Изучение понятия правовой нормы на уроках правовых знаний
статья по праву на тему

Рунова Мария Александровна

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл runova_mariya_aleksandrovna_statya.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 372.834

ИЗУЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ НОРМЫ ПРАВА

НА УРОКАХ ПРАВОВЫХ ЗНАНИЙ

Рунова Мария Александровна

студентка 5 курса факультета истории и права

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт»

г. Саранск

e-mail: runova_555@mail.ru

Захряпин Алексей Викторович

Канд. филос. наук, доцент кафедры правовых дисциплин

ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт»

г. Саранск

THE STUDYING OF NOTION OF THE LEGAL STANDARDS AT THE LESSONS OF THE LAW KNOWLEDGE.

Runova Maria Alexandrovna

the student of  5 course of history and law faculty

of the Mordovian State Pedagogical

Institute named after M. E. Evsev’ev, Saransk

Zakhryapin Aleksej Viktorovich

Candidate of Philological Sciences, associate professor of the  

Mordovian State Pedagogical

Institute named after M. E. Evsev’ev, Saransk 

АННОТАЦИЯ

В данной статье описан методический прием, который позволяет наиболее полно раскрыть понятие правовой нормы.

 

ABSTRACT

        This article describes a methodical technique which allows to open the notion of the legal standard.

Ключевые слова: правовая норма; правовые знания; правовые ценности.

Keywords: legal standard, law knowledge, legal values.

Проблема изучения понятия правовой нормы школьниками  интересует исследователей из разных областей знаний, что подтверждает значительное количество научных работ, посвященных данной проблеме: труды С. С. Алексеева, Ю. А. Алферова, А. А. Баимбетова, Э. А. Баллера, Е. В. Болотова, С. А. Злобина, И. А. Иванникова, М. С. Кагана, М. В. Капитонова, Э. В. Соколова, М. Б. Смоленского, А. К. Уледова, Ф. Р. Филиппова и ряда других исследователей, работающих в этом направлении [3, с. 14] . Постоянно меняющаяся политическая, экономическая, социально-культурная обстановка в обществе затрагивает  культурно-правовую сферу жизнедеятельности человека, требуя дополнительного рассмотрения вопроса, особенностей изучения понятия нормы права школьниками.

Существуют различные методические приемы, которые учитель использует на уроках права для изучения понятия нормы права. Очень редко учитель применяет на уроке только один прием, обычно он сочетает различные методические приемы обучения. Для эффективного использования приемов необходимо их применять в совокупности с педагогическими средствами [1, с. 128].

Предлагаем методику интерактивного обучения на примере упражнения «живая линия». Участникам предлагают построиться вдоль воображаемой линии (линия может, например, проходить по диагонали класса) в зависимости от точки зрения, которой они придерживаются по поводу понятия правовой нормы.  На левом «полюсе» – те учащиеся, которые считают что понятия правовой нормы – это комплексное понятие, которое включает правовые знания, ценности, а также формы поведения личности, на правом – учащиеся которые думают, что правовая норма ассоциируется с определенными формами взаимодействия на основе соблюдения законов, имеющихся в обществе, в центре те, которые свели данное понятие к принятию личностью правовых знаний, норм, ценностей. Двое учащихся выбираются «наблюдателями». В их задачу входит фиксация всего происходящего, особенно перемещений вдоль линии.

Представителям различных точек зрения предложено по очереди (не более одной минуты каждому) приводить по одному аргументу в защиту своей позиции, а остальным участникам – менять свое положение на линии в сторону одного или другого полюса (сделать шаг или несколько шагов) в зависимости от того, насколько аргументы выступающих их убедили. Задания «обязательно переместиться» нет, но оговаривается необходимость полного включения в игру. За упражнением следует обсуждение. Первыми выступают «наблюдатели», которые подробно описывают увиденное со стороны. Затем участникам задается вопрос, о том, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Ответы обычно искренние, никто не остается равнодушным. Учащиеся испытывают: «чувство стыда, что я стою посередине, и у меня нет своей позиции», «страх показаться легкомысленным оттого, что я часто переходил от одного полюса к другому», «раздражение, что мало времени, и я не успеваю придумать убедительные аргументы». Некоторые участники отмечают, что их собственное поведение стало для них неожиданностью и заставило о многом задуматься.

Следующий этап – обобщение полученного опыта. Здесь могут прозвучать слова о том, как важно иметь собственное мнение, что каждая позиция имеет право на существование и уважение, если она осмыслена и обдумана.

В упражнении были задействованы все три канала восприятия информации учениками: визуальный (тема обсуждения записана на доске и находится всегда перед глазами участников), аудиальный и кинестетический.

Таким образом, интерактивное обучение – это форма познавательной деятельности, суть которой в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность проводить рефлексию по поводу того, что они знают и думают.

Практика создала большое количество методических приемов, с помощью которых учащиеся изучают понятие правовой нормы в процессе обучению права. Методика формирования понятия правовой нормы опирается на познавательные возможности детей, особенности их возрастных, физиологических характеристик организма.


Список литературы:

  1. Верзилин Н. М. Проблемы методики преподавания / Н. М. Верзилин – Москва : 1983. – 224 с.
  2. Сидоров С. В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. вуза / С. В. Сидоров – Шадринск : Изд – во ШГПИ, 2004. – 122 с .
  3. Тарасенко В. Г. Методологические проблемы теории права и государства / В. Г. Тарасенко – Самара : 2005. – С.13-14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Право. Понятие и признаки. Правовые нормы"

Презентация предназначена для урока, начинающего изучение темы "Право" в курсе обществознания, позволяет ознакомить учащихся с особенностями права, помогает осмысленно усвоить понятия, запомнить терми...

Правовое просвещение. Единый День правовых знаний

Единый день правовых знаний проводится в рамках просветительского направления социальной службы, а также в целях формирования правовой культуры, общественных целей, воспитания и уважения к правам и со...

"Формирование понятия правовой нормы у учащихся в современных условиях: социологический анализ".

В данной статье проанализированы результаты социологического исследования, которое позволило опи-сать состояние сформированности понятия правовой нормы у учащихся....

Методическая разработка к уроку информатики в 7 классе "Правовые нормы использования программного обеспечения"

Методическая разработка к уроку информатики в 7 классе "Правовые нормы использования программного обеспечения" создана как вспомогательное учебное средство к учебнику информатики Л. Л. Босов...

Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".

Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"...

Презентация к уроку "Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления"

Презентация к уроку "Нормы права. Структура правовой нормы и способы ее закрепления" (10 класс)...

Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»

Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских...