Развитие навыков общения слабослышащих детей
методическая разработка

Нарушение слуха- основной причино-обусловленный фактор, который в значительной мере влияет на всю познавательную сферу, что проявляется по всех психических процессах: внимание, память, мышление, восприятие. Словарный запас дошкольников с нарушением слуха определяется спецификой преобладающего дефекта развития слухового анализатора и возможностью овладения речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Доклад

        Алтын Ирины Владимировны

Тема, над которой я работала: «Развитие навыков общения слабослышащих детей».

Актуальность исследования данной темы обусловлена в формировании и развитии коммуникативных навыков детей с нарушением слуха в процессе общения в семье, в коллективе, со взрослыми и т.д.

Проблема исследования: трудности в процессе обучения вызывает формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Цель : проанализировать особенности развития навыков общения у детей с нарушением слуха.

Отсюда вытекает ряд задач:

Выявить сущность определения понятия «общение».

Проанализировать психологические особенности слабослышащих детей.

Изучить процесс формирования и развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха.

Провести исследование коммуникативных навыков слабослышащих детей.

Разработать рекомендации по развитию коммуникативных навыков слабослышащих детей.

Объектом исследования является коммуникативные навыки детей с нарушениями слуха.

Предмет исследования особенности развития коммуникативных умений детей с нарушениями слуха.

В ходе теоретического исследования проблемы развития навыков общения у слабослышащих детей, была выявлена сущность определения понятия «общение» и «межличностное общение». Полагаясь на исследования Н.В. Волкова, Л.С. Выготского, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряковой, М.И. Лисиной, А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, Т.А. Репиной, Я.Л. Коломинского нами было определено, что межличностное общение – это взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

Нарушение слуха – основной причинно-обусловленный фактор, который в значительной мере влияет на всю познавательную сферу дошкольника, что проявляется во всех психических процессах: внимание, память, мышление, восприятие. Словарный запас дошкольников с нарушением слуха определяется спецификой преобладающего дефекта развития слухового анализатора и возможностью овладения речью. Развитие речи таких дошкольников напрямую определяет развитие словарного запаса детей.

Изучая  процесс формирования и развития коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха  можно сказать, что т.к. речь у таких детей не формируется самостоятельно, то им недоступно общение без должного обучения. Педагогические условия, в которых находится ребенок с нарушениями слуха, очень важны для его психического и речевого развития. В дошкольном учреждении должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важнейших факторов развития речи дошкольников с нарушениями слуха является организация слухоречевой среды.

Выводы:

 Проанализировав психологические особенности слабослышащих детей пришли к выводу, что все познавательные процессы развиваются в соответствии со специфическим слуховым восприятием. Даже незначительное снижение слуха, которое наступило в раннем детстве, негативно сказывается на процессе формирования речи ребенка.

         В заключении своего доклада хотелось бы добавить, что для успешного развития коммуникативных качеств слабослышащих детей необходимо создать специальные условия:

1.Наличие слухоречевой развивающей среды

2. Создание условий для театрализованной деятельности. Благодаря чему дети будут иметь возможность эмоционально раскрыться, проявить личностные качества, которые для них не свойственны.

3.Пополнение картотеки дидактических игр для создания интереса к решению умственных задач, развития произвольного внимания, выработки выдержки и самообладания.

5. Пополнение книг с яркими иллюстрациями, где персонажи показывают различные эмоции и настроение, с их помощью подбираются картинки с изображением различных дел и поступков животных, сказочных и реальных персонажей.

6. Подбор коммуникативных игр, игр для развития речи. 

 7. Использование в работе различных форм: работа с детьми; взаимодействие с родителями; взаимодействие со специалистами ДОО.

8. Осуществление коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков в небольших подгруппах и индивидуально, а также путем включения в предусмотренные программой занятия специального материала по формированию навыков общения.

Основная цель такой работы с детьми – создать доверительные отношения и атмосферу принятия слабослышащего ребенка, обеспечить личностную включенность в проблему ребенка и эмоциональное сопереживание ему, рефлексивное слушание ребенка, понимание, проявление и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме, а также создание для него ситуаций успеха, формирование у него самоуважения и гордости за свои достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков общения и эмоционального состояния у детей.

Цель: формирование умений и навыков межличностного общения....

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего возраста.

Методические рекомендации по развитию эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего  возраста. данные методические рекомендации - своеобразная  мини-программ...

Развитие навыков общения со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра

Данная статья была напечатана в сборнике  матириалов II международной научно-практической конференции "Особые дети - особая педагогика: проблемы развития, воспитания и социализации в контекс...

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...

Развитие навыков общения на уроках у детей с нарушениями слуха

Навыки общения у детей с нарушениями слуха формируется в процессе всей учебно-коррекционной работы. Словарный запас у детей ограничен. Они не могут вступать в контакт со слышащими людьми. Учитель долж...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Методическая разработка урока "Развитие навыков общения детей подросткового возраста".

Технологическая карта занятия, направленного на развитие умения эффективно общаться, конструктивно решать конфликтные ситуации....