных тонов.
- Мобильность: дидактические пособия, планшеты легко снимаются и переносятся во время игр, письменные и детские столы отодвигаются, окно, зеркало по мере необходимости закрываются шторами: пространство кабинета динамично.
- Вариативность: наглядно-методический материал и многие пособия многовариантны (в зависимости от возраста детей, задач обучения) .
- Эстетичность: наглядно-методические пособия и игры выполнены из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформлены.
Кабинет имеет несколько зон:
1. Зона с зеркалом для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции звукопроизношения.
2. Зона дидактического и игрового сопровождения. Занимательное игровое обеспечение для логопедических занятий (настольные игры, лото, кубики, игрушки). Оборудование, способствующее формированию речевого дыхания. Оборудование, способствующее развитию мелкой моторики (обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мозаики).
3. Консультативная зона для работы с родителями и педагогами.
4. Зона методических материалов и пособий. Она представлена шкафом, тумбочкой столом и содержит следующие разделы:
- Справочная литература по логопедии.
- Материалы по обследованию речи детей.
- Методическая литература по коррекции звукопроизношения.
- Методическая литература по преодолению ФН, ФФН, НВ ОНР.
- Пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах).
- Паспорт логопедического кабинета.
- Нормативные документы.
- Перспективное планирование на учебный год.
- Журнал обследования речи детей.
- Журнал посещаемости детей.
- Речевые карты.
- Планы индивидуальной работы с детьми.
5. Зона ТСО. Здесь располагается ПК с набором обучающих компьютерных программ, диски с программами, логопедическими играми и электронные пособия, интерактивный стол SKY 360 – это мультитач стол с возможностью работы в любом положении от 0 до 90градусов (от полностью горизонтального положения до полностью вертикального); SMART Notebook, интерактивный логопедический стол, устройство для контроля собственной речи и развития фонематического слуха.
3.1 Риски и их предупреждение
1. Трудности усвоения грамматического строя речи.
Пути выхода:
Регулярная работа, направленная на развитие грамматического строя речи,.
2.Низкий уровень компетентности педагогов в вопросах ИКТ.
Пути выхода:
Организовать курсовую подготовку по освоению ИКТ;
2.Отсутствие мотивации педагогов;
Пути выхода:
Формирование положительного отношения педагогов к современным техническим средствам (семинары, тренинги, практические курсы для овладения педагогами различными техническими устройствами.)
Стимулирование педагогов.
4.Предполагаемый результат.
Реализация обозначенных задач позволяет к моменту завершения дошкольного образования достичь следующих результатов:
-умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, говорить правильно, используя речевые, неречевые и интонационные средства выразительности речи в их совокупности.
- повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.
- различать профессии по существенным признакам;
- объяснять роль труда в благополучии человека
5.Список литературы.
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. Москва, 2007. 272 с
2.Бухарина К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 5-6лет с ОНР и ЗПР.СПБ: Просвещение, 2014г
3. Гризик Т.И, Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 5-6 лет. - М.: Просвещение. - 2006.
4.Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6, 6-7 лет: Конспекты фронтальных занятий. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей, подготовительной группе. / Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Издательство Гном . - 2011.
5.Громова О.Е.. Говорю правильно Р-Рь.-М.: Творческий центр.-2011
6.Громова О.Е, Соломатина Г.Н, Кабушко А.Ю. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. / Методическое пособие – М.: ТЦ Сфера. - 2009.
7. Долганюк Е.В. Конышева Е.А,. Васильева И.И.. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Уч-пос. –СПб:ООО»Издательство «Детство-Пресс», 2017
8.Зырянова Л.Н, Лужбина Т.В. Занятия по развитию речи в детских образовательных учреждениях. - Р-н Д.: Феникс. - 2013.
9.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2012.
10.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Развитие связной речи: Фронтальные логопедические занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексическо-семантическим темам: Осень, Зима, Весна, Лето, Человек. – М.: Гном и Д. - 2008.
11.Коноваленко В.В, Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН - М.: Гном и Д. - 2007.
М.И. Лисина « Общение и речь»
12. Морозова В.В. Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями дошкольных образовательных организаций СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014
14. Тверская О.Н.Кряжевских Е.Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7лет СПб:ООО»Издательство «Детство-Пресс», 2018
15. Серебриква Н.В.,Лалаева Р.И.Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. Санкт-Петербург, изд-во «Союз», 20011
16.Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000. 342 с.
