Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС
опыты и эксперименты на тему

Акишина Галина Александровна

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС  ( Из опыта работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов», Нижневартовского района ХМАО-Югры)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pmpk_akishina_g.a.rar47.55 КБ

Предварительный просмотр:

Нормативно-правовое обеспечение психолого-педагогического консилиума образовательной организации в рамках ФГОС НОО

( Из опыта работы муниципального бюджетного образовательного учреждения «Излучинскаяобщеобразовательная средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов», Нижневартовского района ХМАО-Югры)

Совместное обучение и воспитание обычных и нетипичных детей, установление между ними более тесных взаимоотношений - одно из приоритетных направлений модернизации современного образования в России. Слайд 2

С каждым годом в нашей школе увеличивается число детей с легкой патологией, с ограниченными возможностями здоровья.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», глава 1. статья 2 «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе» пункт 16,дается конкретное понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья:«обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся в МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»в 2013-2014 учебном году представлены следующими категориями в таблице 1.

Таблица 1

Обучающиеся

Количество

Из них находятся на индивидуальном обучении  на дому

Дети- инвалиды

8

7

Дети с ЗПР (7 вид)

18

14

Дети с умственной отсталостью (8 вид)

1-4 кл –13

5-9 кл. –9

6

2

Дети- логопаты

25

4

Дети с ОВЗ, которым заключением врачебной комиссией рекомендовано индивидуальное обучение на дому

22

Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование закреплено в Конституции нашей страны, законе РФ "Об образовании", а также в международных договорах Российской Федерации. В частности, гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от их состояния здоровья. Одним из органов, от которого зависит реализация указанного права детьми с ОВЗ, является психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК).

На основании федеральных, региональных и муниципальных нормативных документов разработано Положение о школьном психолого-педагогическом консилиуме, которым и руководствуемся в работе. Слайд 3

Нормативный перечень документов, обеспечивающий работу школьногоПМПк:

  1. Федеральный  закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г. N 1015 г. "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" 
  3. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утвержденноеприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082.
  4. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения)
  5. Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 12.03.2014 N 3-нп "О центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" (вместе с "Порядком работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры").
  6. Постановление администрации Нижневартовского района ХМАО-Югры «Об утверждении Положения и состава территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Нижневартовского района» № 238 от 14.02.2014г.
  7. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов», 2014г.

Слайд 4

Нормативное обеспечение по инклюзивному образованию

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 23.07.2013). Ст. 2
  2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 6
  3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013). Ст. 19
  4. Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы"
  5. Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов" (ред. от 24.09.2007)
  6. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 № 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях" (ред. от 04.09.2012)
  7. Письмо Минобрнауки России от 30.09.2009 № 06-1254 "О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации"
  8. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 № АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами"
  9. Письмо Минобрнауки России от 16.01.2002 № 03-51-5ин/23-03 «Об интегрированномвоспитании и обучении детей с отклонениями в развитии дошкольных образовательных учреждения
  10. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
    от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»      

Слайд 5

С внедрением ФГОС НОО  нашим образовательным учреждением   переосмыслена образовательная модель обучения и мы стремимся создать специальные условия для получения образования указанным выше обучающимся.

Командой  творческих педагогов и узких специалистов школы разработана и третий  год реализуетсяПрограмма коррекционной работы с обучающимися,которая прошла внешнюю экспертизу и имеет рецензию кандидата педагогических наук Нижневартовского гуманитарного университета Петровой Г.А.  Слайд 6

Учебный процесс в школе осуществляется в разных организационных формах: общеобразовательные классы, общеобразовательные классы с интеграционной формой обучения, классы с углубленным изучением предмета, специальные (коррекционные) классы VIII вида,  индивидуальное обучение на дому. Вариативность предоставления образовательных программ разного уровня сложности позволяет обучать в стенах школы детей с разными возможностями, состоянием здоровья и адаптивными способностями можно проследить в таблице 2.       Слайд 7

Таблица2

Классы

Обучающиеся, которым ТПМПК рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VII вида

