Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе для детей с тяжелыми нарушениями речи
статья на тему

Фетисова Анна Владимировна

В статье кратко представлена система работы с использованием метода биоэнергопластики для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование метода биоэнергопластики в коррекционно-логопедической работе для детей с тяжелыми нарушениями речи

Фетисова А.В.

ГБОУ СО «Школа-интернат для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам №1 г. Саратова»  (г. Саратов)

Аннотация: рассматриваются особенности коррекционной работы с использованием метода биоэнергопластики. Анализируются этапы работы с учетом тяжелых нарушений речи у детей.

Ключевые слова: стертая форма дизартрии, здоровьесберегающие технологии, биоэнергопластика.

Fetisovа A.V.

SBEI SB “ boarding School for students on adapted General education programs №1 of Saratov» (Saratov)

 Abstract: discusses the features of the remedial work using the method bioenergetiki. The stages of work taking into account severe speech disorders in children are analyzed.

Keywords: the erased form dysarthria, health saving technologies, bioenergetika.

В течение последних лет многие исследователи и практикующие логопеды указывают на увеличение детей, имеющих сложные речевые нарушения. К одному из таких расстройств речи относится   дизартрия (а точнее, ее стертая форма).

Стертая форма дизартрии – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга (Л.В. Лопатина). Для данного речевого нарушения характерны как нарушенное произношение звуков, так и расстройства просодики речи. Причинами  могут быть расстройства иннервации артикуляционной и дыхательной функции. При логопедическом обследовании можно отметить неврологические симптомы – изменения в носогубной складке, отклоняющиеся движения языка. Язык у детей малоподвижен, не поднимается или отклоняется в противоположную сторону при выполнении артикуляционных проб. При выполнении мимических упражнений отмечается бедность и маловыразительность. Дети с данной формой дизартрии иногда не могут выполнить упражнение «Хомячок» (надувание щек), движения губ нескоординированные, несодружественные, отмечается сильная саливация. При обследовании можно отметить монотонность речи, отсутствие эмоциональной окраски, маловыразительность, темп может быть ускоренным или замедленным.

Общая и мелкая моторика чаще всего у таких детей характеризуется неловкостью, общей нескоординированностью и неточностью движений. Выполнение кинезиологических упражнений («Кулачок – ребро – ладошка», «Колечки») или упражнений пальчиковой гимнастики представляют для них трудность.

В связи с этим для успешной коррекционно-логопедической работы необходимым стал поиск новых здоровьесберегающих технологий (кроме традиционных методик коррекции речи), позволяющих интегрировано корректировать речевые и двигательные нарушения у детей с ТНР.

Одной из выбранных технологий стал метод биоэнергопластики. Метод был предложен И.Курис. По мнению И. В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Исследования Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. доказывают, что содружественные движения тела, руки и артикуляционного аппарата могут способствовать активизации энергии в организме. Совместная работа разных групп мышц влияет и на развитие двигательной активности общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Логопедические занятия, построенные с применением этого метода, были внедрены и апробированы нами сначала в  работе с дошкольниками, а затем с обучающимися 1 класса. Учитывая  тяжелые речевые нарушения детей, свою работу мы старались выстроить с учетом различных направлений:

  • развитие навыков правильной артикуляции гласных и согласных звуков;
  • обучение заданному ритму, способности воспроизводить ритм последовательно;
  • обучение навыкам речевому дыханию;
  • развитие и совершенствование слоговой структуры слова;
  • формирование навыка согласованного движения рук и движений артикуляционного аппарата в заданном ритме;
  • автоматизация  и дифференциация поставленных звуков;
  • развитие и совершенствование темпо-ритмической стороны речи.

При логопедическом обследовании (на диагностическом этапе) учитель-логопед выявляет степень нарушенности движений органов артикуляции, мелкой и общей моторики. Для постановки нарушенных звуков необходимо определить комплекс упражнений для логопедической работы.  Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики используется только на индивидуальных занятиях, т.к. требует от ребенка сосредоточения на выполнении движений.