17.Савина И.В. Формирование представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста // Воспитатель ДОУ. 2012.№ 2
18. Тверская О.Н.Кряжевских Е.Г. Альбом для обследования речевого развития детей 3-7лет СПб:ООО»Издательство «Детство-Пресс», 2018
19.Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. М., 2014
20.Интернет ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril2.doc
http://festival.1september.ru/articles/566837/pril1.doc
Приложение1.
Анкета для воспитанников по профориентации
Цель: выявить уровень знаний детей о данных профессиях.
вопросы | Код ребёнка | балл |
Перечисли, какие профессии ты знаешь? | ||
Какая профессия у твоей мамы? Твоего папы? | ||
Кто такой палеонтолог? | ||
Можно ли достать звезду? | ||
Зачем детективу схема? Как детектив помогает людям? | ||
Как сооружаются архитектурные объекты? | ||
Какими качествами должен обладать звездочёт? | ||
Какие предметы нужны стеклодуву для работы? | ||
Ихтиолог жарит рыбу или выращивает? | ||
Есть ли у тебя любимое занятие, расскажи о нём. | ||
Кем бы ты хотел стать? почему? |
Приложение 2
Уровень грамматического строя речи детей.
Цель: выявить уровень знаний грамматического строя воспитанников.
Фамилия имя ребёнка | «Назови ласково» | «Один-много» | «Чей, чье, чья?» | «Какой? какая, какое?» | «Составь предложение» | Уровень |
7-8баллов- высокий уровень
4-6-средний уровень
0-3-низкий уровень
Приложение 3
Игры и упражнения для развития лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тема: Стеклодув
Д/Упражнения: «Сдуем ватку»
Цель: развить плавный, длительный, направленный выдох
Игра «Он, она, они, оно»
Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского, женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу; обогащение словаря путем подбора слов; обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она,они; а также учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои
Игра «Какая, какое? Какие?
Цель: образование и употребление в речи относительных прилагательных.
Тема: Сыщик
Игра «Разгадай ребусы»
Цель: упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память, закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм.
Игра «Разгадай загадки»
Цель: развитие мышления, любознательности, смекалки и речевого внимания.
Тема: Археолог
Игра «Родственные слова»
Цель: умение образовывать однокоренные и родственные слова.
Игра «Чей? чья? чье?»
Цель: образование притяжательных прилагательных от существительных
Тема: Ихтиолог
Игра «Заколдованное слово»
Цель: закрепить навыки звукобуквенного анализа слов.
Игра «Назови ласково»
Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра « Посели рыб»
Цель: Развитие умения устанавливать место звука в слове.
Тема: Звездочёт
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить детей употреблять слова противоположные по смыслу.
Игра «Делим слово на слоги»
Цель: преодоление слоговой структуры слов
Игра «Чего много?»
Цель: образование существительных единственного и множественного числа
Тема: Геолог
Игра «Собери рюкзак»
Цель: развитие логического мышления, внимания, самостоятельности
Игра «Что из чего?»
Цель: формирование навыка образования и употребления относительных прилагательных от названий материалов, из которых они сделаны. Учить согласовывать имена прилагательные с именами существительными, подбирать признаки.
Тема: Палеонтолог
Игра «На раскопках»
Цель: Развивать связную диалогическую речь, коммуникативность.
Игра «Находка»
Цель: выработка навыка определения нужного звука в слове.
Приложение 4.
Электронный носитель «Сборник интерактивных игр» (необходимо наличие программы SMART Notebook)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование творческих способностей воспитанников через компьютерные технологии»
Главный акцент в данной работе делается на правильную организацию досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников. Это является залогом формирования их позитивных ...
Работа по формированию информационно-коммуникационной компетентности у учащихся на уроках географии
Современные информационные и коммуникационные технологии обладают уникальными дидактическими возможностями. Они позволяют предоставлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать вр...
Повышение социального статуса и творческого потенциала воспитанников через создание ситуаций успеха
Сообщение из личного опыта на зональном методическом объединении в городе Славянске - на - Кубани...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством использования приёмов интерактивного обучения и ИКТ.
Выступление на городском семинаре учителей экономики. Посвящено работе над опытом по сочетанию интерактивного обучения и ИКТ....
Создание и использование ЦОР на уроках информатики с целью формирования у учащихся информационно-коммуникационной компетентности
Использование компьютерных технологий в учебном процессе позволяет поддерживать высокий уровень мотивации учащихся, насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобран...
Мастер-класс на тему "Формирование информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников на уроках обществоведческого цикла посредством сочетания интерактивных технологий и ИКТ"
В мастер - классе показано удачное сочетание приёмов интерактивной технологии и ИКТ, которое даёт наилучшие результаты в работе педагога. Такое сочетание можно применять во всех классах как на уроках ...