Развитие навыков общения на уроках у детей с нарушениями слуха
учебно-методический материал

Навыки общения у детей с нарушениями слуха формируется в процессе всей учебно-коррекционной работы. Словарный запас у детей ограничен. Они не могут вступать в контакт со слышащими людьми. Учитель должен постоянно оказывать помощь ученикам в построении высказываний, корригировать их ошибки, побуждать учащихся выразить мысль в другой форме. Этому содействуют различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, работа группами, парами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_obshcheniya_na_urokah.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков общения на уроках у детей с нарушениями слуха.

Общение – одна из важнейших сторон жизни человека. Без общения человек не может существовать в обществе. Овладение искусством общения, искусством слова, культурой речи необходимо для каждого человека, несмотря на наличие или отсутствие каких-либо ограничений (слуховых, речевых, двигательных).

Создание наиболее эффективных условий формирования личности глухого ученика, включение его в общественно-полезную деятельность и социально активную жизнь предполагает развитие способности понимать обращенную к нему речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Известно, что по уровню речевого развития глухие учащиеся отстают от слышащих сверстников. Решая аналогичные с массовой школой задачи развития речи учащихся, педагоги школы для детей с нарушениями слуха должны расставить свои акценты, определить коррекционный характер обучения на этом этапе работы.

Коммуникативные навыки формируются у учащихся в процессе всей образовательно-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения. Умение общаться с окружающими – достаточно большая проблема для детей с нарушениями слуха. Их словарный состав ограничен, а речь маловыразительна. Потеря возможности устной коммуникации у детей чаще всего делает их замкнутыми и пассивными. Они боятся вступать в контакт с окружающими их слышащими людьми. Но ежедневно и многократно учащимся приходится обращаться к кому-то, приветствовать своих знакомых, прощаться, кого-то благодарить, перед кем-то извиняться.

Развитие коммуникации на разных возрастных этапах зависит от ведущей деятельности ребенка в данный период, потребности которой обусловливают появление новых функций речи и языковых средств.

В сурдопедагогике вопросом изучения особенностей коммуникативных навыков у глухих детей младшего школьного возраста занимались такие учёных как Быкова Л. М. , (1991), Зыков С. А., (1977), Зыкова Т. С., (1988), Носкова Л. П., (1982), Розанова Т. В., (1991), Е.Ф. Рау, Р.М. Боскис (1988). Их исследованиями было установлено, что уровень развития коммуникативных способностей зависит от познавательной активности глухого ребенка, интереса к окружающему миру, предметам, явлениям, деятельности людей.

Коммуникативная компетенция подразумевает умение пользоваться всеми видами речевой деятельности: чтением, аудированием, говорением (монолог, диалог), письмом. В процессе изучения языку глухие школьники овладевают диалогической и монологической речью.     

Устно – разговорная речь является преимущественно диалогической формой общения. Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития речи. Учитель должен оказывать постоянную помощь ученикам в построении высказываний, корригировать их ошибки, обращать внимание класса на недочёты речи того или иного ученика, преднамеренно замедлять темп общения, обращаться к дактилированию, побуждать учащегося выразить мысль в другой форме, употребить новое слово. Нужно создавать условия для коллективной деятельности, в ходе которой происходит многократная повторяемость материала. Этому содействуют различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа учителя со всем классом, работа с маленьким учителем, работа группами, парами, работа по конвейеру. Наиболее действенными приёмами развития речевых умений и навыков является моделирование и обыгрывание реальных ситуаций общения через упражнения, сюжетно – ролевые игры.

Используются и другие пути: работа с закрытой картинкой, беседы о просмотренных фильмах, по прочитанному рассказу, беседы об интересных событиях, о выполненной работе, о проведённом выходном дне, каникулах, празднике. В начале обучения педагог побуждает учеников к употреблению готовых речевых конструкций. Подтверждением овладения такими фразами служит ответная реакция детей: выполнение действий, инструкций, заданий; самостоятельное формулирование вопросов и ответов, сообщение о своём желании, отношении, состоянии, деятельности. Мотивированность детских разговоров определяется также новизной, необычностью предмета или явления.

Тренировочные упражнения разнообразны: построение диалога по аналогии с образцом, дополнение его репликой, подбор парных реплик из предложенных, вставка в диалог пропущенной реплики (также из числа предложенных), придумывание пропущенной реплики, продолжение диалога (по его началу, составление диалога по заданной ситуации, трансформация его по различным заданиям (например, изменить время или место действия) и т.д. Следует также использовать диалоги по воображаемой ситуации, инсценировке или построенные в форме игр. Особую ценность представляют темы диалогов, содержание которых связаны с опытом детей (самостоятельное чтение, выходной день, события в семье, каникулы, занятия в кружках). Краткие беседы в начале урока о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях - важный участок речевой практики.