На следующем этапе учитель-логопед проводит артикуляционную гимнастику, используя как традиционные комплексы упражнений, так и включая в работу Сказку о Веселом Язычке. Ребенок самостоятельно вслед за логопедом выполняет упражнения, а логопед начинает знакомить с героем занятий – перчаточным персонажем. Важно отработать правильное выполнение  упражнений, правильное открывание рта при произнесении гласных звуков, научиться удерживать артикуляционную позу в течение заданного времени. Все занятия должны проходить в благоприятной эмоциональной обстановке, поскольку не у всех детей сразу получается точное  выполнение всех движений. Важно учитывать психофизиологические особенности детей (поскольку у многих детей нарушениям речи  сопутствуют аутоподобное поведение), типологические особенности характера.

В начале третьего этапа работы к выполнению упражнений подключается ведущая рука ребенка. Постепенно в работу включается и вторая рука, а логопед контролирует правильное выполнение движений и рук, и артикуляционного аппарата. Выработка сопряженных движений рук и тела является главной задачей на данном этапе.

Усвоив правильность выполнения заданий и упражнений, ребенок может осознанно действовать обеими руками, в то время как логопед проговаривает текст Сказки о Язычке или называет артикуляционное упражнение. Задачей  логопеда является контроль  точности движений пальцев рук, синхронными движениями губ, языка и мимики ребенка. На данном этапе логопед использует различные формы представления материала занятий – разыгрывание сказки с персонажами, теневой или пальчиковый театр. Это пробуждает в детях желание самим пофантазировать и принять участие в занятии.

В процессе коррекционной работы мы воздействуем на различные виды анализаторов ребенка, что немаловажно при коррекции тяжелых нарушений речи. Усвоив правила выполнения артикуляционной гимнастики, дети постепенно овладевают навыком проговаривания:

  • слов сложной слоговой структуры;
  • слов и предложений на этапе автоматизации и дифференциации звуков;
  • слов на правильном речевом выдохе;
  • слов и предложений в заданном темпе и ритме.

 Опыт  работы показывает, что использование метода биоэнергопластики в сочетании с традиционными методиками коррекции речевых нарушений значительно повышает качество выполнения артикуляционных упражнений, способствует развитию  общей, мелкой и артикуляционной моторики, развитию высших психических функций, повышает эмоциональный фон занятия. Применение биоэнергопластики в коррекционной работе эффективно ускоряло исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливала импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

У детей в процессе занятий активизируется речевая функция и повышается работоспособность.

Выше перечисленные результаты позволяют сделать вывод о целесообразности и необходимости  применения биоэнергопластики как для коррекции, так и для профилактики речевых нарушений у детей  с тяжелыми нарушениями речи.

                                      Список литературы 

1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: «Астрель»,2007.

2. Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой / под общ.ред. Л.С. Вакуленко.-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

3. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. //Дефектология. 1999. N4

. 4. Зайцева И.Ю. Влияние занятий биоэнергопластикой на речевое развитие дошкольников. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/artcles/103050 

5. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

 6. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционная работа на уроках математики в 3-м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи»

 Речевое развитие в значительной степени определяет уровень знаний учащихся. Несоответствие  уровня развития речи , которой пользуются учитель и учащиеся на уроке, создает трудности ...

«Коррекционная работа на уроках математики в 4 –м классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи».

В специальной школе-интернате для детей с тяжелыми нарушениями речи, у учащихся, имеющих общее недоразвитие речи, на фоне относительно развернутой речи  наблюдается неточное  употребление мн...

Работа логопеда с родителями по сохранению здоровья детей с тяжелыми нарушениями речи

В данном материале изложено описание и рекомендации по организации форм взаимодействия логопеда средней группы с родителями....

Методы и приемы активизации деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях

laquo;Обучение эффективно только тогда, когда дети проявляютпознавательную активность»...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Программа предназначена для детей с тяжелыми нарушениями речи от 5 до 8 лет.

Цель АООП ДО для детей с тяжелыми нарушениями речи :построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием ...

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Использование различных игровых приемов в обучении общению детей с тяжелыми нарушениями речи

В данной статье описаны приемы и этапы работы по формированию коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии, которые я использую на индивидуальныхзанятиях...