Обучающиеся, которым ТПМПК рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) программе VIII вида

Форма обучения

Интегрировано в классе

Из них на  индивидуальном обучении

В специальном (коррекционном) классе VIII вида

Из них на  индивидуальном обучении

1

3

-

3

2

2

1

-

3

2

3

1

-

2

1

4

2

1

5

1

5

2

-

1

-

6

3

1

4

-

7

-

-

1

-

8

1

-

2

-

9

-

-

1

1

Итого

13

2

22

7

С 2012-2013 учебного года  в школе открыты специальные (коррекционные) классы VIII вида для учащихся школы 1 и 2 ступеней.

Предварительно проведена большая   организационная работа: разработка и реализация образовательной программы для специальных (коррекционных) классов, разработка учебных планов по всем ступеням обучения, подготовка и тщательная проверка  рабочих программ по всем предметам  специальных (коррекционных) классов; курсовая подготовка учителей в Тюменском государственном университете, специализированное оборудование учебных кабинетов для детей данной категории, создание учебной специальной инфраструктуры, организована разъяснительная работа с обучающимися и их родителями. Разработана система психолого-педагогического сопровождения обучающихся школы. Все это позволило образовательному  учреждению успешно пройти лицензирование и аккредитацию.

Ведущую роль по организации специальных (коррекционных) классов играет школьный психолого-медико-педагогический консилиум.

В следующей таблице  представлена сравнительная динамика о количестве обучающихся, нуждающихся в специальном коррекционном образовании, выявленным школьным психолого-медико-педагогическим консилиумом. Слайд 8

Таблица 3.

Специальное образование

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Рекомендации обучающимся территориальной ПМПК:

7

19

11

15

25

15

VII вид

4

7

11

9

7

3

VIII вид

2

1

-

4

2

6

Индивидуальное обучение на дому

3

4

5

7

9

3

Логопедия

109

115

117

100

53

53

Слайд 9 Системная   диагностическо-коррекционная и консультативная деятельность школьного психолого-медико-педагогического консилиума в течение всего учебного года позволяет правильно определить образовательный маршрут обучающимся, имеющих затруднения в обучении, обеспечивает квалифицированную помощь педагогическому коллективу и родителям в выборе адекватных условий обучения и воспитания детей.

Внедрение идей инклюзивного (интегрированного) образования в практику МБОУ "Излучинская ОСШУИОП №1» позволяет предоставлять равные возможности получения образования детям с нарушениями в развитии наряду с нормально развивающимися сверстниками при создании в школе специализированных условий обучения.

При организации инклюзивного(интегрированного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья[1], необходимо квалифицированное сопровождение обучающихся, тогда каждый ребёнок будет иметь возможность реализовать своё право на образование в любом типе образовательного учреждения. Слайд 10

Схематично обеспечение специализированной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности в обучении представлено на рисунке 1.

Обеспечение  специализированной помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья

Рисунок 1.

Слайд 11

В соответствии с общим уровнем готовности ребенка к социально-образовательной интеграции мы используем следующие формы: постоянная (полная), частичная, временная.

Полная интеграция – при этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья (без потери интеллекта), достигшие или приближенные по уровню умственного и психического развития к возрастной норме, обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь отдельного специалиста.

  Частичная интеграция – при этой форме интеграции учащиеся обучаются в условиях отдельного класса, но объединены  в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками (дети с ЗПР). Они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на надомном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.

 Временная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности)[2].

