Конспект урока по праву "Правовая норма, ее структура. Виды норм права".
план-конспект урока по праву (10 класс)

Конспект урока по праву в 10 классе по теме "Правовая норма, ее структура. Виды норм права"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pravo_10_kl.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по праву 10 класс

Тема: Правовая норма, ее структура. Виды норм права.

Цель: формирование правовой компетенции учащихся.

Задачи:

- способствовать формированию представления о целостности системы права и ее элементах;

 - развивать компетенции работы с документами (анализ в рамках решения

проблемных заданий);

  -расширить знания учащихся в различных отраслях права (с упором на

правовые нормы в отношении несовершеннолетних).

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока.

  1. Орг. момент.
  2. Актуализация знаний.

Выполнение тестовых заданий по теме «Формы реализации (источники) права». (Проверка в паре).

  1. Изучение нового материла.

1)  Постановка задачи на урок.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать нормы как социальные регуляторы.

Давайте вспомним базовые понятия, усвоенные нами на прошлых занятиях.

-Что означает понятие «норма»?(ожидаемый ответ: правило, образец).

- Перечислите основные виды норм? (ожидаемый ответ: технические и социальные нормы).

-Назовите наиболее известные виды социальных норм (регуляторов)?

(ожидаемый ответ: обычаи, моральные, правовые, политические, религиозные, корпоративные нормы, деловые обыкновения и др.).

-Сегодня мы с вами сосредоточим свое внимание на правовых нормах. (Запись темы в тетрадь).

-Какие вопросы мы должны  рассмотреть  по данной теме? 

2) Комбинирование этапов получения новых знаний и их практического применения.

Норма права: понятие и признаки. Познание часто начинается с понятия.

-Определите, что означает понятие «Норма»? Что будет отличать правовую норму от других социальных норм? Составьте в тетради схему отличительные признаки нормы права.

(2 мин. Ответы уч-ся)

1) общеобязательный характер («право устанавливается не для отдельных лиц, а общим образом»);
2) формальный характер (выражено в письменной, документальной форме);
3) гарантии государства (устанавливает, охраняет от нарушений и применяет принуждение к соблюдению);
4) норма права – есть мера свободы, граница возможного, сохраняющая порядок и стабильность в обществе.

-Сформулируйте определение «Нормы права» по признакам.

«Норма права (образец, правило) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав, обязанностей и ответственности их участников».

Структура нормы права

Главной функцией нормы права является регулирование поведения людей.

Поэтому она должна содержать в себе не только само предписание как себя вести, но и указания на кого она распространяется и в каких условиях должна соблюдаться.

Исходя из этого норма права имеет трехэлементную структуру: гипотеза, диспозиция, санкция. (запись в тетрадь)

Гипотеза – это условия, при которых должно исполняться установленное правило. Т.е. это указание, на кого и в каких условиях распространяется установленное правило поведения.

Диспозиция – это само правило поведение (обязанность или возможность).

Санкция – это последствия реализации диспозиции. Но, учитывая, что правовые нормы, в отличие от моральных, устанавливаются государством и имеют регулятивную функцию, правовые санкции рассматривают как принудительные меры воздействия, применяемые государством к нарушителям установленного правила.

Задание: Работая в группе, обсудите и запишите виды санкций:

 По отраслевой принадлежности:

1.Уголовные(напр. лишение свободы).
2.Административные( напр , штраф).
3. Гражданские (напр., компенсация причиненного ущерба).
4. Дисциплинарные (напр., выговор, увольнение).

  По характеру последствий:

1.Позитивные(поощрения).
2. Негативные (наказания).

  По характеру мер государственного воздействия:

1Карательные(напр. лишение .свободы)
2.Правовосстановительные (напр., восстановление в должности).
3. Предупредительные (напр., привод, арест).

Практическое задание 1

Задание: Познакомьтесь с извлечением из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и выявите «гипотезу», «диспозицию» и «санкцию» этой правовой нормы.

«За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

 (ожидаемый ответ:
Гипотеза: «…граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства…»
Диспозиция: «За осуществление экстремистской деятельности…»
Санкция: «…несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность…»).

Практическое задание 2

Задание: Аналогично анализируем статью 26 Гражданского кодекса РФ:

«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя».

