Правовой статус личности «Особенности правового статуса несовершеннолетних»
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Черкашина Ирина Павловна

 Цели урока

  • обеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет.

 

  • продолжить формирование навыков работы с документами, умения извлекать необходимую информацию из  источника права, продолжить работу по формированию понятийного аппарата: правовой статус несовершеннолетних, эмансипация подростка, воинский учет.
  • воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей, умений использовать знания  о своих правах и обязанностях в обычной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_pravovogo_statusa_nesovershennoletnih.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока обществознания в 8 классе

Тема: «Правовой статус личности»

 «Особенности правового статуса несовершеннолетних»

 Цели урока

  • обеспечить усвоение учащимися основных прав несовершеннолетних,  понимания возможности наступления юридической ответственности за отдельные виды правонарушений с 14 лет.

  • продолжить формирование навыков работы с документами, умения извлекать необходимую информацию из  источника права, продолжить работу по формированию понятийного аппарата: правовой статус несовершеннолетних, эмансипация подростка, воинский учет.
  • воспитывать чувство гражданственности, толерантности, уважения к правам и свободам других людей, умений использовать знания  о своих правах и обязанностях в обычной жизни.

Средства обучения: учебник «Обществознание. 8 класс» О.Б.Соболевой; Извлечения из ГК РФ, ТК РФ, СК РФ  (презентация «Особенности правового статуса несовершеннолетнего» ; мультимедиа система.

Тип урока: комбинированный (диалоговый), мультимедиа урок.

  1. Ход урока
  1. I. Организационный момент  (2 мин)  Слайды 1-2

Домашнее задание:  п.21, понятия, вопросы 1, 2.

Целевая установка урока:  слайд 1

  • на основе повторения пройденного на предыдущих уроках материала

изучить новую тему.

  1. II. Опрос по домашнему заданию:
  • Что такое  правовой статус  личности?
  • Какова взаимосвязь между правами и обязанностями?
  • Какова связь между возрастом и характером дееспособности граждан?

Давайте перейдем к первой схеме

1) Заполните пропуски в схеме: Слайд

                                               

                                                                   

  • Перечислите какие права ребёнка вы сейчас  можете реализовать?

Но вам уже исполнилось 14 лет. Вы перешли в разряд несовершеннолетних. Что же изменяется с 14-летием? Обратимся к теме урока. Как вы её понимаете? Что будет главным в её изучении?

Ответ учащихся :  МОЙ ПРАВОВОЙ СТАТУС.

                             Мои права, обязанности и ответственность.

План урока:     1.  Дееспособность несовершеннолетних от14 до 16 лет.

                         2. Эмансипация подростка.

Слайды 3, 4.    3. Постановка на воинский учет.

III. Изучение нового материала по плану

  1. Дается определение правового статуса несовершеннолетнего – это система прав и обязанностей несовершеннолетнего, закреплённая в нормах права.

В 14 лет вы получаете паспорт — основное удостоверение личности гражданина нашей страны. Тот важный документ вручается вам именно в этом возрасте не случайно. Вы вступаете в очень ответственный период жизни — время социального взросления. С процессом социального взросления закон связывает расширение ваших правовых возможностей.

  • В каких источниках права, по вашему мнению, закреплены ваши права и обязанности?

 Обращение к работе с документами,

ИСТОЧНИКАМИ ПРАВА:

Конституция РФ

Гражданский Кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Семейный Кодекс РФ

Уголовный Кодекс РФ 

Слайд 5

2)Продолжение работы с таблицей «Права ребёнка» 14-15-летние подростки (таблица заполняется в тетради второй урок, начиная с прав, обязанностей и ответственности малолетних) Слайд 6.

возраст

права

обязанности

ответственность

14 лет

Получить паспорт

Право на согласие изменения своего гражданства

Право без согласия родителей распоряжаться доходами

Осуществлять права автора результата своей интелл.деят-ти

Самостоятельно совершать сделки право отмены усыновления

Право требовать установления отцовства в отн-ии своего ребёнка

Право самостоятельно обращаться в суд для защиты своих интересов

Право быть принятым на работу в свободное от учебы время с согласия родителей

Вносить вклады в банки и распоряжаться ими

Право работать не более 24 ч/н

 Право на поощрение за труд

Право на ежегодный оплачиваемый отпуск 31 день

Право на об-ие в профсоюзы

Право управлять велосипедом по дорогам, учиться вождению мотоцикла

 Иметь паспорт

Работать добросовестно

Выполнять трудовые обязанности

Соблюдать трудовую дисциплину

Соблюдать устав молодежного объединения

Исключение из школы

Самостоятельная имущественная ответственность по сделкам

За причиненный вред

За нарушение трудовой дисциплины

Уголовная отв-ть за преступления предусмотренные ст.20 УК РФ

15 лет

Право соглашаться или не соглашаться на медицинское вмешательство

Быть принятым на работу без согласия родителей, но с согласия профсоюза

Иметь трудовые льготы

24 ч/н

Вопросы по заполненной части таблицы:

  • Какие права у вас есть с 14 лет?
  • Какие новые обязанности есть у вас с 14 лет?
  • Как изменяется ваша ответственность с 14 лет?
  • Приведите примеры из своей жизни, когда вы поступали согласно своему правовому статусу?

