Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего возраста.
учебно-методический материал по психологии по теме

Куц Юлия Александровна

Методические рекомендации по развитию эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего  возраста. данные методические рекомендации - своеобразная  мини-программа «Введение в мир общения». Её задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного старшего  возраста.

В основу работы с детьми была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что  «ввести ребёнка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста». Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определённые

психологические качества  (внимание, волю, эмоции) и навыки общения.

Внедряя в практику новые подходы к развитию и воспитанию детей дошкольного возраста, личностно-ориентированную модель общения с ними, многие педагоги пришли к выводу: изменения необходимо начинать с себя, ориентируясь на девиз: « Каждый педагог- психолог». С этой целью организовали «Психологический  лекторий», на котором обсуждали особенности детского развития, проводили специальные тренинги,  настраивающие педагога на партнёрские отношения с детьми. Необходимо также изменит обстановку  в учреждении, приблизив, насколько это возможно, условия в нём к домашним. Для этого, в частности, в жизнь нашего  общего с детьми дома ввели разнообразные обычаи: Утро радостных встреч (после выходных, болезней), Семейные праздники, Походы к друзьям, Дни самоуправления, Весёлые каникулы, Изучаю мою родословную (составление семейных альбомов). Большое внимание уделяем эмоционально благополучному микроклимату. Дети по «барометру настроения» (цветной шкале) определяет эмоциональное состояние своё и других детей; разбирая поступки литературных героев, анализируют свои действия и находят выход из конфликтных ситуаций. Постепенно дети начали чувствовать себя более уверенно, потому что понимали, что в трудную минуту их поддержат доброта, ласка и забота товарищей. Развивая эмоционально-нравственную сферу детей, используем комплекс психогимнастических  игр и упражнений, подбор которых осуществляется эмпирическим путём и базируется  на многолетнем опыте работы с детьми. Очерёдность введения игр определялась принципами постепенности и последовательности принятия ребёнком норм бесконфликтного общения.

Игры и упражнения.

  1. «Назови себя». Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
  2. «Позови ласково» Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Ход. Ребёнку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
  3. «Волшебный стул». Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. Ход. Один ребёнок садится в центр на « волшебный стул», остальные говорят о нём добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
  4. «Передача чувств». Цель. Учить передавать различные эмоциональные  состояния невербальным способом. Ход. Ребёнку даётся  задание передать «по цепочке» определённое чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
  5. «Перевоплощение». Цель. Учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов. Ход. Дети (по очереди) загадывают определённый «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
  6. «Моя любимая игрушка». Цель. Развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая её настроение, поведение, образ жизни. Ход. Дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя её, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
  7. «Подарок другу». Цель. Развивать умение невербально «описывать» предметы. Ход. Один ребёнок становится «именинником»; остальные «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой своё отношение к «имениннику».
  8. «Скульптор». Цель. Учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников. Ход. Один ребёнок – скульптор, трое-пятеро детей - глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по заданному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
  9. «Волшебный цветок». Цель. Учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе. Ход. Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребёнок рассказывает о себе: где и с кем он растёт, как себя чувствует, о чём мечтает.
  10.  «Разноцветный  букет». Цель. Учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. Ход. Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе  другой цветок  для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
  11. «Свеча». Цель. Развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Ход.  Дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2 – 3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
  12. «Солнечный зайчик». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки. Ход. Детям  предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем педагог говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к педагогу, он обращает внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
  13. «Пирамида любви». Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. Ход.  Дети сидят по кругу. Педагог говорит: каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы.  (рассказы детей).А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет из вас называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук?  Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая пирамида у нас получилась. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
  14. «Волшебники». Цель. Продолжать воспитывать дружелюбное  отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу. Ход. Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнить свои желания и желания других.

Опыт показал, что сначала дети испытывали трудности в общении, были замкнуты, робки, неуверенны, не могли обратиться друг к другу, не умели поддержать разговор. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяло им выполнять задачи типа «Постройте вместе гараж и постарайтесь так вывести из него свои машины, чтобы  не было столкновений». Уже через полгода  дети научились быстро выполнять аналогичные задания, договариваться друг с другом, быть более доброжелательными  и внимательными друг к другу. Однако, помимо названных позитивных сдвигов в поведении детей, наблюдалось и некоторая несогласованность их поведенческих реакций. Стало очевидно, что игр и игровых упражнений недостаточно. Так появилось мини-программа «Введение в мир общения». Её задачи: помочь детям в установлении контактов друг с другом, создать атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и любви, дать элементарные сведения о культуре общения и через коммуникативно-речевые ситуации, игры, упражнения стимулировать развитие диалогической и монологической речи, развивать умение выражать свои суждения и мнения.

Введение. 1. Понятие «общения». 2. Зачем люди общаются. 3. Цели и средства общения (словесные и несловесные).

Тема 1. Я и моё имя. Кто я. Как меня зовут. Что означает моё имя. Что такое имя, отчество, фамилия. Игра «Давайте познакомимся» или «Назови себя». Представление себя в образе сказочного героя.