Программой содержание обучения представлено 3 группами коммуникативных умений: побуждение, сообщение, ответ на вопрос; предусмотрен определённый речевой материал, отражающий разные ситуации взаимодействия, возникающие в процессе коммуникации.

Монологическая речь – наиболее сложный вид речевой деятельности. В качестве подготовительных упражнений к овладению связными высказываниями следует рассматривать составление фраз по образцам, по демонстрации действий, ситуационным рисункам, по опорному словарю. Монолог – организованный вид речевого общения. Все виды работ по формированию связной монологической речи в начальных классах имеют коммуникативную направленность (рассказ о событии, письма, заметки, отчёты и т.п.) Выполняются упражнения с деформированным текстом, с дополнением текста или восполнением в нём пропущенных фраз. Более сложными являются упражнения, в которых рассказ составляется по опорным словам, словосочетаниям, вопросам и картинам. Учащиеся тренируются в составлении рассказов об экскурсиях, прогулках, наблюдениях, выполненных практических работах. Разновидностью монологической речи являются описания предмета. К простейшим описаниям обращаемся уже во 2 классе. Проводятся упражнения в отгадывании предмета по описанию, в рисовании предмета по заданным признакам, подборе и анализе готовых описательных текстов к картине. Также проводится работа по составлению устных рассказов по картинам.

Деятельность является основным стержнем, вокруг которого развёртывается речевое развитие. Слово, сообщённое при возникшей потребности в нём, легко понимается и усваивается.

Методические приёмы, ведущим к формированию речевого общения следующие:

- формирование речи в связи с организацией деятельности;

- использование создавшейся ситуации;

- создание ситуаций, вызывающих потребность в определённых языковых средствах;

- проведение дидактических игр;

- специальные тренировочные упражнения.

В уроки  необходимо включать упражнения по развитию мимики и пантомимики. Важно обсуждать их с детьми, обращать внимание на то, как выражается то или иное чувство мимикой, жестами, позой; каким голосом, с какой интонацией говорит рассерженный (весёлый, напуганный, грустный и т.д.) персонаж.

Обучение разговорной речи осуществляется на всех уроках и во внеучебное время: в процессе внеклассного чтения, во время бесед, игр, на занятиях бытовым и общественно – полезным трудом, на режимных моментах и продолжается в семье, тем самым неслышащий ребёнок погружён в непрерывную и интенсивную диалоговую среду. Во внеклассное время общение воспитанников школы происходит, как правило, в естественной ситуации: в спальне, столовой, в библиотеке, во дворе, парке, на спортивной площадке, в игровой или классной комнате, в актовом зале и т.д., где речевые ситуации создаются педагогом, либо используются естественно возникшие. Организация занятий может происходить в игровой форме. Это сюжетно – ролевая игра, речевые игры диалогического характера, подвижные игры с речевыми заданиями. Также занятия могут проходить в форме тетрализованной деятельности и т.д. Контроль со стороны педагогов за использованием детьми индивидуальных слуховых аппаратов позволяет расширить сенсорную базу для восприятия окружающего мира, в особенности восприятия ими устной речи.

Речь педагога должна быть естественной, достаточно эмоциональной и выразительной. Речевой материал не заучивается, благодаря частому повторению, он запоминается и используется при необходимости. Дактиль используется в качестве вспомогательного средства, при затруднениях, сопровождается устным проговариванием. Необходимо соблюдать такую последовательность: чтение с губ, дактильная форма речи, наконец, табличка.

Итогом продуманной правильно организованной педагогической работы становятся овладение глухими школьниками речевым поведением. Это выражается в их речевой активности, в желании и умении вступать в контакт с окружающими, воспринимать информацию и обмениваться ею.

Можно выделить следующие коммуникативные умения:

- умение начать, поддержать и завершить общение;

- умение привлечь внимание собеседника;

- умение употреблять средства вербального и невербального общения;

- умение использовать вежливые слова и знаки вежливости;

- умение замечать и адекватно реагировать на эмоциональное состояние партнёра;

- умение проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёру;

- умение помогать партнёру и самому принимать помощь.

Упражнения на развитие коммуникативных навыков

Игра «Незнакомец» Инструкция. Я хочу предложить вам игру, в которой вам надо будет догадаться, о ком идёт речь. Если вам покажется, что вы знаете, кого из детей я загадала то, пожалуйста, молчите и просто улыбайтесь. У него (неё) голубые глаза, светлые волосы, есть ли у него домашние животные, какая у него семья, какие игры он любит, его личные достоинства и т.д.

Игра «Волшебная палочка» Игра развивает навыки общения и групповую сплочённость. Инструкция. Сядьте, образуя круг. Говорить будет тот, у кого в руках волшебная палочка. Например, я хочу , чтобы каждый, кто держит волшебную палочку рассказал нам, что интересного случилось с ним на прошлой неделе или, что было для тебя на прошлой неделе самым трудным? Следите за тем, чтобы каждый ребёнок получил слово.

