Как определить речевой статус ребёнка?
статья на тему

Шурыгина Нина Александровна

Определение речевого статуса ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_opredelit_rechevoy_status_rebenka.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Как определить речевой статус ребёнка?

Ребёнок будет отнесен специалистом к группе «неговорящих», если положительный ответ хотя бы на один пункт: 

  • ребёнок может повторять за взрослым любые звуки и/или слова, но НЕ произносит их по собственной инициативе; 
  • ребёнок использует в активной речи менее 20 общеупотребительных (понятных окружающим) слов; 
  • ребёнок использует в активной речи только отдельные слова, не выстраивая их во фразу, типа «Я пить». 

У ребёнка есть нарушения понимания речи, требующие коррекции специалиста, если: 

  • ребёнок не реагирует на обращение к нему на фоне других шумов (например, при включенной воде в ванной); 
  • ребёнок не понимает значений отдельных слов вне их демонстрации (находясь в комнате, Вы просите ребёнка принести банан из кухни); 
  • не понимает значений слов вне зависимости от внешнего вида предмета, по определению сигнальных признаков объекта (ребёнок ранее знакомился со львом и тигром/китом и дельфином (игр.), но при одновременном показе их, и просьбе указать, где лев, показывает на тигра (или наоборот). 
  • не понимает грамматических значений (не покажет, где «рыбЫ», показывая на единицу, а не на множество; не выполнит инструкцию, данную последовательно: положи НА стол, а это ПОД стол. 
  • не понимает вопросов косвенных падежей: покажи, ЧЕМ играет девочка? КОГО ты сейчас покормил?
  • не понимает логико-грамматических конструкций, сравнительной степени: старше, больше и т.п.;
  • не понимает переносного значения и многозначности: идти может и человек, и дождь, и часы;
  • не понимает речь, когда она представлена в потоке (отдельные обращения понимает, а когда несколько инструкций подряд или обращение-текст не понимает). 

Ребёнок «говорящий», но у него есть нарушения коммуникации, требующие коррекции специалиста, если: 

  • самостоятельно (без просьбы со стороны взрослого) произносит более 20 слов, понятных окружающим; 
  • не обращается к сверстникам, предпочитая «замыкаться», «игру одному», «агрессивно отбирать игрушку» и пр. 
  • не умеет обращаться с просьбами ко взрослому, сразу переходя к крику, манипуляции и пр.; 
  • избегает групповых активностей, например, хороводов; 
  • может сообщать о своих потребностях, но не задает вопросы. 

Как определить, что ребёнку необходима помощь специалиста по коррекции поведения?

Если Вы ответили положительно хотя бы на 3 вопроса из списка, то ребёнку требуется коррекция поведения с помощью специалиста: 

  • у ребёнка повышенная потребность в движении (двигательная расторможенность), 
  • ребёнок быстро утомляется (быстрее 5-10 минут) в деятельности, в которой необходимо внимание и самоконтроль; 
  • легко отвлекается на посторонние стимулы, отвечает на вопросы, не задумываясь; 
  • «кривляние» ребёнка усиливается в ответ на неодобрение со стороны взрослых; 
  • ребёнок устраивает «капризы» или истерики, сопровождающиеся падением на пол, раскидыванием вещей и игрушек;
  • у ребёнка чаще, чем 3 раза в день, возникают «беспричинные» слёзы и грубость и/или обидчивость;
  • отказывается, активно протестуя,  от деятельности, предлагаемой взрослым в условиях специальных занятий;
  • ребёнок проявляет агрессию в отношении других людей (бьёт, обзывает, толкает, щипает, кусает) или самоагрессию (то же по отношению к себе);
  • не умеет делать выбор и проявлять инициативу;
  • у ребёнка отсутствует стремление к собственной деятельности, нет навыков досуговой деятельности (постоянно требуется участие взрослого, не умеет себя занять).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как определить спряжение глаголов

Урок русского языка в 4 классе по УМК Бунеева и Бунеевой Данный урок обобщает полученные знания детей по теме "Спряжение глаголов" На данном уроке используется презентация для коллективной и фронтальн...

Мое отношение к жизни определяет мою жизнь.

Эпиграф: «Нам денег не надо, работы давай!» (Слова народные).         Вопрос к социологам и психологам: какой процент учителей ощущает себя счастливыми и является реально...

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности к школе по речевому статусу

Диагностика устной речи ребенка для определения его готовности  к школе по речевому статусу...

Урок-практикум в 10 классе. Цель: сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.

Задачи урока: повторение  и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.Развивающие: с помощью разнообразных  упражнений развивать у учащихся логическ...

Готовимся к ОГЭ. Практикум. Определяем средства речевой выразительности.

Материал содержит задания, направленные на отработку навыков определения средств речевой выразительности. К заданиям придагаются ответы....

«Социометрический статус школьника в коллективе сверстников. Выявление социометрического статуса. Коррекционная работа с отверженными детьми»

В докладе раскрывается тема что такое социометрический статус школьника в коллективе сверстников, выявление социометрического статуса, а также коррекционная работа с отверженными детьми....

Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

Цели урокаобеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет. прод...