ответ:
Гипотеза: «Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет/,с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя»»
Диспозиция:«…совершают сделки…»
Санкция: предусматривается признание незаконности сделки).

Осложнение может вызвать определение санкции, которая в явном виде в статье не указана. Учащимся можно предложить спрогнозировать ситуацию, при которой несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет совершил сделку (напр., передачу или обмен имущества) без письменного согласия законных представителей, которые впоследствии обратились в суд со своим несогласием. Какое решение, исходя из этой статьи, вынесет суд?
Учащиеся могут предположить, что суд признает сделку, совершенную в нарушение закона, недействительной.

Виды правовых норм

Для упорядочения применения норм права их группируют (классифицируют) по разновидностям.

Задание: используя текст учебника стр.75-77 составьте в тетради кластер «Виды правовых норм» (5-6 мин).

Первая, виды норм права в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений.
По этому критерию выделяют нормы материального и процессуального права.

Нормы материального блага регламентируют отношения, связанные с материальными условиями жизни (напр., право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом).

Нормы процессуального права регламентируют отношения, возникающие в процессе реализации нами норм материального права (например, порядок решения споров участников гражданских правоотношений).

Виды норм права по отраслевой принадлежности.

Право включает в себя множество отраслей, и каждая отрасль представляет собой совокупность норм права в определенной сфере отношений.

Третья классификация норма права, основана на характере содержащихся в норме предписаний.

1. Управомочивающие нормы (т.е. право что-то смочь) – это нормы-разрешения, устанавливающие допустимость тех или иных действий (напр., ст. 35 п. 2 Конституции РФ: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично др.).
2. 
Обязывающие нормы – нормы-предписания, обязывающие совершения определенных правомерных действий (напр., ст. 57 Конституции РФ: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»).
3. Запрещающие нормы – это нормы-запреты, содержащие запрет на совершение противоправных действий (напр., ст. 13 п. 5 Конституции РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»).

Практическое задание 3

 «1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой».

Задание 1:  определите вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.

(нормы управомочивающие).

Задание 2: Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

 «Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет
Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет ».

 (ответ а) по отраслевой принадлежности – нормы трудового права;
б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающие нормы).

  1. Закрепление изученного материала.

Практическое задание (работа в паре).

1) определите структуру правовой нормы; 2) Определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

Извлечение из Закона МО «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» от 30 апреля 2008 года N 61/2008-ОЗ

«Статья 2. Особые обстоятельства для получения разрешения на вступление в брак
Особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

«Статья 3. Порядок подачи заявлений о разрешении на вступление в брак и сроки их рассмотрения
1. Заявления о разрешении на вступление в брак подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом (лицами), не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями или лицами их заменяющими (усыновителями, попечителем)».

Ответ

1. Структура правовой нормы:

Гипотеза:
« лицо (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет
беременность, рождение общего ребенка (детей)
непосредственная угроза жизни
на территории Московской области»
при подаче письменного заявления лицом (лицами) не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями или лицами их заменяющими).

Диспозиция: « получение разрешения на вступление в брак »

Санкция:
в явном виде не указана, но по общей правовой норме, в случае нарушения гипотезы, свершившийся факт (т.е. брак) будет признан недействительным.

2. Вид правовой нормы по отраслевой принадлежности – норма семейного права.

3. Вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний – управомочивающая.

5.  Подведение итогов (рефлексия).

6. Домашнее задание.

Параграф 8 прочитать, ответить на вопросы (устно), стр.77 задание № 2, стр.78 «Мысли мудрых» (объяснить смысл высказывания (на выбор).

Приложение

Практическое задание 1

Задание: Познакомьтесь с извлечением из Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и выявите «гипотезу», «диспозицию» и «санкцию» этой правовой нормы.

«За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке».

Практическое задание 2

Задание: Аналогично анализируем статью 26 Гражданского кодекса РФ:

«Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя».

Практическое задание 3

 «1. Упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном настоящей главой».

Задание 1:  определите вид правовой нормы в зависимости от характера содержащихся в них предписаний.

Задание 2: Ознакомьтесь со статьей Трудового кодекса РФ и, используя свои записи, выполните задание.

 «Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет
Лица, получившие общее образование или получающие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет ».

