Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)
план-конспект по теме
Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа-интернат № 6
Красногвардейского района СПБ
воспитатель Григорьева Мария Юрьевна
2016
Занятие по развитию коммуникативных навыков подростков с интеллектуальной недостаточностью «Вместе дружная семья»
Возраст воспитанников 15-19 лет
Цель: Формирование и развитие межличностных отношений
Задачи:
1.Обучающие
- Формирование представлений о семье
- Обучение правилам поведения и общения в семье
- Обогащение словарного запаса
2. Коррекционно-развивающие
- Развитие речи
- Развитие памяти
- Развитие внимания
- Развитие мышления
- Развитие слухового и зрительного восприятия
3. Воспитательные
- Развитие эмпатических чувств к окружающим
- Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу
- Развитие чувства коллективизма
1.Этап - приветствие. Создание благоприятной атмосферы
2. Этап - объяснение цели занятия и правил работы в группе. Упражнение «Согласны-не согласны» на умение выражать свои эмоции с помощью жестов, движений (невербальное проявление).
3. Этап - обсуждение темы занятия. Дискуссия
4.Этап - упражнение «Найди ошибки» - работа с текстом в парах на межличностное общение
5.Этап - индивидуальная работа на логическое мышление с картинками (для подростков с особенностями развития) на активизацию процессов познания и восприятия. Обсуждение в группе
6. Этап - упражнение «Это я!» направлено на саморефлексию, эмоциональную разгрузку, развитие памяти, внимания.
7. Этап - упражнение «Семейный портрет» на развитие межличностных отношений, взаимодействие в группе с элементами драматизации.
8. Рефлексия. Обратная связь
Оборудование:
Экран, мультимедийная установка, мольберты с иллюстрациями для каждого воспитанника (иллюстрации изображают: мама моет посуду – дочка вытирает тарелки; вся семья на прогулке в парке; новогодний праздник в семье; внук читает книгу бабушке), изображение семейного портрета для вывода на экран, планшеты с распечатанными правилами семейной жизни для работы в парах.
Ход занятия:
- Здравствуйте ребята! Давайте ещё раз все вместе поздороваемся! Какие вы знаете способы приветствия? Давайте пожмём друг другу руки. Как вы думаете, какое у меня сейчас настроение? Как вы узнали? Правильно. Я улыбаюсь, значит у меня хорошее настроение. А у вас какое сегодня настроение? Покажите мне.
- А как ещё вы можете показать своё настроение? Какие жесты, звуки, движения мы используем, когда нам что-то нравится? А когда не нравится? Сейчас я расскажу вам о правилах общения на нашем занятии. Если вам они нравятся и вы согласны – покажите это без слов. Если нет – тоже.
Правила:
- если хочешь что-то сказать – надо кричать погромче
- когда один говорит – остальные внимательно слушают
- нужно стараться говорить откровенно
- нужно просто сидеть и заниматься своими делами
- старайся быть внимательным к другим
- будь активным в выполнении заданий
3. Название нашего занятия вы видите на экране. Кто-нибудь может разгадать шифр и прочитать название? «ВМЕСТЕ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ». Давайте разберём смысл каждого слова.
Шифр ПВLЕМZEКСБЭТУЙЕ
ДWАРОЬУКSЖШЮНЙЪАБСЯ
ЗЭСЫМЕРТМДАЬГУЯ
4. А теперь давайте проверим, знаете ли вы семейные обычаи и правила. Я разделю вас на пары. Теперь послушайте, какие семейные правила я для вас написала:
1. В семье каждый человек сам по себе.
2.У каждого члена семьи есть свои обязанности по дому.
3. Все члены семьи живут дружно.
4. Каждый член семьи живёт в собственной квартире.
5. Все дела по дому должна делать только мама
6. Дети должны слушаться только бабушку.
Вы согласны с этими правилами? В своих парах подумайте пару минут и найдите ошибки. Обсуждение результатов с группой.
5. Вы справились с заданием, нашли ошибки и объяснили свою позицию. А теперь каждый подойдите к мольберту, посмотрите на картинку, и скажите какое правило подходит к ней. Может быть, кто-нибудь сможет придумать новое правило. Индивидуальная работа с картинками, обсуждение результатов со всей группой.
6. Вы действительно хорошо знаете, какие отношения должны быть в хорошей семье! А вы знаете, что самое главное в семье быть заботливым и внимательным по отношению ко всем родным? Ведь в семье все разные – у каждого свои привычки, особенности характера, дни рождения в разные дни… Если семья большая – будет очень сложно всё запомнить. Давайте посмотрим, готовы ли вы к этому.
Давайте встанем в круг и каждый придумает какое-либо прилагательное для себя и назовёт. Например, Антон – весёлый, Максим – высокий и т.д. Я буду называть прилагательное, а тот, кто его придумал, будет громко говорить: «Это я!» .
А теперь, мы усложним задание. Тот, кто придумал прилагательное – молчит, а остальные должны постараться вспомнить, к кому оно относится и громко сказать: «Это Максим!» и т.д.
7. Вы отлично справились, и я предлагаю вам сделать семейный портрет.
Упражнение «Семейный портрет». Я распределю между вами семейные роли (бабушка, папа, внучка..) Я буду фотографом и буду говорить вам как вам лучше встать, чтобы получилось настоящее семейное фото. А вы, конечно, будете мне помогать и подсказывать, например, у кого на коленях должна сидеть внучка, как должны стоять папа с мамой и т.п.
А теперь, может быть кто-то хочет стать фотографом и сделать портрет по образцу на экране? Повторение упражнения с воспитанником в роли фотографа, который опирается на изображение на экране.
8. Скажите, пожалуйста, а лучше покажите, какое у вас настроение после занятия? Что вам больше всего понравилось? А может быть, вы узнали что-то новое для себя?
Я хочу сказать вам спасибо за ваше настроение и за то, что сегодня вы показали. Что умеете быть дружными, внимательными, понимающими. И я уверена, что под крышами ваших будущих домов будут всегда царить любовь и взаимопонимание! Давайте все скажем друг другу спасибо! И до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/27/picture-373904-1388130727.jpg)
методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"
Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-427999-1515577431.jpg)
Методическая разработка по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Разработка познакомит учителей и родителей с основными методами и приемами по формированию математических представлений у детей с ОВЗ дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/08/picture-665865-1573207160.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050476-1534787747.jpg)
Методическая разработка "О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения"
Методическая разработка «О развитии навыка самоконтроля и самооценки в процессе обучения игре на аккордеоне (баяне)»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/08/20/picture-1050476-1534787747.jpg)
Внешняя рецензия на методическую разработку "О развитии навыков самоконтроля и самооценки в процессе обучения на баяне (аккордеоне)"
Рецензия профессора кафедры "Инструментальное исполнительство" Смоленского государственного института искусств Павлова В.Д. на методическую разработку....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/15/picture-1268695-1600160409.jpg)
Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".
Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....
Развитие навыков общения слабослышащих детей
Нарушение слуха- основной причино-обусловленный фактор, который в значительной мере влияет на всю познавательную сферу, что проявляется по всех психических процессах: внимание, память, мышление, воспр...