«Формирование творческих способностей воспитанников через компьютерные технологии»
статья (7 класс) по теме

Сусляева Наталья Викторовна

Главный акцент в данной работе делается на правильную организацию досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников. Это является залогом формирования их позитивных интересов и увлечений. В детском доме этот аспект реализуется через организацию дополнительного образования воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Lukina_N.V..zip15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детский дом «Семья»

муниципального образования город Ноябрьск

Доклад: «Формирование творческих способностей воспитанников через компьютерные технологии»

Подготовила

педагог дополнительного образования

Лукина Наталья Викторовна

Ноябрьск, 2010

«Формирование творческих способностей воспитанников через компьютерные технологии».

Лукина Наталья Викторовна,

педагог дополнительного образования,

руководитель творческого объединения «Инфознайки»

МОУ детский дом «Семья»

г.Ноябрьска,  ЯНАО

 Детский дом – государственное образовательное учреждение, основное направление работы которого – подготовка к жизни в обществе социально-адаптированной, овладевшей комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровой личности.

Главный акцент в своей деятельности детский дом, исходя из неоднородности контингента его воспитанников,  делает на учете индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Иными словами, воспитательный процесс строится и его содержание определяется таким образом, чтобы каждый  воспитанник (по своим возможностям) был вовлечен в активную познавательную деятельность и коммуникацию в зоне его ближайшего развития, чтобы  каждый воспитанник чувствовал себя комфортно.

 Правильная организация досуговой деятельности и рациональное распределение свободного времени воспитанников – залог формирования их позитивных интересов и увлечений. Общение с детьми и педагогами, увлеченными общим интересным делом, содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, взаимодействия. В детском доме этот аспект реализуется через организацию дополнительного образования воспитанников.

Дополнительное образование в детском доме  строится на принципах природосообразности, гуманизма, демократии, творческого развития личности, свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности, дифференциации образования с учетом реальных возможностей каждого обучающегося. В 2009-2010 учебном году дополнительное образование в детском доме ведется по двум направлениям: художественно-эстетическое и научно-техническое.

Научно-техническое направление  представлено детским объединением «Инфознайки», руководителем которого я являюсь. Содержание деятельности данного объединения направлено на обеспечение освоения воспитанниками детского дома всех этапов дизайнерской обработки изображений в программе Photoshop, а также основных приемов оптимизации графики для размещения в Интернет.

 Содержание деятельности данного объединения направлено на реабилитацию, оказание помощи при адаптации ребенка в условиях детского дома, подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, создание наиболее благоприятных условий для реализации творческого потенциала воспитанников, формирование интереса к результатам своего труда, дифференцированного подхода к обучению на основе психофизических и возрастных особенностей обучаемых.

Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Эффективность работы творческого объединения «Инфознайка»  в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого воспитанника, формирует творческую личность и готовит ее к творческой познавательной деятельности. Активизация творческой познавательной деятельности воспитанников  зависит в большей степени от методов обучения, которые используются    на занятиях.

Развитие творческих способностей ребенка средствами компьютерной графики– это процесс, объединяющий различные сферы деятельности и проявляющийся во взаимосвязанных элементах, таких как:

  1. творческое восприятие мира;
  2. выражение индивидуального восприятия мира через средства искусства;
  3. навыки работы в различных изобразительных техниках и технологиях;
  4. воображение, творческое мышление и т.д.

 Творческое объединение  преследует три цели:

  1. Образовательную - приобщить ребенка к работе на компьютере для решения прикладных задач;
  2. Развивающую - развивать творческое воображение средствами изобразительного искусства на компьютере;
  3. Воспитательную - помочь ребенку осознать место компьютера в современной жизни; понять то, что компьютер не может заменить творчество человека непосредственно, а только помогает его реализовать.

Основные учебные задачи творческого объединения «Инфознайки» сочетают в себе два направления:

  1. овладение учащимися приемами работы на компьютере;
  2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения.

На сегодняшний день с воспитанниками младшего и среднего школьного возраста изучается и закрепляется графический редактор,  который относится к самой простой стандартной программе  Microsoft  Paint в переводе «Рисование»..

 Воспитанники детского дома с удовольствием работают в данной программе.  Рисование – это один из самых творческих видов деятельности, которые может предложить компьютер.  Эта программа имеет огромное преимущество перед другими – она исключительно удобна для пользователя.  Программа предоставляет основные инструменты для создания рисунков, и при этом не приходится разбираться со сложными инструментами, как в случае сложной программы для работы с графикой (Adobe Acrobat, Adobe Illustrator CS2, Adobe Photoshop CS2  и т.д.).  Графический редактор Paint используется для работы с точечными рисунками. Созданный рисунок можно вставить в другой документ или использовать как фоновый рисунок рабочего стола. После того, как ребенок освоил панель инструментов,  он начинает создавать рисунки или открытки.

 С воспитанниками старшего возраста  осваивается более сложная программа для работы с графикой – это программа Adobe Photoshop CS2 .

Программный пакет Adobe Photoshop CS2  растровой графики применяется для редактирования растровых изображений – рисунки и фотографии. Растровая графика – это изображение , которое состоит из отдельных точек, которыми оперирует компьютер. При работе с растровыми изображениями пользователь выполняет работу ретушера.  