3)Эмансипация подростка.

В тот день, когда вам исполнится 16 лет, в вашем правовом статусе появится новый рубеж. Он связан с возможностью вашей эмансипации. Что же это такое?Обратимся к Гражданскому Кодексу РФ ст.27.

Учащиеся дают определение Эмансипации и выделяют её условия. Слайд 7.

Дается определение: Эмансипация подростка – это объявление его полностью дееспособным до достижения возраста совершеннолетия посредством решения органа опеки и попечительства  либо суда.

Раскрывается  третье условие  эмансипации несовершеннолетнего в российском гражданском праве в результате работы с учебником с.118.

  • Работа по трудовому договору
  • Занятие предпринимательской деятельностью
  • Вступление в брак

   Даже при отсутствии эмансипации в 16 лет объем ваших прав, обязанностей и ответственности существенно расширяется. Обратимся к учебнику с.118.

Учащиеся самостоятельно делают выводы об изменениях в правовом статусе несовершеннолетнего и продолжают записи в таблице (16 лет)

16 лет

Право на эмансипацию

Право самостоятельного заключения трудового договора

Право быть членом кооператива и держателем акций

Право вступать в брак

Право самостоятельно осуществлять родительские право

Право работать не более 36 ч/н

Право управлять мопедом на дорогах

Право обучению вождению автомобиля в сопровождении инструктора

Полная уголовная ответственность за любые преступления

Административная ответственность

  • Какие права при достижении 16 лет вы будете реализовывать?

Учащиеся: «Я буду иметь право на...» ответы по таблице.

  • Какие обязанности будут возложены на вас?
  • Какую ответственность вы должны быть готовы нести?
  1. Постановка на воинский учет.  Слайд 8.

Дается определение:Воинский учет – это составная часть воинской обязанности граждан РФ.  Обязанность юношей встать на воинский учет подразумевает под собой пройти комиссию и получить приписное свидетельство.

 Приписное свидетельство – это удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу.

Ст.9 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе». В год, когда вам, юноши, исполнится 17 лет, с 1 января по 31 марта будет осуществлена первоначальная постановка вас на воинский учет. При этом  производится медицинское освидетельствование вашего состояния. Будет определяться ваша годность к военной службе по состоянию здоровья. Если вы хотите облегчить себе задачу при призыве, когда вам исполнится 18 лет, то уже при первоначальной постановке необходимо разобраться с годностью к военной службе по состоянию здоровья. Для этого хранить медкарту дома!!! С 15 лет!!!

Ученики делают последнюю запись в таблице.

17 лет

Юношам – встать на воинский учет

Если вы без уважительных причин не являетесь на призывную комиссию, это влечет за собой  административную и уголовную ответственность.

Для женщин – призыв на военную службу после получения военно-учетной специальности.

  1. V. Закрепление изученного на уроке. Слайд 9-10

Решение тестовых вопросов, проверка.  Выставление оценок за работу на уроке.

Объяснение Д/з: с.120 в. 1 Какие права вы можете реализовать с 14, 16 лет. Какие из них вы бы хотели реализовать, а какие нет?

в.2  Объясните, почему человеку необходимо знать свои права7

Результат:   Ребята, оцените проведенный урок и полученные знания. Слайд 11

  • 1  -Я  ознакомлен со своими правами и обязанностями
  • 2  -Я признаю свои права и обязанности
  • 3  -Я поступаю согласно своим правам и обязанностям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое просвещение. Единый День правовых знаний

Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

Правовые аспекты профессионального выбора и становления несовершеннолетних.

В даннойпубликации изложена выжемка из основных нормативно-правовых документов РФ, которая касается вопросов профессионального опредления, становления и организации труда несовершеннолетних граждан....

Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы....

ПРОГРАММА по правовому воспитанию учащихся и правовому просвещению родителей «Твои права»

Цель программы: - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры    школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности;- развитие правового самопознания;- опти...

Программа по правовому просвещению и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних "Правовая Азбука"

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Актуальность правового воспитания детей и подростков на современно...

Памятка «Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Памятка для педагогов и родителей«Правовой статус, права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»...