«Доброе утро» Каждый ученик получает возможность поприветствовать своих одноклассников и рассказать, что его в этот день радует, что он хочет сделать, какое у него настроение. Это эффективный ритуал, он пробуждает у детей интерес, стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу и самое главное, дарит им возможность почувствовать себя в центре внимания. Говорящему ребёнку нужно дать микрофон ( можно игрушечный). Может случиться, что некоторые из детей не захотят говорить. Может начать говорить учитель в микрофон, а затем передать его кому - нибудь из детей.

«Интервью в день рождения». Можно использовать также микрофон. Инструкция. Олег, у тебя сегодня день рождения. Я хочу поздравить тебя и взять у тебя интервью. 1) Какое самое смешное событие произошло с тобой за прошедший год жизни? Нужно подбирать вопросы в соответствии с возрастом и уровнем развития ребёнка.

Примерные вопросы. С кем ты в этом году познакомился? Чему ты научился в прошедшем году? Какое у тебя желание в новом году? У какого человека ты хотел бы учиться?

Игра. Учащиеся передают по кругу мяч и высказываются о своём настроении, физическом состоянии. Это упражнение может быть монологическим, когда каждый ученик высказывается одной фразой, без комментариев и вопросов со стороны других участников игры и может быть диалоговым, если в ответ на высказывание последуют вопросы. Можно разнообразить это упражнение, используя невербальные средства (пантомима, рисунок).

Например, то же самое задание может быть выполнено в другой последовательности: ученик 1 – принимает определённую позу или изображает на лице своё состояние. Ученик 2 – вопросом уточняет правильно ли он понял? Ученик 1 подтверждает и объясняет, почему у него такое состояние, если ученик 2 не угадал, то пытается другой. Бывают случаи, когда учащимся трудно говорить о своём эмоциональном состоянии, например, из – за нехватки языковых средств. Преодолеть это можно следующим образом: учитель заготавливает маски или карточки с изображением разных эмоциональных состояний. Они прикрепляются на спины участникам игры. Сами «носители» не знают, что изображено у них, но видят изображение партнёра. Задание: в пантомиме передать содержание изображения, а «носители», задавая вопросы, пытаются угадать. Можно предложить учащимся самим изготовить такие маски, карточки дома.

Упражнение «Комплимент». Это вербальное выражение положительных эмоций по отношению к партнёру. Если учащиеся ещё не знакомы со словом «комплимент», необходимо предварительная короткая беседа о том, что такое комплимент, зачем нужно говорить комплименты, когда это уместно. Можно предложить использовать следующие варианты упражнения «комплимент»:

Комплимент внешности. Посмотри на своего партнёра и скажи ему, как он сегодня выглядит. Используй известные тебе прилагательные для описания внешности. Начни своё высказывание с обращения по имени «Ты сегодня такой… !

Комплимент – похвала. Скажи своему однокласснику, что у него хорошо получается… .

Комплимент – в чувствах. Скажи, какие чувства ты испытываешь, общаясь с одноклассниками? При этом комплимент не должен звучать лестью.

Поделись радостью.

Комплимент – подарок (сюрприз ). Сделайте своему другу подарок к празднику. Этот подарок может быть визуальным (рисунок), вербальным (обозначать словом), невербальным (пантомима). Такое упражнение может сочетаться с комплиментом – пожеланием.

Комплимент – пожелание. Может быть выражен одним словом, сложным предложением, предложением в повелительном наклонении. По назначению это может быть пожелание к празднику, пожелание к уроку и т.д.

Комплимент – предложение. Предложи другу самое вкусное блюдо, чтобы поднять его настроение или предложи провести время вместе.

Комплимент – совет. Посоветуй своему другу, как можно провести выходные.

Важно учить отвечать на комплименты: благодарить, давать ответные комплименты. Это позволяет практиковать учащихся в диалогической речи.









По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....

Дыхательные упражнения для развития вокальных навыков у детей с нарушением слуха

«Дыхательные упражнения дляразвития вокальных навыков у детейс нарушением слуха»....

Индивидуальное занятие по развитию речевых коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха "Беседа о семье"

Цель: Развивать коммуникативную функцию речи.Задачи:1)                    совершенствовать навыки самосто...

Развитие навыков общения со сверстниками у детей с расстройствами аутистического спектра

Данная статья была напечатана в сборнике  матириалов II международной научно-практической конференции "Особые дети - особая педагогика: проблемы развития, воспитания и социализации в контекс...

Статья. Виды работ по развитию коммуникации в образовательных организациях для детей с нарушением слуха

В статье раскрываются особенности работы по развитию коммуникативных навыков учащихся с нарушением слуха. Особое внимание уделяется специфическим видам работы, разработанным специально для детей с нар...

Развитие навыков рефлексии на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС ООО для детей с нарушениями слуха

В данной разработке описано значение ФГОС для детей с нарушениями слуха в условиях реализации навыков рефлексии на уроках русского языка.В развитии навыков рефлексии как способ обратной связи следует ...