Методическая разработка к проекту "Мои первые шаги в мир искусства"
методическая разработка на тему

Косолапова София Марковна

Методическая разработка к проекту "Мои первые шаги в мир искусства" с подробным планом занятий для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста за 2016-18 годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_proekt_2.docx779.86 КБ

Предварительный просмотр:

ГБ ДОУ № 116 Адмиралтейский  р-он С.П.б

Инновационный педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Мои первые шаги в мир искусства».

(Государственный Русский музей изобразительного искусства)

2016-18 г.

                                                                                                                                    Учитель-дефектолог Косолапова София Марковна

                                 

Направление Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста коррекционной направленности в условиях музейно-педагогической среды.

Актуальность выбранной темы – Современное общество предъявляет новые требования к системе дошкольного образования. Задача всех педагогов, согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом. Воздействие на ребёнка музейными средствами способствуют развитию у детей творческих способностей, мышления, активизации познавательной деятельности. Учитывая контингент детей ( ДОУ для детей с нарушением зрения), данная работа помогает нивелировать недостатки зрительного восприятия, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, накопление социального опыта жизни. Музейная педагогика рассматривается как интегративная и качественно новая сфера образовательной деятельности и как инновационная педагогическая система.

Цель использование культурного наследия в образовательной работе с детьми дошкольного возраста для полноценного развития современного человека, становления его личности, приобщения к культуре.

Задачи :

  • Формировать у детей представление о музее;
  • Развитие познавательных интересов;  Активизировать процессы мышления, зрительного восприятия и др.;
  • Побуждать детей к творческой деятельности, умению выделять выразительные  средства каждого вида творчества;
  • Обогащение развивающей среды группы ДОУ;
  • Использование новых форм работы с родителями и детьми;
  • Социальная адаптация детей и др.

Вид проекта долговременный, коллективный, направленный на взаимодействие педагогов, родителей, детей.

Формы работы Экскурсии в ГРМ, предварительные занятия, показ презентаций, практическая работа детей (творческие тетради, выставки тематических  рисунков и поделок  детей).

Содержание проекта – Практическая,  основная часть работы включает  посещение Государственного Русского музея, рассказы экскурсовода, непосредственное знакомство с экспонатами: картинами, народными игрушками, предметами быта. Практическая часть работы заключается также  в предварительной работе педагогов: проведение бесед, показ видеороликов, просмотр иллюстраций,  чтение литературы. Продуктивная деятельность детей -   закрепление полученных в музее впечатлений, участие в создании  различных выставок: тематических рисунков, детских поделок, проведение викторин.

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СЕНТЯБРЬ - ОКТЯБРЬ

2016 Г.

Ознакомительная работа «Мои первые шаги в мир искусства»

        

Познавательные:

- Дать доступное представление детям о музее, как о здании, где находятся культурные ценности;

Коррекционно-развивающие:

- Помочь детям освоится в музейном пространстве;

Воспитательные:

-Вызвать интерес у детей к изучению наследия прошлого, стимулировать гражданскую позицию – гражданина России.

Беседа с детьми по книге: «Музеи, которые нас ждут» - Л.Ванюшкина, Е.Коробкова – СПб: СМИО Пресс, 2015.

Демонстрация видеороликов об истории создания Русского музея «Русский музей – детям»

Подбор иллюстраций, репродукций картин ГРМ совместно с родителями.

28 СЕНТЯБРЯ

СТАРШАЯ ГРУППА

26 ОКТЯБРЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Жанры живописи.

« Пейзаж – настроение»

И.И. Шишкин «Корабельная роща», А.И. Куинджи «Вечер», «Облако», Левитан «Осень», «Слобода».

Познавательные:

- Формировать представления детей о том, как рождается картина от замысла к воплощению;

-Обогащение словаря за счёт понятийных обобщений – этюд, эскиз, композиция и др.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение детей видеть картину: анализировать, сравнивать, выделять средства выразительности художника.

Воспитательные :

- Создание благоприятного, положительного эмоционального фона у детей при рассматривании картин.

Предварительная работа с детьми: «Основы визуальной грамоты»;

- Рассматривание репродукций картин.

- Подбор видеороликов по теме «Художники и картины. Занятие 1 Школа искусств 5-10 лет Danilova_ru.

Работа в детских творческих тетрадях: «Мы входим в мир прекрасного»;

Оформление выставки детских рисунков и фотографий на тему: «Пейзаж-настроение»

НОЯБРЬ-ДЕКАБРЬ

« Знакомство с декоративно-прикладным народным искусством»

Познавательные:

- Познакомить детей с предметами жилья, домашнего убранства, декора, исконно-русской утварью.

- Обогатить словарный запас за счёт употребления в речи слов: изба, ставни, прялка, светцы, наличники, хомуты, обереги и др.