Тема 2. Моя семья. У меня своя история. Моя семья. Понятие родословной. Мои предки. Рисование «Древо рода моего».  Рассказов «Составление рассказов «Портрет моей семьи». «Этикет общения в семье». Семейные традиции. Рисование «Наша дружная семья».

Тема 3. Творческое объединение «Родничок» -  новая семья. «Родничок» - дом радостных встреч. Группа – моя новая семья. Эмблема группы. Традиции группы. Правила общения в группе со сверстниками и взрослыми. Игра «Волшебный цветок». Коллективное рисование « наша группа». Составление рассказа «Наша жизнь в «Родничке». Игра «Составление букета». Межличностное общение. Разрешение конфликтных ситуаций.

Тема 4. Мы узнаём мир по именам.

Имена вещей. Слова- названия предметов окружающего мира. Игра «Кто там? Кто там?» Составление рассказов « Моя любимая игрушка». Игры: «Слушай, как звучит слово» ( тихо, громко, коротко, длинно); « Узнай предмет по описанию».

Тема 5 . Словесные формы общения.

Диалогическая и монологическая формы речи. Чем отличается диалог от монолога. Правила « красивой речи». Учимся говорить красиво (внятно, понятно, чётко, последовательно, не торопясь). Пересказ знакомой сказки (в лицах). Формирование регулирующей функции речи: « Послушай – подумай – скажи». Составление рассказа-сочинения «Если бы я был волшебником…» Правила ведения диалога со взрослыми (понимать вопросы собеседника и соотносить с ними свои ответы). Игра «Слушатель – рассказчик». Работа в парах по составлению рассказов по серии картинок.

Тема 6. Движения и жесты в общении. Выразительные движения  и  жесты – помощники общения. Взаимосвязь словесных и несловесных форм общения. Уместность использования движений и жестов при общении. Игра «Где мы были, вам не скажем, а что делали – покажем». Жест и его значение.  Многозначность жеста. Игра «Отгадай, кого изображаю». Сравнение словесных и пластических способов общения.  Игровое упражнение  «В мире животных и птиц» (звукоподражание  и  пластическая имитация повадок животных и птиц).

Тема 7. Мимика и её роль в общении.

Что такое мимика. Театральные маски как символическое изображении мимики. Изучение эмоций и чувств своих  и окружающих. Игра «Определи эмоции» (по схемам). Изучение мимики своего лица -  работа с зеркалом. Описание собственного чувственного состояния.  Игра «Барометр настроения». Символическое изображение различных настроений  детей, соотнесение его с фразеологическими оборотами (слёзы градом), сравнениями (надулся, как пузырь).

Тема 8.  Роль интонации в общении.

Интонация как средство выразительности речи. Роль интонации в общении. Игровое упражнение «Узнай сказку по репликам героев». Драматизация знакомой сказки с интонационной передачей особенностей и эмоционального состояния героев. Игра «Расскажи стихотворение по схеме». Изменение интонации речи в зависимости от цели беседы. Игра «Произнеси фразу с определённой интонацией».

Тема 9. Рисование как своеобразная графическая речь.

Общение с помощью символов, рисунков.  «Запись» слов и высказываний с помощью рисунков. Игровое упражнение «Письмо заболевшему другу». Использование символических  изображений для обозначения чувств и настроений. Рисование «Портрет нашей группы». Составление рассказов по книжкам «Сказки в картинках». «Чтение» стихов и сказок, записанных с помощью символов и схем.

Тема 10. Школа вежливости.

Усвоение форм речевого этикета в различных ситуациях (знакомство, прощание, благодарность). Разбор ситуаций  «Правильно ли мы общаемся в «Родничке», на дне рождения друга». Игра «Волшебные слова». Обсуждение поступков  сверстников на примере литературных героев. Составление рассказов «Мой самый вежливый поступок».

В результате было  отмечено, что отношения детей в группе улучшились, дети стали доброжелательнее, у них появилась потребность в анализе своих слов и действий, повысилась культура поведения. Подводя предварительные итоги  опыта по развитию эмоционально – волевой сферы детей и навыков общения,  я хочу подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы.

 

\\\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема музыкального восприятия. Анализ состояния педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников

Для изучения педагогической практики по развитию эмоционально-нравственной сферы младших школьников нами был проведен констатирующий эксперимент, который осуществлялся на базе Дороховской школы искусс...

Форма проявления эмоций и взаимодействие с познавательными процессами. Возрастная сензитивность как предпосылка развития эмоционально-нравственной сферы младших школьников.

По мнению исследователей, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения лица; пантомимика – выразительные движения всего тела; вокальна...

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

Обучение речевым навыкам и навыкам общения у детей с РАС

Сообщение на тему: Обучение речевым навыкам и навыкам общения у детей с РАС...

Методическая разработка занятия по развитию навыков общения у детей с ОВЗ (старший возраст)

Конспект занятие по развитию навыков межличностных отношений для подростков с ОВЗ...

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Развитие навыков общения слабослышащих детей

Нарушение слуха- основной причино-обусловленный фактор, который в значительной мере влияет на всю познавательную сферу, что проявляется по всех психических процессах: внимание, память, мышление, воспр...