Обеспечение процесса интеграции достигается посредством создания в школе единого образовательного пространства для учащихся с разными возможностями психофизического развития, ориентированного на укрепление, сохранение и развитие здоровья детей, раскрытие индивидуальных способностей и резервов каждого ребенка. Готовность общеобразовательной школы к организованному обучению и воспитанию различных категорий учащихся с ограниченными возможностями здоровья достигается посредством включения помощи специалистов разного профиля с использованием как внутренних ресурсов учреждения, так и сетевого взаимодействия с целью сопровождения обучающихся.  Слайд 12-13

В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», в главе 1 «Обучающиеся и их родители (законные представители), статье 42. «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации» четко прописано психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории:

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, и.т.д.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 

В нашей школе успешно функционирует школьный психолого-медико-педагогический консилиум, разработана модель командного взаимодействия, на основе которой реализуется моделирование программ комплексной помощи. Модель командного взаимодействия предполагает определение необходимых специалистов, привлекаемых для решения проблемы и степени участия каждого из них в ее решении. На этом уровне определяется степень включенности специалиста в процесс реализации программы комплексной помощи учащемуся, которая предусматривает: сопровождение-наблюдение – это включенность специалиста, при которой он, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляет динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывает рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультирует их; реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением – это включенность специалиста, при которой он в рамках программы комплексной помощи проводит занятия и обеспечивает организацию всего комплекса мероприятий необходимых для эффективности коррекционного воздействия. Слайд 14

Чаще мы используем следующие формы взаимодействия специалистов: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк с привлечением педагогического коллектива или узких специалистов; малые совещания; взаимное консультирование, комплексный сбор данных о ребенке; многоуровневая диагностика со сведением результатов; составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей; индивидуальное консультирование родителей группой специалистов; консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.

При условии реализации организации  процесса обучения на основе создания единого образовательного пространства все обучающиеся дети с ограниченными возможностями здоровья получают индивидуализированную помощь и оказываются вовлеченными в социально активную деятельность общественной жизни школы, что позволяет повысить адаптивные возможности ребенка и раскрыть потенциальные способности личности.

Таким образом, при организации интегрированного  обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, мы исходим из положения о том, что каждый ребенок имеет реальную возможность реализовать свое право на образование в любом типе образовательного учреждения и получить при этом необходимую ему специализированную помощь.

Деятельность узких специалистов школы в первую очередь направлена на  самообразование по коррекционной педагогике: учитель-логопед прошла курсовую подготовку вНижневартовском гуманитарном государственном университете по теме: «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве», педагог-психолог и  учитель-дефектолог прошликраткосрочные курсы в Сургутском государственном педагогическом университете по теме: «Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями».

Надеемся, что в ближайшее время будут утверждены федеральные образовательные стандарты для детей с ОВЗ. Слайд 15

В концепции специальныхфедеральных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, которую мы обсуждаем уже с 2010 года, говорится, что специальныефедеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ должны рассматриваться как неотъемлемая часть федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а".. дети с ОВЗ могут реализовывать свой потенциал лишь при условии начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их психического развития"[3].


    [1]
  1. "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года.

[2]Мустафина Л. Н. К вопросу об интегрированном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья  / Л. Н. Мустафина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 164-166.

[3]Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении

Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....

Городской семинар "Организация и функционирование психолого-медико-педагогического консилиумами образовательной организации. Включение детей с ОВЗ в образовательное пространство"

30 сентября 2015 г. на базе МОУ "Изобильненская школа" прошел семинар для руководителей психолого-медико-педагогическими консилиумами и педагогов-психологов образовательных учреждений г. Алушты....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС

В презентации описываются основные направления работы при реализации ФГОС ОВЗ, структура коррекционных курсов и роль педагога-психолога в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ....

Музыкотерапия как технология психолого-педагогической коррекции на уроках музыки в рамках ФГОС.

Материал для проведения методической работы в школе, районе, семинарах учителей музыки и искусства....

ЛУЧШИЕ ПРОГРАММЫ АДРЕСНОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ (ПАВ)

Сборник материалов Республиканского конкурса лучших программ адресного психолого-педагогического сопровождения обучающихся.Авторы-составители: Пагбаева Билигма Цыренжаповна, педагог-психолог Республик...

Психолого-педагогические аспекты взаимодействия образовательной организации с родителями в современных условиях

Семейное воспитание всегда играло определяющую роль в становлении личности маленького ребёнка. В то же время на развитие ребёнка оказывает влияние та среда, в которой он находится, а именно дошкольное...