 Photoshop позволяет выполнять любые изменения изображений. Можно разбить рисунок на отдельные слои и обрабатывать отдельно каждый из них.

 С помощью данной программы можно «переодеть» человека, создать анимационный рисунок,  фотомонтаж,  фотоколлаж  и т.д. Также сюда входят разнообразные палитры инструментов,  дающие широкие возможности при создании и корректировке  изображений, с помощью  фильтров и  экшенов создаются эксклюзивные произведения.  

 Главным условием каждого занятия является эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить. Каждая встреча – это своеобразное настроение, творческий миг деятельности и полет фантазии, собственного осознания и понимания.

Формировать творческое мышление у воспитанников можно на протяжении всего хода занятия самыми различными приемами и средствами, но главным считаю - это создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для воспитанников.  Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке: 

  1. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать ребенка.
  2. Успех начинается с признания детьми права педагога учить. Авторитет, личность педагога, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха ребенка.
  3. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников  на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
  4. Предвкушение необычности, способность педагога  удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на занятие.
  5. Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  6. Начало занятия выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего учебного процесса на занятие.

Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному ребенку  как к одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с ребенком, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются  способности. Пробудить интерес – это моя задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом - такую цель я ставлю перед  воспитанниками.

Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как педагогом, является создание условий для проявления познавательной активности и творческих способностей воспитанников детского дома.  А средствами достижения этой цели считаю:

  1. использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт воспитанника;
  2. создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в работе ;
  3. стимулирование воспитанников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  4. оценка деятельности ребенка не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
  5. поощрение стремления воспитанника  находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других ребят, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
  6. создание ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения воспитанника.

 Таким образом, после знакомства с графическим редактором при создании новых рисунков, аннимаций, фотоколлажей, фотомонтажей, веб-страничек и т.д. ребята по своему усмотрению создают новых персонажей, изменяют готовые формы, моделируют реальный и фантастический мир, создают работы, различные по настроению, характеру, легко меняют цвет объекта, не боятся в своём творчестве использовать интегративный подход: связь с литературой, ИЗО, музыкой, историей, геометрией прослеживается в их творчестве.

Работая на компьютере над творческим заданием, воспитанники  овладевают и техническими умениями: создают свой файл, сохраняют рисунок, копируют  и записывают его на диски, передают по сети, распечатывают на принтере.

Компьютер помогает также рассмотреть новые подходы к изобразительному искусству, сформировать познавательный интерес, реализовать потенциальные возможности воспитанников, использовать новые формы в воспитательной работе для формирования патриотических чувств ребят детского дома.

И в заключении хочу сказать, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями ребенка, расширит границы их проявления у детей.

И свое выступление хочу закончить  такими словами:

Ребенок, словно чистый лист бумаги

Неосторожно не сомни его судьбу,

Ты помоги ему, придай отваги

И научи выигрывать борьбу.

Литература:

  1. Макарова Н.В.Информатика. Начальный курс.С.–П.:Питер.2000. С.34,36.
  2. Микрюкова А. Ковёр – шитый “мышкою” узор. Сто друзей. №1–2000. С.4–5.
  3. Николайчук Г.С. Санкт–Петербург в работах по информатике. Информатика и образование.№6–2003.С.48–50.
  4. Харламова Е.Б. Компьютерная графика. Библиотечка “Юного художника”. М.2003.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студентов пед вузов и системы повышения пед.кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  6. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь, Москва, Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”, 2000.
  7. Сластенин В.А. “Педагогика”, Москва, Академа, 2002 .
  8. Хуторской А.В. “Практикум по дидактике и современным методикам обучения”, СПб.: Изд. дом “Питер”, 2004.
  9. Хуторской А.В. “Развитие одаренности школьников”, Москва, Владос, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"

В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....

«Формирование творческих способностей учащихся через разнообразие форм и методов практической деятельности »

Программой по предмету «Изобразительное искусство» предусмотрено начальное ознакомление с видами и приёмами работы   графики, живописи, композиции для плавного вхождения в данные предметы уж...

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Опыт работы учителя технологии по работе над тврческими проектами...

Задания для формирования творческих способностей воспитанников объединения «Волшебная иголочка»

Вместе с детьми мы придумываем разные истории, разыгрываем их, сами готовим атрибуты для инсценировок, сочиняем сказки по картинкам, учимся рисовать, проводим необычные подвижные игры, упражнения-разм...

«Формирование творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности в ИЗО в соответствии с требованиями ФГОС»

За время работы в школе я сформулировала тему своей методической работы: «Формирование  творческих способностей обучающихся через разнообразие форм и методов практической деятельности на уроках и...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО

В основе любого созидания лежит труд,   чтобы творить надо трудиться.. Развитие и воспитание творческих способностей воспитанников решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к ...

Педагогический проект «Формирование творческих способностей обучающихся через технологию проектного обучения».

Образование молодого поколения включает в себя не только освоения ЗУН, но и развитие творческих способностей, личностных качеств. В данной  работе  представлена апробация и внедрение п...