Коррекционно-развивающие:

-Активизировать зрительное восприятие на основе акцентирования внимания на главные и дополнительные детали предметов.

Подготовительная работа – рассматривание иллюстраций с изображениями русского быта.

- Чтение   русских  народных сказок.

Оформление выставки детских рисунков на тему: « Конь на крыше – в избе тише»;

.

Проведение викторины: «Мастера на все руки».

СТАРШАЯ ГРУППА

30 НОЯБРЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

16 ДЕКАБРЯ

- Зрительно находить детали, символизирующие прошлое: яркие узоры, чудные птицы, солнце, фантастические звери, сказочные изображения.

- Закрепить представления о том, что цвет в изображениях народных мастеров имел смысловой подтекст.

Воспитательные:

- Побуждать  желание у детей к творчеству.

29 ноября Мастер-класс в ГРМ « День матери» с родителями и детьми  (экскурсия выходного дня)

ФЕВРАЛЬ 2017

Посещение выставки к 200-летию И.К. Айвазовского

Познавательные:

-Познакомить детей с жизнью и творчеством художника-мариниста.

-Продолжать формирование понятия о создании картин – от замысла к воплощению.

Коррекционно-развивающие:

-Развивать зрительное восприятие за счёт подробного анализа картин, включая все сенсорные характеристики.

Видеть в картинах главное и второстепенное, выделять отдельные мелкие детали. В целом, видеть сюжетную линию картин.

Беседа с детьми по теме экскурсии.

Просматривание репродукций картин:

«Море», «Чёрное море», « Девятый вал» и др.

Оформление выставки детских работ морской тематики:  «МОРЕ», «Парусник».

Обсуждение: « Какая картина произвела впечатление, почему?»

СТАРШАЯ ГР. - 6 ФЕВРАЛЯ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГР. -13 ФЕВРАЛЯ

-Продолжать формирование у детей социально-личностных качеств.

-Воспитательные: 

Закреплять поведенческие навыки при посещении  музея, поездки в транспорте и др.

-Побуждать детей к творчеству.

МАРТ-АПРЕЛЬ 2017

Народно-прикладное декоративное искусство: Игрушки-потешки, игрушки-сказки (Рыба-кит, Кот и мыши).

-История создания русской матрёшки.

Роспись: Гжель, хохлома и др.

Познавательные:

- Познакомить детей с разнообразием рукодельных игрушек из различных материалов (ткань, солома, мох, шишки, дерево, глина) и, связанных с ними народных сказок.

Коррекционно-развивающие:

- Уточнение сравнительных характеристик в росписи дымковских, филимоновских, каргопольских и др. игрушек.

Воспитательные:

-Вызвать интерес у детей к изучению наследия прошлого.

Демонстрация видеороликов об истории игрушки.

Рисунки, аппликации и лепка на тему: «Загляни в прошлое»

МАРТ М-Ц:

СТАРШАЯ ГРУППА

АПРЕЛЬ М – Ц.:

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Познавательные:

- Формировать представления детей о том, как рождается картина от замысла к воплощению;

-Обогащение словаря за счёт понятийных обобщений – этюд, эскиз, композиция и др.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать умение детей видеть предметы: анализировать, сравнивать, выделять средства выразительности художника, способы изготовления.

Воспитательные :

- Создание благоприятных положительных эмоций.

Предварительная работа с детьми: «Основы визуальной грамоты»;

- Рассматривание предметов и иллюстраций.

Работа в детских творческих тетрадях: «Мы входим в мир прекрасного»;

Оформление выставки детских рисунков и фотографий на тему.


План инновационной проектной деятельности по теме: « Сказка в  русской живописи»  Подгот. гр.  ГБДОУ № 116  2017-18

Сроки

Тема

Задачи

Практическая часть

Продуктивная деятельность

Октябрь

Пейзажная живопись И.Левитан «Осень»

-Обучение детей целостному восприятию пейзажной картины;

-Воспринимать (читать) картину последовательно по плану;

-Видеть средства выразительности в изображении;

-Способствовать созданию благоприятной эмоциональной атмосферы.

Предварительная работа:

-Подбор иллюстраций, стихов,  музыки и образцов цветовых оттенков к картине.

-Показ презентации:  «Осень в стихах И.Бунина»  

Оформление выставки осенних работ.

Ноябрь  01.11.17

Городское Методобъединение. Проведение занятия на тему: «Профессия художник-дизайнер»

-Развитие зрения на основе полисенсорного  восприятия предметов за счет активизации функций всех анализаторов.

Предварительная работа:

-Подбор пособий, презентаций по теме;

-Беседы с детьми

-Моделирование одежды, подбор аксессуаров детьми;

Показ моделей.