Практическое задание №  4

1) определите структуру правовой нормы; 2) Определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

Извлечение из Закона МО «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» от 30 апреля 2008 года N 61/2008-ОЗ

«Статья 2. Особые обстоятельства для получения разрешения на вступление в брак
Особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

«Статья 3. Порядок подачи заявлений о разрешении на вступление в брак и сроки их рассмотрения
1. Заявления о разрешении на вступление в брак подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом (лицами), не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями или лицами их заменяющими (усыновителями, попечителем)».

Практическое задание №  4

1) определите структуру правовой нормы; 2) Определите виды правовых норм: а) по отраслевой принадлежности; б) в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний).

Извлечение из Закона МО «О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет» от 30 апреля 2008 года N 61/2008-ОЗ

«Статья 2. Особые обстоятельства для получения разрешения на вступление в брак
Особыми обстоятельствами, дающими право на получение разрешения на вступление в брак лицу (лицам), не достигшему возраста шестнадцати лет, являются беременность, рождение общего ребенка (детей) у граждан, желающих вступить в брак, непосредственная угроза жизни одной из сторон.

«Статья 3. Порядок подачи заявлений о разрешении на вступление в брак и сроки их рассмотрения
1. Заявления о разрешении на вступление в брак подаются на имя Губернатора Московской области в письменной форме в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность по реализации на территории Московской области полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния, лицом (лицами), не достигшим возраста шестнадцати лет, его родителями или лицами их заменяющими (усыновителями, попечителем)».

Тест по теме «Формы реализации (источники) права» для 10 класса

1.   Первой формой выражения права был:

1) судебный прецедент 2) нормативно-правовой акт 3) правовой обычай

2.   Главным источником семейного права является:1) Конвенция о правах ребенка 2) Конституция РФ 3) Семейный кодекс  4) Гражданский кодекс

3.   Верны ли следующие утверждения о правовых актах?

А.   Одним  из  признаков  нормативного  правового  акта  является письменная форма.

Б. Законы отличаются от подзаконных нормативных правовых актов тем, что принимаются судебными органами власти.

1) верно только А 2) верно только Б   3) верны оба суждения      4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о Конституции РФ в иерархии правовых норм?

А. Ни одна норма права ни в одной сфере правового регулирования не может противоречить нормам Конституции.

Б. Особенность Конституции как нормативного акта высшей юридической силы состоит в невозможности изменить ни одну из содержащихся в ней норм.

1) верно только А 2) верно только Б   3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

5. Источники права — это:1) решения судов по гражданским делам

2) способы закрепления и выражения правовых норм

3) распоряжения Президента РФ 4) документы 5) нет правильного ответа

6. Документ государственного органа, содержащий в себе нормы права — это: 1) нормативно-правовой акт 2) юридический договор

3) прецедент 4) правовой обычай

7.  Нормативно-правовой акт, правовой обычай, правовой прецедент относятся к

1) видам юридической ответственности 2) видам правоотношений

3) источникам права 4) принципам права

8.Кровная месть, распространенная у многих древних народов, является примером
1) судебного прецедента 2) родового обычая 3) нормативного акта

Ответы:

1-3

2-3

3-3

4-1

5-2

6-1

7-3

8-2

Критерии

8 б -5

6-7 б-4

4-5 б -3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТРУКТУР СИНГАПУРСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ.

Тема урока: «Meet the Winners of the International Teenagers` Competition»Цели урока: 1. Практические: - вспомнить необходимую лексику по теме.2.Обучающие:-введение и активизация лексических еди...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока физической культуры, 5 класс. Тема: Комплекс «Нормы ГТО» - путь к здоровью на все 100!!!

Данный урок был представлен на Всероссийском конкурсе Учитель здоровья России  -2015. Был отмечен положительными отзывами и высокими баллами. Хорошо подходит как вводный урок для ознакомления дет...

Конспект урока "Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТО"

Тема раздела: Способы физкультурной деятельностиТема урока: Самостоятельные измерения показателей физической подготовленности по нормам ГТОЦель: Выполнение тестовых процедур для оценки готовности к сд...

Конспект урока по обществознанию «О моральных и правовых нормах»

Цель: способствовать формированию у учащихся навыков нравственной и правовой культуры средствами технологии педагогических мастерских...

Конспект урока русского языка в 10 классе Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи.

Конспект урока русского языка в 10 классе на тему  Грамматические нормы современного русского языка и их функционирование в речи...