Декабрь

« Сказка в русской живописи»;  В.Васнецов – великий  сказочник;  Картина «Снегурочка»

-Развивать умение последовательно воспринимать картину;

-Видеть в изображении содержательную, выразительную стороны;

-Развивать чувство эмпатии;

-Развивать творческие способности, воображение.

Предварительная работа:

-чтение русской народной сказки «Снегурочка»;

-Показ презентации на тему;

-Рассматривание и обсуждение художественных особенностей в изображении картины В.Васнецова «Снегурочка»

-Самостоятельная творческая деятельность детей: (изображение Снегурочки нашего времени):

-Рисунки детей;

-Конструирование из бумаги.

Январь-Февраль

2018 г.

В.Васнецов

«Богатыри», «Витязь на распутье»

-Развитие умения правильно читать картину:  видеть в ней главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи;

-Определять простейшие средства выразительности;

-Развивать речь, воображение  детей при составлении творческих рассказов с помощью приема:  до/после; Развитие аналитико-синтетической деят-ти в игре (кубики с изображением героев  16 частей);

-Активизировать положительные качества личности детей как социально значимые.

Предварительная работа:

-Чтение былин о русских воинах-богатырях;

-Беседы с детьми о мужестве, смелости и отваге героев;

-Создание и подбор тифлопособий по теме.

-Проведение праздника  День  Мужества;

-Изготовление поздравительных открыток;

-Фотовыставка по теме.

Март

В.Васнецов

«Алёнушка»

- Развитие зрительного восприятия детей согласно алгоритму восприятия с /к;

-Выделение главного художественного образа: внутреннего  состояния, выраженного  через позу, выражение лица, одежду.

Предварительная работа:

-Чтение русской народной сказки «Сестрица  Алёнушка и братец Иванушка»;

-Проведение этической беседы с детьми;

-Подбор тифлопособий.

Оформление выставки рисунков.

Апрель

И. Билибин

Иллюстрации к русским-народным  сказкам.

-Познакомить детей с творчеством И. Билибина;

-Развивать речь, воображение и  фантазию детей при составлении рассказов, сказок.

-Использовать знакомые средства выразительности в изображении.

Предварительная работа:

-Познакомить детей с  художником сказочником и оформителем  детских книг.

-Показ слайдов по теме.

Самостоятельное творчество детей:

-Оформление детской книжки по собственному замыслу.

Май

Знакомство с творчеством Петербургского художника К.Д.Бенькович

- Обобщить представления детей  в рамках проекта: «Мои первые шаги в мир искусства»;

- Развивать навыки коммуникации при общении; познакомить детей с профессией художник, современными жанрами в искусстве;

-Развитие ЗМК, творческого воображения при самостоятельном создании артобъектов.

Показ презентации по теме, слайды с работами художника.

Создание детских артобъектов из проволоки по замыслу, при сопровождении художника.

Литература:

  1. Н.А.Горяева «Первые шаги в мире искусства»
  2. Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика-  Синтез, 2008г.
  3. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
  4. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
  5. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
  6.   Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб: Детство-Пресс, 2004.

   Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез,2006г.

  1. Энциклопедия живописи для детей. М.: - Белый город, 2003.
  2. «50 художников. Шедевры русской живописи» - Россия, 2010.
  3. «Сказка в русской живописи», «Русские богатыри», «Былины». М.: - Белый город, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме "Лапта"-первые шаги в обучении

Спортивный инвентарь и оборудование для игры в "Лапту", правила игры, упражнеия, используемые на уроках физической культуры для обучения игре....

Методическая разработка занятия: «Хрустальная ночь» - первый шаг на пути к Катастрофе

Цели для ученика:Учащиеся получат возможность проанализировать «Хрустальную ночь» с позиции современной культурной ситуации;Учащиеся научатся на анализе источников выстраивать целостную картину ...

Методическая разработка - слет туристят "Вместе весело шагать"

Данная методическая разработка предназначена для проведения заключительного занятия  ТКО в конце первого года обучения по программе: «Туристско-краеведческая деятельность обучающихся начальных кл...

Методическая разработка Проведение контрольной работы по предмету История изобразительного искусства по теме «Искусство Древнего Египта» в первом классе при реализации дополнительной общеразвивающей программы в области изобразительного искусства «

        Данная методическая разработка создана для проведения в рамках текущей аттестации контрольного урока по учебному предмету «История изобразительного искусства&r...

Дополнительная общеобразовательная программа «Первые шаги в мире искусства»

laquo;Первые шаги в мире искусства» обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподавани...

Дополнительная адаптированная общеобразовательная программа «Первые шаги в мир искусства для детей с ограниченными возможно-стями здоровья»

Цель программы: создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей, жизненных и социальных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством обучения изо...

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись

Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...